Программа детского объединения «Радуга детства»
Программа детского объединения «Радуга детства»
Познай себя – это интересно
Сотвори себя – это необходимо
Утверди себя – это возможно
Прояви себя – это реально!!!
Пояснительная записка
Мир детства – таинственный и чудесный остров, жители которого многое знают, многое понимают, многое чувствуют, но у них мало жизненного опыта. И они приобретают этот опыт в своей деятельности, в своих играх.
Среди огромного числа проблем сообщества, которые волнуют педагогов, деятелей культуры, на первое место выступают: возрождение русской культуры, сохранение нравственного, духовного и социального здоровья подрастающего поколения. Ни экономических, ни политических, ни экологических задач, стоящих перед Россией, не существует без тех, кем и для кого они будут решены, без людей, граждан, личностей, созидающих и сберегающих наследие прошлого, обеспечивающего продвижение общества на пути прогресса и цивилизации. Решение проблем общества всегда связывалось с образованием, воспитанием и социализацией, обеспечивающих становление личности. Сегодня с особой силой разгораются споры о взаимообусловленности таких процессов как воспитание, социализация, обучение.
Вопросы социализации младших школьников актуализируются возрастом ребенка-первоклассника, входящего в новое пространство жизни -школьное детство, в котором складывается определенная картина мира, чувственно-образные способы ее познания, присвоение социального опыта.
Социализация вносит в мир детства взрослые формы постижения мира, более рациональные способы ее познания, накладывает на ребенка ответственность за успехи в деятельности и способы адаптации в социуме. В период детства ребенок погружается в собственное пространство, в социальное пространство семьи и социально-воспитательное пространство школы, которые создают ему особые «испытания» с приходов в первый класс, где он начинает осваивать новые социальные и учебные роли. В этих пространствах особое место отводится семье и школе, где взрослые обязаны оказывать помощь и поддержку ребенка в период его социальной адаптации к новой роли ученика.
Изучая вопросы социализации и педагогической поддержки ребенка - первоклассника в условиях обучения в школе, авторы неоднозначно отвечают на вопрос о роли и значимости наследственности и воспитания в становлении социального опыта ребенка, способов его адаптации к новым условиям жизни. Современные дети по многим причинам (экологическим, наследственным, социальным, поликультурным и др.) рождаются нездоровыми (грубые или неярко выраженные нарушения в психическом, физическом, познавательном, интеллектуальном, эмоциональном развитии), что, несомненно, сказывается на его возможностях в обучении и социальной адаптации. Тестирование, нейропсихологическое обследование детей, изучение характера отношения членов семьи к ребенку-первокласснику позволило установить факт отсутствия представлений родителей о необходимости социализации и педагогической поддержки детей-первоклассников. Анализ современных концепций образования и практики социализации первоклассника в начальной школе, личностной поддержки ребенка в учебной и вне учебной деятельности, позволил нам высветить актуальность вопросов социализации и интеграции этого процесса в обучение и воспитание. Практика школ обнаружила недостаточность решения этих вопросов и проблем в обеспечении оптимальных условий социальной адаптации младших школьников.
Родители являются первыми воспитателями ребенка и представителями социума, помогающими детям входить в социальное сообщество, быстро адаптироваться к его особенностям. Способность ребенка быстро адаптироваться к новой системе, а для первоклассника - это школьная среда, всецело зависит от созданных родителями и учителями условий социализации и педагогической поддержки. Гражданская позиция родителей и учителей по отношению к первоклассникам, их социальная зрелость, богатство нравственных чувств и ценностных ориентации, гуманное и доверительное отношение к детям, определяют характер процесса социализации ребенка к школьному обучению.
Предлагаемая программа социальной адаптации и творческого развития первоклассников направлена на развитие творческих способностей детей, обеспечивает эстетическое, физическое, нравственное, интеллектуальное развитие, познание детьми жизни, самих себя, формирования умений эффективного общения. Наряду с этим развиваются организаторские способности и задатки детей, происходит их социальная адаптация. Программа предусматривает сотрудничество, содружество и сотворчество педагогов и их воспитанников и помогает решить основную проблему, связанную с необходимостью компенсации информационной перегрузки, с организацией психологического и физического отдыха.
Целевая группа:
Целевая группа проекта составляет количество учащихся первых классов.
Цели и задачи проекта:
Цель проекта – содействие в социальной адаптации первоклассников и развитии их творческих способностей.
