Программа воспитательной работы Содружество семьи и школы как фактор формирования личности ребенка


(из опыта работы классного руководителя Анока А.П.)Западно – Казахстанская область Бурлинский район г.АксайОбщеобразовательная средняя школа №4 Содружество семьи и школыкак фактор формирования личности ребенка(программа воспитательной работы) Концепция модернизации казахстанского образования до 2020 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. По словам В.А.Сухомлинского “Семья – это та первичная среда, где человек должен научиться творить себя.” Проблема воспитания нового поколения казахстанцев – самая острая проблема школы, семьи, государства. Только ли семья может обеспечить воспитание активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, ответ однозначен – нет. Семья и школа представляют собой два важных института социализации детей: для полноценного развития ребенка необходимо тесное взаимодействие школы и семьи.Актуальность Приоритетные направления Ведущими идеями в моей воспитательной работе являются:гуманизм; сотрудничество; формирование единого воспитательного пространства. Цель:Создание условий для развития учащегося через организацию сотрудничества семьи и школы. Задачи Принципы Основополагающим для меня как классного руководителя является принцип семи “У”: Основные положения воспитательной системы: Моя воспитательная система позволяет сделать осмысленной и целенаправленной деятельность учащихся, родителей и меня как классного руководителя, обеспечивая Соразвитие в коллективе, подразумевающее общее участие в жизни классного коллектива, совместность в решении общих проблем воспитания и образования учащихся. Под совместными проектами мы подразумеваем учебно-познавательную деятельность результаты которой должны быть осязаемыми, то есть если есть теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – результат готовый к внедрению. Семейный проект “Презентация семьи”Цель: знакомство учащихся с историей семьи, воспитание патриотизма. Цель: Обеспечение ребенку психологического комфорта.Задачи: Изучение психолого-педагогических особенностей ребенка, его семьи. Создание социального портрета ученика, его родителей.Реализация системы работы классного руководителя через функции педагогического просвещения.І – этап. Проектирование общности “Я- ученик среднего звена” (2008 г) Воспитательная работа на данном этапе была направлена на обеспечение ребенку психологической безопасности и комфорта. На основе личных наблюдений, анкетирования родителей, рекомендаций школьного психолога создавала образовательное пространство с целью адаптации учащихся в классе. В ходе работы на родительском собрании были выявлены ожидание родителей по взаимодействию семьи и школы. Родители считают, что ... На основе анкетирования был создан обобщенный образ современного родителя. В классе на тот момент имелись 4 категории родителей. Наша совместная деятельность  классного руководителя + учащихся + родителей получила название «Я теперь пятиклассник»Главными достижениями этого этапа стали:А самое главное на вопрос «Какую помощь в классных делах ты готов оказать вместе с родителями?» – ответили любую. Цель: Создание психолого-педагогических условий для развития личности учащихся, их способности к саморазвитию, самопознанию, самореализации через включение в различные виды деятельности.Задачи:Целенаправленное обучение коллективной и групповой деятельности для развития коммуникативных способностей;Приобщение детей к культуре родного края, традициям семьи, школы.ІІ – этап. Становление и функционирование классной общности “Найди свой путь” (2009-2010 гг) В рамках этого этапа была сформирована творческая группа «учащиеся + классный руководитель + родители +психолог». Одной из целей содружества стало выявление и самореализация творческих возможностей и потребности детей. Это создание классно-семейных проектов, участие в конкурсах, обучение коллективной деятельности. Значительным событием стало участие группы ребят в районном конкурсе научных проектов. ІІІ – этап. Стабильное функционирование классного коллектива и родительского сообщества (2011 г) «Моя Родина – Казахстан»«С любовью к природе»«Наш город вчера, сегодня, завтра»«Школа №4 в жизни моей семьи»«Профессии в моей семье»Родителям и обучающимся предложены темы: На протяжении ряда лет в классном коллективе действуют следующие принципы выстраивания отношений: Как утверждает Соловейчик С., известный педагог: «Сотрудничество – одно слово, но оно содержит в себе, если вдуматься, все высокие нравственные качества. Только в сотрудничестве можно воспитать человека для человека. Вот то поле, на котором дальние и ближние цели сходятся, совпадают поле сотрудничества с людьми». Сотрудничество родителей, школы, детей, организация совместной работы, классно-семейное проектирование становится реальностью. В слове «сотрудник» хороший корен: труд. «Труд» должен быть основной формой воспитания. Сотрудничать – значит «разделять труд». Единое воспитательное поле создается тогда, и только тогда, когда родители приобщаются к практической жизнедеятельности детей в школе, проживают вместе с детьми определенные ценностные отношения. Это я вижу на примере родителей. Показатели эффективности воспитательной системы: У ребенка есть возможность выбирать и действовать, обосновывая свой выбор, зная свои права и обязанности. Я могу назвать своих детей и родителей – Люди с активной жизненной позицией. В своей повседневной работе хотелось бы донести до сердца каждого родителя следующие строки:«Ничего не нужно. Только Терпение.И скромность. Мир в сердце. Тишина.Немного понимания, внимания к «Другому» …Нужна Любовь. Потому что без любвиВы будете просто очень ловки…Спросите у своей совести.Должно быть, в Вас осталасьНервозность, плохое настроение, злость.Ребенок не ошибается, он возвращаетВам ваше изображение»Ф.Лебойе