Социальное становление личности детей через деятельность детского объединения «Страна Пятёрия»
Сакаева В.А.
МБОУ «Начальная общеобразовательная школа №39»
Социальное становление личности детей через деятельность детского объединения «Страна Пятёрия»
Новая реальность жизни диктует необходимость и одновременно потребность современного человека разобраться в сложившейся ситуации, понять свою роль и место в обществе, оказать воздействие на происходящие процессы. Для этого ему нужны определенные знания, умения и навыки. Воспитание в детях таких качеств, как инициативность, самостоятельность, умения вести за собой, смелости, доброжелательности, целеустремленности становится не менее ценным, чем овладение конкретной предметной деятельностью. Это объясняется тем, что в современных условиях стал востребован человек, способный: принимать активное участие в преобразовании окружающей действительности; не бояться брать на себя ответственность; уметь работать в команде, т. е. обладать лидерскими качествами.
Помочь детям и подросткам разобраться в сложных реалиях сегодняшнего дня, стать интересными, независимыми в суждениях собеседниками, научить их культуре общения, умению дискуссировать может и должна детское объединение (ДО). Именно здесь ребята могут удовлетворить свои интересы и наклонности, реализовать возможности, найти выход из создавшегося сложного положения, опору, понимание и защищенность. Социально-антропологические исследования и практика убеждает в том, что именно детские объединения и организации обладают оптимальными условиями для формирования лидерской позиции детей, так как дают возможность участвовать в социально-значимой деятельности. Такая деятельность помогает: научиться общаться, приобрести опыт социального взаимодействия с другими людьми, проявить свою неповторимость, реализовывать собственную инициативу, получить общественное призвание, уметь вести за собой.
Отметим, что современный этап развития общества, с одной стороны, характеризуется значительными преобразованиями в социально – экономической жизни России, с другой - кризисными явлениями в системе воспитания, которые привели к снижению уровня нравственности, дегуманизации ценностей и норм поведения определенной части молодежи. Известно, что черты гражданской личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта приобретаемого в семье, школе ДО, социальной среде и формирует в дальнейшем всю жизнь человека. Основу гражданственности закладывает сфера свободного времени, являющееся важнейшим фактором социализации личности, формирование ее социальной, асоциальной или антисоциальной направленности.
В настоящее время гражданские качества личности необходимо рассматривать в динамике, как качества, характеризующие способности к активному проявлению гражданской позиции через самоопределение и самоорганизацию детей в социально значимой деятельности. Именно это и определило появлению в нашей начальной школе детского объединения «Страна Пятёрия». Целью, которого является создание условий для социального становления личности детей через деятельность детского объединения.
Основными ценностными ориентирами деятельности ДО стали: Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Труд, Культура. Опираясь на них, мы решили выделить основные направления деятельности ДО:
1. Я - гражданин России
2. Я – творец
3. Я – здоровый человек
4. Я – часть природы
5. Я – член социума и семьи
6.Я - лидер
7. Я - активист
За 10 лет в ДО «Страна Пятёрия» сформировались свои традиции (традиции - передаваемые из поколения в поколение в течение длительного времени обычаи, идеи, ценности, обряды):
Выборы в Совет Дела, президента ДО;
Смотр-конкурс городов (отрядов);
прием в «Рукавичное Братство» (приемы в члены ДО);
КТД:
«Золотая осень»
«Здравствуй, Новый год»
«Наша армия родная »
«Самый женский день»
Праздники:
Рождественские посиделки
«Звездный экипаж»
Конкурс военно – строевой песни «Дорогами побед»
Экологическая акция «Наш зеленый уголок»
Выпуск газеты (каждый месяц).
Сила этих действий в эмоционально-психическом воздействии, эмоционально сближающем участников, усвоение общечеловеческих ценностей и идеалов.