Задачи проекта:
Создание психологически комфортного культурно-образовательного пространства для успешной социальной адаптации первоклассников;
Развитие творческих способностей;
Воспитание самостоятельности, ответственности;
Формирование навыков взаимодействия в коллективе
Методы решения первой задачи:
Проведение тренинговой программы для учителей начальных классов на тему «Первый учитель».
Проведение семинара и треннинговой программы для родителей на тему «Мой ребенок – первоклассник».
Методы решения второй задачи:
Проведение игровой программы, направленной на:
Формирование и развитие творческих способностей;
Формирование и развитие организаторских способностей;
Расширение представлений о себе и своих способностей;
Организация экскурсий и совместных досуговых мероприятий.
Методы решения третьей задачи:
Проведение тренинговой и игровой программ, направленных на формирование следующих умений и навыков:
Умение занять себя, развитие самостоятельности.
Иметь собственное мнение, учитывать интересы других, считаться с другими;
Самостоятельно заполнять свое свободное время, планировать свой досуг, уметь выбирать для свободного времени нужные, полезные дела, приносящие удовольствия;
Старательно учиться, прикладывать силы, терпение к овладению знаниями, уметь самостоятельно учиться;
Вести здоровый образ жизни.
Методы решения четвертой задачи:
Проведение тренинговой и игровой программ, направленных на формирование следующих умений и навыков:
Установление и поддержание дружеских контактов со сверстниками;
Умение работать в коллективе;
Умение слушать и слышать собеседника;
Организация экскурсий и совместных досуговых мероприятий.
Пути реализации проекта:
Формирование коллективов – участников программы проекта через систему заявок, которые получаются в результате:
апробации программы в школах города;
разработки примерных программ в помощь организаторам объединения.
Развитие связей и контактов со средствами массовой информации.
Создание системы связей через Детско-юношеский центр:
в организации помощи и консультаций специалистов;
в организации практических мероприятий;
в организации встреч;
в разработке методик.
Механизмы реализации проекта:
Привлечение заинтересованных организаций для поддержки и помощи объединению.
Создание условий для проведения развивающего, гуманного и познавательного досуга младших школьников.
Привлечение к сотрудничеству средств массовой информации.
Поддержка существующих детских объединений, организация встреч на базе школ.
Разработка символики объединения.
Этапы реализации программы проекта.
Первый этап – организационно-подготовительный. На этом этапе создаётся материальная, методическая база, планируется программа работы объединения.
Второй этап – основной. Реализация основных идей. Создание сценариев мероприятий, творческих дел, запуск игр.
Третий этап – итоговый. Подведение итогов на праздниках, встречах участников объединения.
Финансирование программы через:
создание, развитие связей и контактов с предприятиями малого и среднего бизнеса;
привлечение спонсорских средств;
организацию хозрасчётных заказов на проведение учёбы кадров, актива, заинтересованных лиц.
План-график реализации проекта:
Представленная программа состоит из 7 ступеней:
Первая ступень «Подготовительная»,
Вторая ступень «Познай себя»,
Третья ступень «Умей дружить, умей общаться»,
Четвертая ступень «Мальчишки и девчонки»,
Пятая ступень «Твори, выдумывай, пробуй»,
Шестая ступень «Я и мир вокруг меня»,
Седьмая ступень «Радуга Чудес».
Название ступени
Месяц
Виды работ по проекту
Исполнители
«Подготовительная»
Сентябрь
Организационные моменты.
Проведение конференции о начале реализации проекта.
Знакомство в группах.
Организация и проведение игровой программы по теме «Знакомство» (8 занятий, 16 часов).
Организация и проведение тренингов и семинаров для родителей « Мой ребенок первоклассник» и для учителей начальных классов « Первый учитель» (продолжительность занятия 6 часов)
Руководитель проекта, ассистент руководителя проекта, психолог, преподаватели начальных классов
«Познай себя»
Октябрь
Организация и проведение тренинга « Я – первоклассник» (продолжительность занятия 4 часа)
Встреча с интересным человеком. Проведение игры «А я мечтаю быть»
Психологическое тестирование. Тест Люшера. Тест «Несуществующее животное». Рисунок дома. Результаты используются в работе с родителями (см. приложение 1.)
«Открытые старты» (соревнования, выявляющие спортивные и необычные возможности ребят)
Руководитель проекта, ассистент руководителя проекта, психолог, преподаватели начальных классов, приглашенный гость, студенты пед.колледжа (института).
Ноябрь
Игры на развитие памяти, внимания, воображения
Игровая программа «Познай себя»
Организация и проведение мероприятия «Я – человек!»
«Умей дружить, умей общаться»
Декабрь
Организация и проведение тренинга «Умение считаться с другими» (продолжительность занятия 1,5 часа).
