Наша классная газета Светлячки


«Наша классная газета «Светлячки»
Гелогаева Раяна, Пономарёва Александра
г.Новоалександровск, МОУ гимназия № 1, 4 класс;
науч. рук: Белевцова Людмила Васильевна, учитель начальных классов,
МОУ гимназии №1
Каждый день радио, газеты, журналы приносят нам новости, рассказывают о важнейших событиях в нашей стране и за рубежом. Они знакомят нас с интересными людьми, сообщают немало полезных сведений, расширяют наш кругозор, советуют. Что касается взрослых газет, то здесь все давно ясно и понятно: газеты всякие нужны, газеты всякие важны. Общественно-политические, независимые, религиозные, для бедных и богатых, информационно-развлекательные и т.д.С такими газетами, как школьные, - случай особый. Что касается классных газет, - это пока не совсем распространенный тип изданий. И нас можно смело считать первооткрывателями. Ведь на эту тему не написано пока научных трудов, нет конкретных и четких рекомендаций. Поэтому нам предстояла большая и кропотливая работа. Но в любом случае опыт, накопленный взрослой прессой,  стал для нас верным ориентиром в беспокойном океане журналистики. Со второго класса мы работаем над созданием классной работы «Светлячки».
Без всяких сомнений, выбранный нами проект по изданию классной газеты является актуальным, потому что в ней раскрываются наиболее интересные темы для учащихся. Она помогает нам научиться высказывать свои мысли, идеи и является важнейшим средством самовыражения.
Гипотеза: предположим, что перейдя в пятый класс мы будем работать над созданием детского журнала, пригодятся ли нам наши навыки в работе над газетой.
Цель работы: создание условий для творческой самореализации личности, интеллектуального и мыслительного совершенствования.
Задачи:
- определить временные рамки работы над проектом
- изучить историю появления газет
- определить жанры статей газеты
- провести анкетирование ребят начального звена, с целью выявления популярности нашего издания
- собрать и обработать данные
- привлечь учащихся и педагогов к созданию нашего проекта

Вывод: пресса, которая выпускается ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий. Занятия создания газеты развивает нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию.

Форма представления результатов работы: выпуски газет «Светлячки» (2-4 класс)

РАЗДЕЛ I
История возникновения газет
1.1.Что общего между газетой и старинной венецианской монетой?
Печатные периодические издания возникли после изобретения книгопечатания (в 450 году Иоганн Гутерберг в Германии предложил наборный шрифт вместо традиционной доски, на которой вырезали буквы).
Само слово «газета» - итальянское. «Gazzetta» - так называлась старинная мелкая венецианская серебряная  монета, составляющая цену письменного сообщения о какой-либо торговой новости. В Венеции, городе, который в XVI веке был одним из центров мировой торговли, собирались известия со всех сторон света. Предприимчивые писцы размножали эти сообщения деловым людям, требуя за каждый экземпляр мелкую монетку – «газетту».
1.2 Исторические факты о газетах разных стран.
Сегодня мы совершим небольшую экскурсию в прошлое, узнаем много интересных исторических фактов об истории возникновения газет.
Когда-то давно единственная существовавшая в мире газета больше напоминала письмо, содержащее новости. Новости вывешивались на специальных досках объявлений, где каждый мог прочесть их.
Конечно, это нельзя было назвать настоящей газетой в нашем понимании, так как настоящую газету мы можем взять с собой куда захотим. За первой в мире газетой мы отправимся в древний Китай.
Китай.
13 веков назад правительство Китая выпустило газету "Тчинь-Пао", "Новости столицы", в которой рассказывалось о важнейших событиях.
Рим.
В древнем Риме тоже существовала правительственная газета, ее распространяли бесплатно. Она называлась "Акта Диурна", "События дня".
Германия.
Получать новости быстро всегда важно. В XVIвеке известной немецкой семьей международных банкиров Фаггерсами создается система сбора надежных новостей, и издается первый в Германии "Вестник".
Венеция.
Именно в Венеции людям впервые пришлось платить за одну газету одну гадзетту.(Денежная единица в Венеции). Газета называлась "Письменные новости" и выходила ежедневно.
Франция.
К числу первых газет, сильно напоминающих современные издания относится "La Gazzett", которая издается с середины XVII века во Франции. Сообщения в нее писали лично король Франции Людовик XIII, а также кардинал Ришелье.
Англия.
В Лондоне в 1663 году раз в неделю выходила газета "Информатор". Сбор новостей и производство занимало много времени.
Америка.
Первая Американская газета "Общественные происшествия" вышла в конце 17 века. Первая и по сей день влиятельная газета "Таймс" появилась в 18 веке и выпускается уже на протяжении нескольких веков.
Россия. Санкт-Петербург.
Первой российской печатной газетой стала появившаяся в 1702 году по указу Петра I. Газета представляла собой восьмушку листа, почти без полей, церковного шрифта. Большая часть сведений черпалась из голландских газет, причем Петр сам отмечал карандашом, что нужно переводить для газеты.
"Пионерская правда" - первая детская газета была основана в 1925 году. Это была еженедельная газета юных пионеров. "Пионерка" освещала все пионерские праздники и спортивные события. Газета была интересна и детям, и взрослым. Эта красочная газета о детях и для детей существует и сейчас. Конечно, она изменилась, но остается светлой и полезной газетой, дарящей радость детям, которые не только ее читают, но и участвуют в ее выпуске.

