Выступление на методическом объединении Причины и способы решения проблемы адаптации выпускников детского дома


Государственное образовательное учреждение Республики Марий Эл
«Люльпанский специальный (коррекционный) детский дом для детей- сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными
возможностями здоровья VII вида»
Выступление на методическом объединении
Тема: Причины и способы решения проблемы адаптации выпускников детского дома, обучающихся в профессиональных учебных заведениях.
Выполнил: воспитатель
Петров Константин Владиславович
Люльпаны2013г.
Причины и способы решения проблемы адаптации выпускников детского дома, обучающихся в профессиональных учебных заведениях.
Получение качественного образования для ребенка, оставшегося без родительского попечения, является одним из немногих механизмов «социального лифта», который позволяет обеспечить ему социальное продвижение, доступ к важнейшим общественным благам, эффективную интеграцию в социуме. Это доказано как в рамках зарубежных, так и отечественных исследований. По данным английских ученых С. Джексона и П. Мартина, хорошее образование «спасает» детей-сирот от маргинализации (резкого понижения социального статуса). При сравнении двух групп взрослых людей из числа сирот, получивших и не получивших «хорошее образование», исследователями были выявлены следующие различия.
Таблица. Доля представителей маргинальных групп среди взрослых из числа детей-сирот, получивших и не получивших «хорошее образование»
Маргинальные группы «Хорошо образованные», % «Плохо образованные», %
Безработные 2.6 72.7
Осужденные 0.0 18.2
Бездомные 2.6 22.7
В исследовании Н.К. Радиной роль образования для выпускников сиротских учреждений определяется как наиболее «энергизирующий» личностный ресурс.
Сегодня проблема обеспечения успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признана государством в качестве важнейшего направления развития современной российской школы. В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы «обеспечение реализации гарантий доступности качественного образования для детей-сирот, их поддержки на всех уровнях образования» признано первоочередной государственной мерой.
Успешность обучения и интеграции детей и молодых людей из числа сирот в образовательном пространстве не зависит исключительно от их личностных характеристик. Она является результатом взаимодействия между ресурсами и возможностями образовательного учреждения, изменяющимися образовательными потребностями самого ребенка в процессе его взросления и профессионального самоопределения, а также средовыми факторами на разных уровнях его экологической системы.
Проблемы профессионального образования детей-сирот
Проблемы, с которыми сталкивались дети в период своего школьного обучения, не могли не повлиять на их профессиональный выбор, мотивацию в получении профессионального образования, включение в новое образовательное пространство. Результаты исследований 2009–2012 гг. особенностей жизнеустройства выпускников институциональной системы воспитания и замещающих семей в возрасте от 16 до 23 лет явно доказали преимущества воспитания детей-сирот в условиях замещающей семьи. Они заняли первое место по всем показателям успешности жизнеустройства. В том числе и по уровню образования. На момент исследования значительная часть представителей данной группы училась или уже закончила вузы (n – 77, 36,8%). Доля выпускников институциональной системы с сохранным интеллектом, обучающихся в высших учебных заведениях, не превышала 4%. Это совпадает с данными официальной статистики. Изучение уровня осознанности выбора профессионального образования, мотивации на его получение также на первое место выдвинуло бывших воспитанников замещающих семей. Абсолютное большинство повзрослевших приемных детей (71,1%) указывало на личную значимость выбранной профессии, соответствие ее собственным потребностям. Для остальных выпускников выбор чаще всего был вынужденным или случайным (на это указало 53,6% выпускников школ-интернатов, 37,6% выпускников детского дома). У большинства выпускников школы-интерната он определялся наличием общежития. Опрос первокурсников одного из московских колледжей – бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов – показал, что около 90% обучающихся не собирается работать по будущей специальности. Более того, 39,5% респондентов не могли назвать специальность, по которой они учились больше полугода. После совершеннолетия бывших воспитанников ситуация их профессионального образования ухудшается. По данным официальной статистики города Москвы, только 39% выпускников продолжают обучение в системе профессионального образования, а 26% – официально не учатся и не работают. На момент исследования не учились и не имели постоянной работы – 28,3% выпускников школ-интернатов, 24,5% – детских домов, 21,4% – специализированных учреждений для несовершеннолетних, 10,6% – замещающих семей.
На отказ молодых людей от обучения оказывает влияние «неосознанность профессионального выбора», «наличие гедонистических ценностей» (гедонизм – «удовольствие»).