Организация и проведение тренинга «Умей работать в коллективе» (4 занятий, 6 часов)
Организация и проведение мероприятия «Новогодние чудеса!»
Руководитель проекта, ассистент руководителя проекта, психолог, преподаватели начальных классов, студенты пед. колледжа (института), экскурсовод
Январь
Каникулярная программа (посещение выставок, театров, музеев, катка)
Организация и проведение игры «Учись дружить» (7 занятий, 14 часов – см. приложение)
Организация и проведение тренинга «Давайте жить дружно» (продолжительность занятия 3 часа)
«Мальчишки и девчонки»
Февраль
Организация и проведение праздника «Сударь и сударыня»
Организация и проведение игры «Из чего сделаны мальчики? Из чего сделаны девочки?»
Руководитель проекта, ассистент руководителя проекта, психолог, преподаватели начальных классов, студенты пед.колледжа (института)
«Твори, выдумывай, пробуй»
Март
Организация и проведение игровой программы, направленной на формирование и развитие творческих способностей (16 занятий, 28 часов).
Организация и проведение мероприятия «1 апреля»
Руководитель проекта, ассистент руководителя проекта, психолог, преподаватели начальных классов, студенты пед.колледжа (института)
Апрель
Организация и проведение викторины «В стране чудес»
Подготовка и проведение игры-продажи «Веселая ярмарка»
«Я и мир вокруг меня»
Май
Подготовка и проведение беседы на тему «Мой родной город»
Организация и проведение ролевой игры «Мы едем, едем, едем»
Руководитель проекта, ассистент руководителя проекта, психолог, преподаватели начальных классов, студенты пед.колледжа (института)
«Радуга Чудес»
Июнь
Каникулярная программа (посещение выставок, театров, музеев, зоопарка)
Организация и проведение игры «Робинзонада»
Руководитель проекта, ассистент руководителя проекта, психолог, преподаватели начальных классов, родители, студенты пед.колледжа( института), экскурсовод
Июль
Август
Ожидаемые результаты проекта:
Будут выявлены интересы, склонности, способности целевой группы детей – первоклассников;
Успешная социальная адаптация к школе;
Умение детей общаться со сверстниками и взрослыми людьми;
Умение детей высказывать свое мнение и считаться с мнениями окружающих;
Умение детей организовывать свой досуг;
Развитие творческих способностей, дети раскрепощенные и уверенные в себе;
Будет проведено не менее 5 тренингов для детей с целью их успешной социализации и адаптации;
Будет организовано не менее 10 экскурсий, в ходе которых ребенок расширит свой кругозор;
В районных газетах будет выпущено не менее 3-х статей о ходе реализации проекта;
За время реализации проекта пройдет не менее 2-х телепередач по краевому ТВ.
Апробируемый проект носит мультипликативный характер, то есть опыт проекта может быть применен и в других регионах России.
Показатели для оценки результативности проекта:
Для оценки показателей результативности проекта будут использованы следующие механизмы:
Устный опрос участников проекта
Анализ книги отзывов
Ведение фото- видеолетописи проекта
Анализ публикаций в СМИ и телепрограмм
Отзывы родителей и учителей начальных классов
Методический материал к программе проекта детского объединения «Радуга чудес»
1. Комплекс игр к программе «Знакомство»
"Снежный ком" одна из самых распространенных игр этого плана. Группа встает в круг, и первый называет свое имя. Второй называет имя первого и свое. Третий имя первого, второго и свое. Вместе с именем можно изобразить свой любимый жест, назвать свой любимый напиток, личностное качество (вариант - начинающееся на первую букву имени), хобби и т.п.
Собраться в группы по именам и хором прокричать свое имя. Дети с уникальными именами объединяются в одну группу и должны прокричать что-нибудь их объединяющее.
5 важных вещей. Выполняется в парах. Пары расходятся на пять минут и молча жестами показывают друг другу пять самых важных для себя вещей. А затем пара жестами представляет друг друга кругу. Возможны варианты: пять самых страшных для меня вещей, самых неприятных и т.п.
"Газетка". Группа стоит в кругу. Ведущий в центре, у него в руках свернутая "газетка". Называется имя кого-то из круга, и ведущий пытается его осалить газеткой. Чтобы не быть осаленным, названный должен успеть быстро назвать кого-то еще, стоящего в кругу. Если человека осалили до того, как он назвал имя, он становится водящим. Через некоторое время вводится дополнительное правило: бывший ведущий, как только встает в круг должен быстро назвать какое-нибудь имя. А если он не успевает это сделать до того, как его осалит новый ведущий, он становится ведущим опять. В группе, в которой много малознакомых людей иногда целесообразно, чтобы тот, чье имя назвали, поднимал руку, так как ведущий может не ориентироваться в именах.
