Выступление на методическом объединении«Дети и … экономика» в условиях детского дома
Реализация парциальной программы «Дети и экономика» в условиях детского дома
Процесс социально-экономических преобразований российского общества дал импульс для развития интереса и потребности в экономических знаниях у подрастающего поколения, стремление определить свои возможности активного участия в экономической деятельности, развивающейся на рыночных принципах. Однако недостаточная экономическая, правовая, психологическая подготовленность молодежи к вхождению в рыночные отношения приводит к тому, что большинство молодых людей оказываются наименее защищенными на рынке труда и потенциально рискуют оказаться перед угрозой безработицы. Это обусловило новый социальный заказ системе образования - развитие адекватного современным рыночным отношениям уровня экономического образования детей. Оно должно стать предпосылкой не только успешного профессионального самоопределения молодежи, но и подготовить к активному самостоятельному участию в практической деятельности. Перед педагогами ставится задача подготовки детей к реалиям современной жизни. Это особенно важно в условиях детского дома, где воспитанники, не посещающие дошкольные образовательные учреждения, воспитывающиеся вне семьи, получают зачатки экономических знаний именно от педагогов и воспитателей.
Экономическое образование является важным компонентом общей культуры человека. Это предполагает формирование экономического мышления, разумных экономических потребностей, экономически осознанного отношения к труду, природе, материальным ценностям, деньгам и т.д.
Актуальность проблемы экономического образования детей и подростков не вызывает сомнений. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные известными педагогами (С. Батышев, А.Автономов, И.Сасова, Н. Побирченко, Б. Дратвер и другие). Круг исследуемых проблем в области экономического образования достаточно разнообразен.
Важнейшим показателям эффективности экономического образования является его непрерывность, результативность которого обеспечивается его этапностью.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка, так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается усвоение первоначальных социокультурных правил и норм. Особенностью этого периода, который отличает его от других, последующих периодов развития, состоит в том, что он обеспечивает общее развитие, является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний, навыков.
Требования общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно дошкольного возраста, поскольку большинство предпосылок будущей экономической деятельности человека закладывается именно в этот возрастной период.
Опыт зарубежных стран свидетельствует, что уже в возрасте 5-7 лет дети успешно усваивают определенные экономические понятия: потребности, выбор, товар, деньги, цена и другие. Исследования последних лет, проведенные российскими учеными, свидетельствуют о важности включения в образовательный процесс экономического образования именно с дошкольного возраста. В этот возрастной период дети получают первичный опыт в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Целью экономического образования в дошкольном возрасте должно стать формирование навыков экономического мышления, а не тщательное, всестороннее изучение тех или других экономических категорий.
Отечественный исследователь Л.Н.Галкина выделяет условия формирования элементарных экономических представлений у дошкольников. К ним относятся: системно-деятельностный подход, обеспечивающий системность, личностную ориентацию, деятельностность процесса формирования элементарных экономических знаний у старших дошкольников; педагогический процесс строится на основе установления взаимодействия «педагог-ребенок-родители»; система формирования экономических представлений предусматривает создание экономической предметно-пространственной среды; технология обучения детей элементарным экономическим знаниям включает этапы эмоционально-мотивационный, когнитивный, деятельностно-игровой.
Показатели компетенции дошкольника в области экономического образования представлены в таблице 1.
Таблица 1 Показатели компетенции дошкольника в сфере экономического образования
Должен знать
Должен уметь
Должен понимать
о первоочередных потребностях человека (еда, вода, жилье, безопасность и т.д.);
выделять первоочередные потребности своей семьи;
что человек должен постоянно работать ( на работе и дома);
о личных потребностях самого ребенка, окружающего мира; ограниченность основных ресурсов;
пояснять причину существования ограниченности;
что человек не может иметь все, что хочет;
почему человек не может иметь все, что желает;
делать выбор;
что при осуществлении выбора от чего-то надо отказаться;
почему необходимо делать выбор;
сравнивать и оценивать товары (качество, цена), соотносить потребности и возможности семьи;
что экономия и бережливость необходимы, как в семье, так и в детском саду;
для чего людям нужны деньги;
выбирать товары в соответствующем магазине;
что природа имеет дары, которые отдает людям (красоту, даровые блага, природные ресурсы) и что к ней надо относиться бережно.
что значит дорого или дешево;
ориентироваться в мире товаров с помощью рекламы;
о бюджете семьи (доход и расходы);
определять предметы и средства труда;
о труде взрослых: каждый человек должен работать на работе и дома;
объяснять результаты труда людей разных профессий (товар или услуга).
почему нужны все виды труда;
почему необходимы и полезны разные продукты и блюда;
о правилах культуры поведения.
Работа по экономическому образованию дошкольников в Новодольском детском доме строится на базе парциальной программы «Дети и экономика», разработанной А.Д. Шатовой. Основная цель программы заключается в научении детей понимать и ценить окружающий мир, уважать людей, умеющих хорошо трудиться и зарабатывать себе на жизнь, осознавать на доступном дошкольнику уровне взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги». Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Новизна методики, которая является авторской программой, заключается в том, чтобы преподавать экономику детям с пятилетнего возраста. Понятия «экономика» и «дошкольник» тесно связаны, так как детей, как и взрослых людей волнуют финансовые вопросы.