Для детей-сирот, успешная интеграция в образовательном учреждении имеет особое значение, так как является показателем их интеграции в «открытом социуме». Миссия образовательного учреждения, состоит в том, чтобы стать для ребенка, оставшегося без попечения родителей, окном в «открытый социум», адекватной моделью социальных отношений.
Дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в силу их особого социального положения, более других молодых людей подвержены негативному воздействию общественных процессов. Известно, что отсутствие полноценного семейного воспитания приводит к нарушению социализации, и, как следствие, к осложнениям вхождения в новую среду и освоения социальных ролей. Одним из этапов жизненного цикла, где проявляются трудности социального становления сироты, является период обучения после школы.
Поступление в вузы, колледжи, техникумы для воспитанника возможно при условии содействия и помощи сотрудников интернатного учреждения, желания самого ребёнка (или хотя бы отсутствия явного нежелания) и наличие как минимум среднего уровня знаний в рамках школьной программы.
Но и в случае удачи при поступлении у детей возникают специфические трудности, обусловленные прошлым опытом и необходимостью освоения новой социальной роли студента. На существующие проблемы дополнительно «накладываются» необходимость самостоятельной жизнедеятельности после выхода из интернатного учреждения, увеличение объема самостоятельной работы в учебном заведении по сравнению со школой. Неопределенность трудоустройства по получаемой специальности, снижение качества профессиональной подготовки, материально-финансовое расслоение в студенческой среде, для категории студентов-сирот усугубляется собственными, специфическими трудностями.
Ежедневно, без поддержки взрослых, они вынуждены преодолевать постоянно возникающие трудности, не имея при этом опыта и навыков разрешения многих проблем. Большие сложности связаны, в особенности, с получением жилья, обустройством быта, умением рационально вести свой бюджет, отстаиванием своих прав. Действительность показывает, что сирота адаптируется к образовательному и жизненному пространству, по большей части, стихийно, путем проб и ошибок.
Для всех воспитанников определенной сложностью становится адаптация. Выпускники детских домов, которым пришлось переехать из деревни, в первую очередь, испытывают затруднения, связанные с переменой обстановки и неумением ориентироваться в большом городе. Некоторым из них адаптироваться помогают старшие братья или сестры. Благодаря помощи однокурсников сироты легче осваивают порядки и в общежитии и в учебном заведении.
Не удивительно, что сироты, попадая в новую среду, не могут адаптироваться в короткие сроки, организовать свой быт и досуг, ведь они довольно длительное время, живя в детском доме, находились в своеобразной социальной изоляции.
Привыкание таких студентов к новым условиям продолжается на протяжении первых двух курсов. Однако, вместе с этим, утверждают, что существуют положительные качества, присущие именно бывшим детдомовцам и отличающие их от «домашних» студентов – это стремление содержать в порядке свои вещи и жилое пространство, а также своеобразная «взрослость».
На начальных этапах самостоятельной жизни воспитанник нуждается в помощи, которую другие студенты могут получить в семье. При отсутствии семейной поддержки помогать такому студенту в решении многочисленных проблем, возникающих как в быту, так и в процессе профессиональной подготовки, должны учебные заведения. Воспитанникам приспособиться к распорядкам учебных заведений зачастую помогают однокурсники и старшекурсники, среди которых нередко встречаются выпускники одного и того же детского дома. Они от поколения к поколению рассказывают о том или ином учреждении, и приходят туда уже не как чужие.
Следует заметить, что проблема вхождения в образовательное пространство учебных заведений и усвоения правил нового образа жизни существует для всех первокурсников. Порой бывшие детдомовцы на фоне обычных студентов выглядят более подготовленными к переходу в самостоятельную жизнь.
Воспитанники стремятся устроить собственную личную жизнь, причем начинают делать это с первых курсов. Почти все студентки, встречаются с молодыми людьми, практически с момента поступления в учебное заведение, и строят серьезные планы на будущее – это семья, дети. Но, к сожалению, некоторые из них, по этим самым причинам, не заканчивают учебное заведение и не получают диплом об образовании.
Согласно Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», воспитанники имеют право на полное государственное обеспечение на время получения профессионального образования по очной форме обучения, а финансирование мер по социальной поддержке осуществляется субъектами Российской Федерации.
Однако характерной чертой большинства бывших детдомовцев является малообдуманное, неграмотное растрачивание денег.
Расточительность и легкомысленное отношение к деньгам в большей мере характерны для выпускников детских домов. Материальные затруднения начинаются у воспитанников, когда прекращаются социальные выплаты.