"Представиться по-разному". Каждый человек в кругу должен "представить себя": изобразить жест, сказать слово, прочитать стихотворение и т.п.
"Мяч по кругу". Все сидят в кругу. У первого игрока в руках мяч. Он называет чье-либо имя и кидает этому человеку мячик. Поймавший мяч должен назвать другое имя и кинуть ему мяч. Так до тех пор, пока не будет обойден весь круг, причем мяч должен побывать у каждого только один раз.
"Построиться по именам в алфавитном порядке". Хорошо при первой встрече.
"Нарисовать на листе бумаги что-то характеризующее художника".
"Сделать визитку соответствующую своей личности".
"Знакомимся по кругу". Группа встает в два круга - внешний и внутренний, лицом к лицу. Получившиеся пары в течение двух-трех минут знакомятся и рассказывают о себе, а затем внутренний круг смещается вправо на одного человека. Цикл повторяется, пока не будет пройден весь круг. Можно использовать музыкальное сопровождение, проводить игру в танце. "Карточки". Группе раздаются карточки, разделенные на квадраты. В каждом квадрате написано какое-то качество человека. (Например: Я люблю петь. У меня есть собака. Мне грустно. И т.п.) Каждый должен найти людей с данными признаками и вписать их имена на свою карточку, чтобы оказались заполнены все клетки. В упражнение следует включать те качества, которые важны педагогу: интерес к профильной деятельности (я люблю театр), группы по увлечениям (я люблю читать фантастику), качества присущие только участнику, которого хочется "выиграть" в рамках упражнения (пишутся под конкретного человека).
"Угадай". Несколько ребят становятся в шеренгу и называют водящему свои имена. Потом водящий отворачивается, участники меняются местами и водящий должен правильно назвать их по именам.
"Животные на спину". Каждому человеку на спину вешается картинка (или название) животного так, чтобы он его не видел. Чтобы отгадать, человек может задавать вопросы окружающим, на которые те отвечают да или нет. (Например: "У меня есть перья? Я хищник? Я живу в воде? и т.п.). Желательно, чтобы вопросы задавали всем. Если человек быстро отгадывает животное, ему на спину можно повесить следующее. Вместо животных можно использовать портреты людей из данной группы. Вопросы следует задавать по поводу их личных внутренних качеств.
"Поздороваться за руку с максимальным количеством людей". Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: "Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?" Выявляются несколько лучших.
"Круг имен".
Дети становятся в круг. (Это способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Для усиления такого чувства можно взяться за руки). Первый ребенок называет свое имя, второй называет имя первого и свое и так далее. Первый называет имена всех.В эту игру можно играть вместе с родителями и преподавателями. Это помогает всем подружиться и почувствовать себя одной командой. Пусть Вас не смущает, что некоторым детям еще трудно произносить имя и отчество взрослых и запомнить все имена. Помогите им в этом. Основная цель игры - объединение коллектива, преодоление барьера между детьми, привитие навыков общения.
Эту игру можно со временем усложнять. Просить называть свое имя и несколько слов о себе на заданную тему. Дети повторяют услышанное друг о друге, но не в 3-м лице, а в 1-м. Тебя зовут Лена. Ты ходишь в 1-й класс и любишь рисовать.
"Кто меня позвал".
Дети становятся группой, один ребенок выходит из группы отходит на несколько шагов и поворачивается спинной к группе. Преподаватель выбирает ребенка, который должен громко позвать ушедшего. Ушедший возвращается и говорит, кто его позвал, в 1-м лице:- Меня позвал ты, Антон.
Если ребенок догадался, кто его позвал, но не помнит имени, предложите ему спросить об этом позвавшего.
Первой реакцией детей обычно бывает желание показать пальцем. Это нужно исправлять.
Такие диалоги важны для детей. Они прививают им навыки общения.
2. «Мой ребенок – первоклассник» (тренинг для родителей)
Актуальность: Первый год обучения в школе - самый сложный не только для первоклассников, но также для их родителей и классных руководителей. Ребенок приходит в новый коллектив детей и взрослых. И на начальном этапе важным моментом является знакомство всех участников педагогического процесса друг с другом. Роль семьи в период адаптации первоклассника особенно важна и является одним из факторов, способствующих успешной адаптации ребенка к школе.
Цель: повышение психологической компетентности родителей в области взаимодействия с детьми на протяжении всего адаптационного периода первоклассника.