РАЗДЕЛ II
Вы решили выйти « в свет….»
2.1 Для чего нужна классная газета ?Что касается взрослых газет, то здесь все давно ясно и понятно: газеты всякие нужны, газеты всякие важны. Общественно-политические, независимые, религиозные, для бедных и богатых, информационно-развлекательные
С такими газетами, как школьные, - случай особый. Что касается классных газет, - это пока не совсем распространенный тип изданий. И нас можно смело считать первооткрывателями. Ведь на эту тему не написано пока научных трудов, нет конкретных и четких рекомендаций. Поэтому нам предстояла большая и кропотливая работа. Но в любом случае опыт, накопленный взрослой прессой,  стал для нас верным ориентиром в беспокойном океане журналистики. Пресса, которая выпускается ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий. Занятия журналистикой развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию.
Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Кроме того, работа над созданием нашей газеты направлена на развитие и становление личности каждого обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами).
2.2 С чего начать?
Первое, что необходимо было решить еще задолго до того, как первый номер нашего издания  попадет в руки читателей – наших одноклассников, учителей, родителей: что именно мы собираемся издавать?
- Свой собственный и настоящий журнал?
- Газету? 
- Альманах? 
Это очень важно. Мы подумали: если у нас, кроме небольшого числа заметок, репортажей и кроссвордов,  больше ничего не будет, нам лучше издавать газету. Тогда  нужно подумать о следующем. Кто будет заниматься фотосъемкой? Кто возьмет на себя обязанности корреспондентов?  
В результате жарких споров и поисков мы нашли желанный ответ и определите жанр вашего будущего издания. Ну что ж, мнения большинства сошлись, и мы выбрали газету? Это нам как-то ближе?
Итак, мы задумали создать свою классную газету. С чего начать? Какими бывают названия газет?
Мы провели исследование как выбираются названия газет:
- связаны с темами газеты или идеей (например, «Гудок» - газета для железнодорожников, «Учительская газета», «Планета Гимназия»);
- построены на основе какого-нибудь журналистского термина (например, «Аргументы и факты», «Правда», «Слово»);
- содержат какой-то художественный образ (например, «Радуга», «Метро», «Открытый город», «Остров»);
- привязаны к географическим названиям («Утро Петербурга», «Привет, Петербург!» «Европа плюс»);И решили свою газету назвать «Светлячки», так как наш отряд республики «Солнечная»- «Светлячки».
Прежде всего, нужно было решить, для чего вообще наша газета создается? Развлекать читателя? Просвещать? Давать темы для размышлений?
Какие темы – социальные, культурные, образовательные или чисто молодежные– получат приоритет, а какие пойдут на второй план?
РАЗДЕЛ III
Без редакции в газете: « ни туда и ни сюда»
3.1 Группа «Почемучки»
Я, Пономарёва Александра- руководитель группы «Почемучки». В нашем отделе 4 человека. Мы занимаемся тем, что ищем ответы на интересные и каверзные вопросы из разных областей например:
Как образовалась Вселенная?
Почему не разговаривают животные?
Что появилось вперёд яйцо или курица?
Почему зебра чёрно- белая?
Мы дружной командой готовим материал и предоставляем его нашему шеф- редактору.
Мне очень нравится участвовать в создании газеты, я хочу стать журналистом.
3.2. Группа «Сочинялки»
Я, Гелогаева Раяна, зам. редактора отдела «Сочинялки». Мне кажется, что в нашем отделе самая интересная и серьёзная работа. Для каждого номера все ребята что-то сочиняют (стихи или синквейны, сочинения на разные темы, небылицы).К юбилейному номеру газеты ребята писали сочинение «Моя любимая гимназия».Мы собрались своим отделом и выбрали интересные высказывания, которые и вошли в номер. Иногда в нашей работе возникает много споров, но Людмила Васильевна подсказывает и направляет нас.