Ещё одна немаловажная традиция – это исполнение гимна РФ и ДО на всех масштабных мероприятиях и праздниках. Очень интересный ритуал приёма в «Рукавичное Братство» новых жителей страны. Новые члены ДО «Страна Пятёрия» в форме визитной карточки представляют свои города и находят свою пару – рукавичку (которую заранее готовят старшие дети) среди старших товарищей. В результате каждый находит себе названного брата или сестру и берет ответственность на себя за младшего брата и сестру. Дети очень любят выборы президента страны Пятёрии. Участие принимают все города (отряды). На подготовительном этапе дети подают заявки на участие в конкурсе и начинают рекламную компанию. Ребята совместно с родителями и старшим вожатым оформляют стенгазеты, готовят речь для защиты. На общем сборе всего ДО кандидаты готовят информацию и представляют защиту «Если я буду президентом». В организации выборов активное участие принимают дети 9-10 лет, которые являются членами избирательной комиссии. После голосования члены избирательной комиссии совместно с мэрами отрядов подсчитывают голоса.
В нашей школе в течение 3 лет каждый месяц выпускается газета «Звоночек», где освещается деятельность ДО и школы в целом.
У школьников наиболее читаемыми оказываются те материалы, в которых рассматриваются проблемы школьников. Наибольший интерес вызывают статьи или заметки, иллюстрированные фотографиями с места событий. Дети отмечают, что газета интересна для них тогда, когда в ней можно прочитать что-то о себе или своих знакомых, о событиях, в которых они лично приняли участие.
Отметим конкурс военно–строевой песни «Дорогами побед». К празднику «День защитника Отечества» каждый город готовит строевую песню на конкурс. У каждого города есть отличительные знаки, значки. Например, одни город – моряки, другой – десантники, третьи – летчики, подводники, связисты и т.д.
ДО «Страна Пятёрия» лидирует среди городских школ. За участие в городских мероприятиях, которые проводит ЧГДО «Родничок» ДО в 2009г. заняло I место, в 2010 г. – III место, в 2011 г.- I место.
Мы уже достигли следующих результатов:
Наличие у детей устойчивого познавательного интереса, стремление к успеху;
Обладание эмоционально-волевой регуляцией, необходимой для успешной учебно-познавательной деятельности; обладание навыками регуляции своего поведения в конфликтных ситуациях, умение противостоять отрицательному влиянию как сверстников, так и более старших школьников;
Способность находить творческие решения учебных задач и практических ситуаций, умение выступить с инициативой, отстаивать своё мнение, нести ответственность за принятое решение;
Способность устанавливать контакт, наладить отношения в коллективе.
Повышение интереса к жизни классного и школьного коллектива у детей и родителей.
Таким образом, при организации мероприятий в ДО происходит формирование нравственных ценностных ориентаций и социального интереса участников мероприятий; члены детского объединения включаются в социально-значимую деятельность и общение и приобретают знания, умения и навыки; обеспечивается организация эффективной и целесообразной деятельности детского общественного объединения на основе ценностного подхода; оказывается посильная помощь в решении социальных проблем в микрорайоне школы.
Список литературы
Булгакова, О.М. Самоуправление в классном коллективе [Текст] / О.М. Булгакова// Справочник классного руководителя. – 2007 - № 4.- С.31-36
Духовно-нравственное воспитание школьников [Текст]// Справочник классного руководителя. – 2008 - № 3.- С.11-12
Жукова, В.В. Материалы деятельности разновозрастной организации учащихся «Единство» [Текст] / В.В. Жукова// Воспитательная работа. – 2008 - № 7.- С.56-58
Камакин, О.Н. Создание детского общественного объединения [Текст] / О.Н. Камакин// Справочник классного руководителя. – 2009 - № 12.- С.33-39
Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления [Текст] // Справочник классного руководителя. – 2007 - № 4.- С.37-39
Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога. Технология социально-педагогической педдержки детских и молодежных организаций [Текст] / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова- М.: Владос, 2007.- С.310-319
15