На сегодняшний день в учебных заведениях не существует развитой системы трудоустройства выпускников: некоторые факультеты располагают информацией лишь о немногих свободных вакансиях, социальный отдел имеет более значительный банк вакансий, но и этих ресурсов не хватает, чтобы устроить нуждающихся в работе студентов. Это значительно снижает шансы быстрого трудоустройства воспитанников после окончания учреждения, учитывая еще и то, что большинство выпускников не хотят работать по полученной специальности, считая эту деятельность непрестижной и малооплачиваемой.
Полноценное включение в социальную подсистему общества для каждого ребенка осуществляется через поддержку значимого взрослого человека и родных людей, чувство общности с ближайшим окружением. Потребность воспитанника в общении с взрослыми, которые посоветуют, позаботятся, зачастую удовлетворяется, как за счет сохранения связей с персоналом интернатных учреждений, из которых он вышел, а также за счет поддержания контакта со старшими родными братьями/сестрами.
Но, к сожалению, не каждый сирота имеет возможность приезжать в родной детский дом, да и интернатное учреждение не всегда готово поддерживать выпускника. Не у всех студентов есть родные братья или сестры и не всегда связи с ними сохранены. В отсутствии поддержки студент-сирота остается один, и в начале обучения в учебном заведении ему приходится самостоятельно адаптироваться к новому месту и образу жизни, новой социальной роли, и этот процесс дополнительно затрудняется опытом многолетней изоляции в интернатном учреждении.
В целом, социальная среда учебных заведений является достаточно инклюзивной, открытой. Об этом свидетельствует то, что воспитанники обладают достаточно широким кругом общения, они не чувствуют себя одинокими и легко включаются в интересную для них деятельность.
С некоторыми из этих проблем столкнулись и дети моей группы.
В 2011 году выпустились из детского дома Петрова Ангелина, Поздеева Анастасия, Царегородцева Виктория, Зигунёва Мария, Попёнова Александра
В 2012 году: Семёнов Артём, Полипкин Владимир, Богачёв Андрей, Макхамов Искандар, Куницова Екатерина, Коршунов Кирилл, Чакичев Евгений.
Из них учатся 10 человек. Двое, из которых, Настя, Геля через год поменяли учебное заведение. Причина изменения места учёбы Насти и Гели – несоответствие способностей, соответствующих данному учебному заведению. Большое количество точных дисциплин, повышенные требования трудно давались девочкам.
Не учатся два воспитанника - Макхамов Искандар и Зигунёва Мария. В нашей группе Искандар воспитывался в течение одного года, показал себя инертым, не самостоятельным, со слабо выраженным самоконтролем, низкой мотивацией подростком, но с повышенными запросами. В настоящее время является призывником.
Смена учебного заведения у Маши, а после и отчисление, было обусловлено, девиантным поведением, низким интеллектом девочки. Маша была на патронатном воспитании в семье несколько лет, а последний учебный год также провела в нашей группе. К тому времени Маша уже имела вредные привычки, низкую учебную мотивацию, отрицательный опыт воспитания в семье.
Остальные дети продолжают обучение в следующих учебных заведениях:
Царегородцева Виктория Андреевна – ФГОУ СПО «Йошкар-Олинский технологический колледж» - Парикмахерское искусство;
Поздеева Анастасия Алексеева – ГБОУ СПО «Марийский политехнический техникум» - Мастер отделочных работ
Петрова Ангелина Никандровна - ФГБОУ ВПО ПГТУ «Мариинско - Посадский филиал», республика Чувашия- дизайнер;
Попёнова Александра Андреевна – «Йошкар-Олинский техникум сервисных технологий» - закройщик;
Семёнов Артём Ахатович – ГБОУ СПО РМЭ Йошкар-Олинский технический колледж – Технолог деревообработки;
Полипкин Владимир Михайлович ГА ОУ СПО «Аграрный колледж» пгт.Алексеевская республика Татарстан – механизация сельского хозяйства;
Богачёв Андрей Сергеевич – ГБОУ СПО РМЭ «Звениговский профессиональный лицей» - механик речного флота;
Куницова Екатерина Геннадьевна – Высший колледж ПГТУ «Политехник» - архитектор;
Коршунов Кирилл Николаевич ФГБОУ ВПО «МарГТУ» - учитель физкультуры;
Чакичев Евгений Андреевич ГОУ СПО «Автодорожный техникум» - механик дорожных и строительных машин;
Макхамов Искандар Собир Угли – не учится, призывник.
Зигунёва Мария Васильевна – не учится, работает в Казани
В настоящее время поддерживаем связь с детьми через социальных педагогов, по телефону и в интернет сообществах.