Задачи:
Знакомство участников тренинга друг с другом.
Создание атмосферы доброжелательности.
Осознание причин и проявлений адаптационного периода первоклассника.
Определение способов поддержки и помощи ребенку.
Обобщение опыта и способов взаимодействия с детьми (собственный опыт родителей, педагога и психолога).
Условия проведения: класс либо кабинет для тренингов со стульями (креслами) по количеству участников.
Необходимый материал: бейджики, фломастеры или маркеры, бумага формата А4 для работы в группах, лист формата А4 с изображением геометрических фигур (квадрат, треугольник, зигзаг, круг) для методики “Психогеометрический тест”, планшеты.
Участники: родители первоклассников или лица, их заменяющие (опекуны, бабушки, дедушки), классный руководитель. Наполняемость группы 14-20 человек.
Время проведения: 1,5-2 часа.
Формы работы: упражнения в парах, обсуждения, короткие информационные сообщения, работа в небольших группах, элементы тренинга.
Предполагаемый психологический результат: знакомство родителей друг с другом, создание хорошего микроклимата в родительском коллективе. Его черты: сплоченность, активность и доброжелательность. Осознание необходимости помощи ребенку в период адаптационного процесса.
Структура занятия:
Знакомство.
Основная часть.
Заключение.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Знакомство группы.
По мере того, как группа собирается, участники тренинга разбирают бейджики. Бейджики могут быть оформлены заранее или же участники группы подписывают самостоятельно так, как они хотели бы, чтобы их называли во время занятия.
1. Самопрезенация психолога (краткая характеристика ведущего как личности и профессионала).
Самопрезенация психолога (ведущего) может раскрывать следующие вопросы: фамилия, имя, отчество, образование, опыт и стаж работы, краткие личностные характеристики (хобби, увлечения) и т.д.
2. “Психогеометрический тест для изучения личности” [6].
Я использую данный Психогеометрический тест с целью установления доброжелательных и открытых отношений путем получения дополнительной информации о каждом участнике и как возможность деления группы на небольшие подгруппы по выбранным формам.
При интерпретации психологической характеристики форм личности зачитываются только положительные характеристики фигур, с целью установления доброжелательного отношения между всеми участниками группы на момент первоначального знакомства. В своей работе иногда использую не пять фигур, как предлагает данный тест, а четыре (квадрат, зигзаг, круг, треугольник) для более удобного деления группы на небольшие подгруппы. Группа делится на подгруппы путем объединения: квадраты с квадратами, треугольники с треугольниками и т. д.
3. Знакомство участников тренинга на основе заданий “Самопрезенация” и “Представление партнера” [3].
При работе в парах можно ограничиться следующими вопросами: имя, фамилия партнера; место работы; две лучшие черты своего характера; хобби; имя ребенка, обучающегося в классе; ожидания участника от семинара-тренинга.
II. Основная часть
1. Работа по группам, на которые разделил Психогеометрический тест.
Задание для работы в группе (5 минут):
Отметьте, какие изменения произошли в вашем ребенке при поступлении в первый класс? Например, ребенок стал более плаксивый, капризный или более самостоятельный (проявления могут быть как положительные, так и отрицательные).
По окончании отведенного времени каждая группа зачитывает результаты своей работы. Обсуждение.
Ведущий подводит итог сказанному и дополняет полученную информацию устным способом [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или с использованием [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
2. Сообщение результатов психодиагностики первоклассников. Диагностика проводится с целью определения степени адаптации учащихся при переходе дошкольного детства в первый класс.
Общие результаты психодиагностики по классу представляются в наглядной форме (в процентом соотношении в виде диаграммы или с помощью презентации).
3. Работа по тем же группам, на которые разделил Психогеометрический тест.
Задание для работы в группе (5 минут):
Определите основные пути и способы поддержки ребенка в адаптационный период? Например, как можно поддерживать оптимальный уровень работоспособности или тренировать волевые усилия, какие вы знаете пути и способы снятия напряжения и т.д.
По окончании отведенного времени каждая группа зачитывает результаты своих обсуждений.
Ведущий подводит итог и дополняет полученную информацию [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
III. Подведение итогов. Рефлексия участников:
Оправдались ли ваши ожидания по отношению к тренингу?
Что дало вам участие в этом тренинге?
Ваши пожелания?