А в будущем я хочу возглавить издательский центр.
3.3. Группа «Юный натуралист»
Возглавляет группу «Юный натуралист», Лебедева Дарья. В её команде все ребята натуры увлечённые зоологией и биологией. Работа состоит в том, что они подбирают информацию о необычных животных, их жизни или о растениях. К юбилейному номеру ребята подобрали занимательную информацию о совах, так как на эмблеме гимназии изображена сова. А ПОЧЕМУ? Мы нашли ответ на вопрос.
Помогает в работе наш компьютер, так как мы создаём презентации по темам и показываем всем нашим ученикам.
3.4. Группа «Фоторепортёр»
Руководитель отдела «Фоторепортёр», Ханин Никита. В егокоманде 3 творческих помощника. В классе проходит много мероприятий и ребята решили взять в руки фотоаппараты и снимать интересные моменты, потом посовещавшись содноклассниками и редактором они подбирают кадры к заметкам и статьям, которые предоставляют другие отделы. Никита мечтает о собственных фотовыставках.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы узнали об истории издательства газет, о том, как идею о создании газеты тяжело воплотить. Тем интереснее нам было попробовать свои силы в издательстве газеты для учащихся класса.. В создании "Светлячков" во втором классе участвовало в общей сложности 10 человек (ученики и учителя, родители). Цель нашей работы заключается в том, чтобы донести до читателей самую значимую информацию о нашей школьной жизни. Наша школьная газета на 2 страницах, тиражом 50 экземпляров. Результат наших трудов мы представляем на районных конкурсах, а главный редактор, Людмила Васильевна, на краевых. "Светлячки" - летопись школы, она необходима и важна ученикам, учителям и интересна родителям.
Классная газета – это, конечно, не «взрослая»  периодика. Но это вовсе не значит, что ей отведена роль прессы «малой», «несерьезной» и «непрофессиональной». Классная газета – не значит «слабая»! Наоборот, особая, имеющая собственное лицо и неповторимый характер, свою аудиторию и свой  стиль.
Сегодняшнему читателю нужны разные газеты. В том числе и читателю, который  еще учится в школе. Газета, которую мы создаём тоже нужна и важна. И,  прежде всего потому, что вместе с ней будешь расти и ты сам.
Вывод: пресса, которая выпускается нашими ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий. Занятия по созданию газеты развивает нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Толковый словарь русского языка. Современная версия.-М. :Изд-во Эксмо, 2006- 736с.
2. Почемучка- 4-е изд, испр. и доп.- М.: Педагогика- Пресс, «Педагогика- Пресс»,1992.- 384с.:ил.
3. Большая энциклопедия школьника/ Пер. с англ. У.В. Санциной и др.- М.: ЗАО «Росмэн- Пресс», 2005.- 664с.
4. Хансхайнц Р. Воспитание без огорчений [Текст] / М., «Семья и школа» 2000 с. 51 
5.Концова В.В. Детское объединение «Пресс-центр» // Классный руководитель 2003 - №3 – с. 64 – 72.
6.Носова М.А. Положение о школьном творческом объединении редакции газеты «Мухомор» // Классный руководитель 2002 - №4 – с. 118 – 120.
7.Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио / авт.-сост. Н.В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 154 с.: ил.
8.Швец Ф. Создание школьной газеты. Практическая деятельность как фактор развивающего обучения.// Школьный психолог. 2003 - №25-26 – с.20-21
ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ
1. ВИКИПЕДИЯ
2. http://slovarus.ru/3. zavuch.info/methodlib/53/66287/.
4. onlinedics.ru/slovar/bes/g/gazeta.h.