Дошкольники повсеместно сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли дома мама с папой повышение цен или прибавку к зарплате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и ее купить не могут, или же когда получают в подарок на день рождения конверт с купюрами. Данная программа помогает детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и как сделать так, чтобы преумножить достаток.
Важным аспектом данного проекта является то, что он адаптирован как под занятия в дошкольном образовательном учреждении, так и для домашнего обучения, в том числе в условиях детского дома.
Основные цели программы:
- познакомить детей со сложным миром предметов и вещей, человеческих взаимоотношений;
- научить бережному отношению к деньгам;
- сформировать экономическое мышление;
- дать информацию о наличии взаимосвязи между этическими и экономическими категориями: деньги, труд, товар, цена, с одной стороны, и честность, щедрость, экономность - с другой;
- рассказать про способы зарабатывания денег и их разумной трате.
Программа «Дошкольник и экономика» значим потому, что подразумевает широкую практику применения полученных детьми знаний: и в быту, и в будущей профессии. Она состоит из четырех взаимосвязанных блоков: «Труд – продукт»; «Деньги (цена, стоимость)»; «Реклама: желания и возможности»; «Полезные навыки и привычки в быту - тоже экономика». Программа рекомендована Ученым советом Института психолого-педагогических проблем детства.
При реализации Программы в нашем учреждении обучение азам экономики проводится посредством сказки, которые большинству детей хорошо знакомы, достаточно актуальны в том плане, что их сюжет отражает экономическое содержание.
В качестве средств экономического образования использовались: сказочные персонажи, игровые формы, чтение сказок с дальнейшим их обсуждением, создание проблемных ситуаций и проекта выхода из них.
Работа началась с анализа сказочных произведений разных видов: народные сказки, авторские , что позволило отобрать серию сказок, наиболее ценных с точки зрения как экономического содержания, так и решения задач нравственного воспитания. В сказках экономическое содержание представляется дошкольникам в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.
Разработанный перспективный план включает 6 блоков: потребности, деньги, труд, бюджет семьи, доход и расход, товар.
Сказки расположила в последовательности, позволяющей сначала сформировать у детей представления о потребностях, затем о труде, товаре, деньгах.
Для раскрытия этих экономических категорий выбрала следующие сказки: «Аленький цветочек» С. Аксакова (потребности); «Три поросенка» (труд), «Лиса и журавль» (уточняет у детей представления о смекалке, осуждение жадности). Понятие «товар» раскрывается в сказке К. И. Чуковского « Федорино горе». Формирующая представление о рациональном выборе материала сказка «Заячья избушка». Понятие «деньги» раскрывается в сказке К.И. Чуковского « Муха- Цокотуха». В сказке А. Толстого «Приключения Буратино» формируется представление о способах увеличения дохода и другие.
В начале и в конце реализации программы была проведены оценка сформированности у дошкольников экономических знаний. Результаты исследования представлены на рисунках 1 и 2.
Оценку результативности экономического воспитания осуществляла на основе использования системы объективных критериев.
Рисунок 1 – Оценка сформированности экономических представлений в начале реализации програмы «Дети и экономика»
Рисунок 2 - Оценка сформированности экономических представлений по итогам реализации програмы «Дети и экономика»
Таким образом, можно сделать вывод, что использование в образовательной и воспитательной деятельности специальных программ дает положительный результат.
По итогам первичного мониторинга проведенного в начале работы были получены следующие результаты: низкий уровень экономических представлений и понятий наблюдался у 64 % детей (рисунок 1), средний уровень имели 34 % дошкольников и высокий – 2%.
Повторный мониторинг, проведенный в конце реализации программы, показал, что 31 % (рисунок 2) дошкольников показали высокий уровень экономических представлений и понятий, 47 % - средний, и лишь 22 % - низкий, что почти в три раза меньше, чем в начале обучения.
Список использованных источников
1 Галкина, Л.Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшого дошкольного возраста [Текст] : Автореф. дис. канд.пед.наук. – Екатеринбург, 1999.- 20 с.
2 Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий [Текст] /Е.А. Курак. - М.:ТЦ Сфера, 2002. - 80 с.
3 Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику [Текст] /А.А. Смоленцева. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. – 176 с.
4 Смоленцева, А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок [Текст] / А.А. Смоленцева. - М.: АРКТИ, 2006.
5 Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст] /Под. Ред. Т.И. Ерофеевой. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 344 с.
6 Шатова, А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? [Текст] / А.Д. Шатова //Дошкольное воспитание. – М., 1989, №1.- С.62-65.
7 Шатова, А.Д. Деньги. Маленькая энциклопедия для дошкольников [Текст] / А.Д. Шатова. - М.: Ювента, 2003.
8 Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников [Текст] /А.Д. Шатова. - М., 2005.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515
Диаграмма 1Диаграмма 215