2.3. Сценарий организации и проведения игры «Робинзонада»
«Робинзонада»
Номера занятий
Содержание деятельности педагогов и групп
Количество часов
теория
практика
закрепление
1-4
Начальные туристские знания (правила поведения в лесу)
2
6
5
Подготовка к игре «Робинзонада»
2
6
Оказание первой медицинской помощи
1
1
7-8
Игра «как мы знаем лес» (проверка знания грибов, ягод, лекарственных растений)
3
1
9-10
Проведение игры «Робинзонада»
3
11
Подведение итогов
4
КОНКУРС РОБИНЗОНОВ
Ведущий: когда-то очень давно герой книги Даниэля Дефо попал на необитаемый остров. Звали этого героя Робинзон Крузо. Неутомимый труд и несокрушимая решительность при самых безнадежных условиях помогли ему выжить. Многие на его месте просто пропали бы. Многие, но только не наши сегодняшние герои. Впрочем, сейчас мы это все с вами увидим. (Звучит музыка. На середину помещения выходят «Робинзоны». На доске прикреплены рисунки с кораблем и пальмами.)
Ведущий: командовать парадом буду я! Поднять якоря! Спустить грот-брамсель! Так держать! Внимание, слева по борту неприятельское судно! Судно пиратов! Я думаю, мы их победим, а поможет нам в этом храбрость, человеческий труд и сильная воля! Но сначала давайте познакомимся с нашими «Робинзонами».
Конкурс «Визитка».
Знакомство с участниками, каждый из которых должен продемонстрировать придуманный костюм и убедить собравшихся в том, что именно он является настоящим и самым лучшим «Робинзоном».
Конкурс «Рисунок корабля».
Как попали наши герои на не обитаемый остров? Конечно же, на корабле. Что же это были за корабли?
Конкурс «Танец».
Ведущий: на песчаном берегу Робинзон обрел своего друга Пятницу. Когда все дневные дела были закончены, Пятница учил своего друга Робинзона веселым танцам. (Участники изображают, как, по их мнению, мог танцевать Пятница).
Конкурс «Объясняемся жестами»
Ведущий: Робинзон и Пятница, не зная языка, друг друга, могли общаться только с помощью жестов или любили поболтать. Сейчас наши «Робинзоны» попробуют на языке жестов и при помощи мимики, отдельными звуками вступить в беседу с «Пятницами». («Робинзоны» делятся на две группы: «Пятницы» и «Робинзоны» каждая пара по очереди выходят в центр. «Робинзон» получает от ведущего фразу и пытается объясниться с «Пятницей».)
Фразы для «Робинзонов»:
- Подойди поближе! Не бойся меня я не сделаю тебе ничего плохого.
- Как тебя зовут? Ты хочешь есть?
- Ты будешь есть козлятину, кокосы или бананы?
- Не желаешь ли апельсиновый сок?
- Тебе еду посолить? Ну, как, вкусно?
- Пойдешь охотиться со мной на кабана?
Ведущий: Наше путешествие завершается. Слово жюри. (Подведение итогов. Награждение победителей.)
Ведущий: Мы надеемся, что наши участники, если попадут на необитаемый остров, не пропадут, благодаря своей сообразительности, силе, умению и неистощимой фантазии.
Литература
Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1994.
Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности: (Социальные исследования). – М., 1970. – вып. 3.
Байбородова Л.В. Школа творчества. – Ярославль, 1995.
Волохов А.В. Вариативно-программный подход к деятельности к деятельности детских организаций и объединений. – Ярославль, 1996.
Волохов А.В. Концепция социализации личности ребёнка в условиях деятельности детских организации. – М., 1991.
Гликман И.З. Теория и методика воспитания. – М.: Владос-Пресс, 2005
Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. – М., 2007
Кабуш В.Т. Человек: Прграммно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. – Минск, 1995.
Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. – М.: Гном-Пресс, 1997.
Польшакова Е.С. Следующая остановка – лето. – Ставрополь, 2003.
Шмаков С.А. Лето. – М., 1993.
Шеркова Н.Е. Новое воспитание.
Литература
Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1994.
Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности: (Социальные исследования). – М., 1970. – вып. 3.
Байбородова Л.В. Школа творчества. – Ярославль, 1995.
Волохов А.В. Вариативно-программный подход к деятельности к деятельности детских организаций и объединений. – Ярославль, 1996.
Волохов А.В. Концепция социализации личности ребёнка в условиях деятельности детских организации. – М., 1991.
Гликман И.З. Теория и методика воспитания. – М.: Владос-Пресс, 2005
Газман О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы. – М., 2007
Кабуш В.Т. Человек: Прграммно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. – Минск, 1995.
Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. – М.: Гном-Пресс, 1997.
Польшакова Е.С. Следующая остановка – лето. – Ставрополь, 2003.
Шмаков С.А. Лето. – М., 1993.
Шеркова Н.Е. Новое воспитание.
Приложение 1.
Тест Люшера
Тест Люшера
Хорошо известно, что воздействие цвета может вызвать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Это обстоятельство давно уже учитывается в искусстве, эстетике, дизайне. Поскольку эмоциональное отношение к цвету может характеризоваться или предпочтением его (выбором), или безразличием или отказом от него, то оно учитывается в психодиагностике.
Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.
Тест Люшера в оригинале представляется в двух цветовых вариантах: полное исследование с помощью 73 цветовых таблиц и краткий - с использованием восьмицветового ряда, который и находится перед вами.
Инструкции по выполнению:
1. Перед вами расположены 8 цветовых карточек. Выберете наиболее приятный цвет. Не соотносите цвета с любимыми цветами одежды или интерьера. Сосредоточьтесь на том, насколько данный цвет приятен вам здесь и сейчас.
2. Теперь сделайте выбор из оставшихся 7,6, 5, и т.д. карточек.
3. Процедуру требуется повторить 2-ой раз. Не пытайтесь воспроизвести свой предыдущий выбор.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Приложение 2
Психологический кризис 6-7 лет
По мнению Битяновой М.Р. адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Важно понимать, что невозможно стать школьником в один момент. Ребенку необходимо разъяснять, в каких ситуациях он должен быть школьником, а когда он имеет право вести себя как дошкольник. Привыкание ребенка к школе длиться от 2-3 месяцев до 1,5 лет. Адаптация учащихся к учебной нагрузке зависит от внутренних (эндогенных) факторов (возраст, состояние здоровья, индивидуально-типологические качества, физическое развитие, функциональные перестройки в организме в связи с половым созреванием) и от внешних (экзогенных) факторов (условия жизни в семье, организация режима дня, питания, учебных занятий в школе и дома и т.д.).
Самоукина Н.В. выделяет следующие условия адаптации ребенка к школе.
Смена социальной позиции ребенка (из дошкольника в ученика). Новые и сложные обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроке, дисциплинированным, большие нагрузки.
Смена ведущей деятельности (игровую - сюжетные и ролевые игры, фантазия, импровизация на учебную - запоминать учебный материал, формулировать ответ, решать задачу).
Психологическая адаптация через социальное окружение. Учитель (от отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, последствия - плохо учатся, агрессивны или не уверены в себе, склонны к асоциальным поступкам). Класс (насколько прочно ребенок смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников). Семья (необходимость в эмоционально комфортной обстановке дома).
Острая проблемой является сдерживание двигательной активности инициативного ребенка и активизация вялых и пассивных детей.
С началом обучения в школе у детей могут возникать специфические реакции: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, заторможенность.
Также необходимо учитывать уровень развития и организации психических процессов детей данного возраста. Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требует от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.
Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще ограничены. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет. По данным физиологов, к семи годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Но наиболее важные, специфические человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования, вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным. Это несовершенство проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
Моторные навыки, мелкие движения рук у них еще очень несовершенны, что вызывает трудности при овладении письмом. В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько ребенок управляет своими руками, причем зависимость эта очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребенку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения, которое он осуществляет.
Приложение 3
Пути и способы поддержки и помощи ребенка в адаптационный период
Основные характеристики
Способы поддержки
Внимание
Основные пути развития внимания - это разнообразная деятельность на уроке, возможность самостоятельной и творческой работы, что вызывает непосредственный интерес к материалу. Воспитание произвольного внимания также сводится к тренировке волевых усилий, а воспитанию привычки быть внимательным способствует четкая организация урока. Игры: «Лабиринт», «Что изменилось», «Найди 5 отличий», «Найди лишнее» и другие.
Воля
Ребенку тяжело преодолевать трудности, если у него нет достаточного запаса нервных и физических сил. Основной путь воспитания воли школьника - систематически организуемая учителями и родителями тренировка детьми волевого усилия. Демонстрация волевого поведения собственным примером и примерами любимых героев мультфильмов и кинофильмов. Немалую помощь оказывает физкультура, спорт и правильный режим, организация труда и отдыха.
Привычка доводить начатое дело до конца.
Работоспособность
Возможной помощью детям будет чередование различных видов деятельности, возможность отдыха во время урока для поддержания работоспособности.
Физические упражнения утром под любимую ритмичную музыку.
Маленького ребенка можно попробовать приучить вставать в одно и то же время с помощью ежеутренних мультиков в определенный час.
Более старшему ребенку можно посоветовать такой прием для быстрого перехода от сна к бодрствованию: нужно в течение 1-2 минут лежа энергично поработать кистями рук, сжимая и разжимая пальцы. А перед тем, как встать с постели, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. При движениях пальцев активизируется нервная система, а глубокие вдохи помогают снабдить кислородом мышцы и мозг и тем самым отгоняют сон.
Простые правила:
- пусть ребенок ложится спать и встает в одно и то же время; когда нервная система и весь организм заранее готовятся ко сну, ребенок легче засыпает и дольше отдыхает;
- время перед сном должно проходить не в шумных играх и не за просмотром боевиков и криминальных новостей (связанное с эмоциональными переживаниями чтение и телепередачимешают быстрому засыпанию и глубокому сну), а в занятиях, успокаивающих нервную систему;
не забывайте про водные процедуры перед сном и свежий воздух в комнате;
Помните, что потребность во сне ребенка и подростка в 10-12 лет составляет 9-10 часов.
Снятие напряжения
если ребенок привык спать днем, лучше сохранить дневной сон;
если ребенок сильно устает, можно укладывать его раньше;
расслабляющие ванны с солями или травами (пустырник, шалфей);
гулять на улице каждый день не менее 2-х часов;
в школе двигательная активность ограничена, поэтому очень важно дать ребенку возможность подвигаться во второй половине дня - бег, подвижные игры, плавание, общефизическая нагрузка - не отдавать ребенка в секции на первом году обучения.
боксерская груша, снежки (на улице или бумажные снежки);
раз в неделю устраивать для ребенка дни разрядки, отдыха и, если хотите, баловства («Петушиные бои», «Сбить противника подушкой с газеты»).
дыхательные упражнения. Регулярные тренировки делают глубокое и медленное дыхание естественным, регулируемым на бессознательном уровне, что со временем приводит к увеличению объема легких, улучшению кровообращения, общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Например:
Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5-6 раз подряд.
Исходное положение - лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.
отреагирование гнева: комкать и рвать бумагу; топать ногами, громко кричать в "стаканчик" или "трубу" сделанную из ватмана; втирать пластилин в картон или бумагу и др.
родители, если как стиль общения: противоречивость требований к ребенку; собственные частые негативные эмоциональные состояния, отсутствие навыков контроля и саморегуляции.
Тонкая моторика
Лепка, вырезание ножницами, застегивание пуговиц, развязывание и завязывание шнурков, сборка и разборка мелких деталей набора «Конструктор».
Учебная мотивация
Игра «в школу» с близкими является очень эффективным домашним заданием, выполняемым к тому же с интересом и носящим развивающий характер.
Все родственники должны поддерживать игру «в учителя». Позиция учителя позволяет создать условия для развития интереса к познанию.
Искренне интересоваться школьной жизнью, расспрашивать о школе.
Делиться своим школьным опытом. «Всеми своими «достоинствами» делиться не надо!» (например, «я всю жизнь был такой и ничего»).
Поощрение (хвалить ребенка не самого по себе, а какую-то его черту поведения, результат его деятельности).
Создавать ситуации успеха (длительный неуспех обычно приводит к снижению самооценки, к проявлению тревожности, агрессивности, трудностям в общении со взрослыми и сверстниками).
Трудности личностного характера
Поиграйте с ребенком! Дайте ему роль того персонажа, качеств которого, на ваш взгляд, ему не хватает. Например, если ваш ребенок излишне пуглив, дайте ему сыграть роль злого персонажа, чтобы он сумел изжить свой страх. Если же он излишне агрессивен, пусть сыграет тихого мудрого героя и почувствует, что общаться с окружающими можно и мирно.
«Я - первоклассник»
Школа, школа, школа...
Тихо, тихо! Идет урок.
Запрещаются все приколы
Пока не зазвенит звонок.
Мне уже шесть лет.
Мне уже шесть лет!
А вокруг двадцать первый век!
Я - первоклассник, занятой человек!
Дорогая учительница,
Я мечтаю, я не шалю.
Вы, пожалуйста, тоже поймите
Первоклассную душу мою.
Садик был вчера,
А теперь с утра
Как на работу в дождь и метель
Несу я свой тяжелый портфель.
Надо, надо, надо
На уроках никому не мешать.
Нету с нами никакого сладу –
Веселенький у нас первый класс!
Словно дом родной
Столько славных лет,
Школа, будешь ты со мной!
А учение - свет!
Учение - свет!!!
(строчка проигрыш)
А вокруг двадцать первый век!
Я - первоклассник, занятой человек!
13PAGE 14115
13PAGE 14215
РАДУГА ДЕТСТВА
Картинка 1 из 314Заголовок 315