Каким образом надо выстраивать отношения с детьми, принимая такими, какие они есть, и вместе с тем развивать их индивидуальные способности.
Каким образом надо выстраивать отношения с детьми, принимая такими, какие они есть, и вместе с тем развивать их индивидуальные способности.
Что представляет собой ребёнок как целостная личность? Каким образом нужно выстраивать отношения с ребёнком, чтобы создать условия для его полной реализации?Какими же профессиональными операциями должен овладеть учитель, чтобы его воздействие на ученика стало действительно творческим актом?
Принимать ученика таким, каков он есть. Учитывать его индивидуальные способности.Развивать личностные качества человека: любознательность, трудолюбие, внимательность, усидчивость, ответственность, честность и т.д. Создавать на уроке комфортные условия. В состоянии психологической раскрепощенности дети активнее развиваются, смелее проявляют себя, не боятся показаться смешными.
Творческие способностиГибкость мышления, позволяющая быстро переключаться с одной идеи на другуюОригинальность, выражающаяся в умении находить свежие решенияЛюбознательность – способность с любопытством воспринимать все новоеСмелость в достижении конечного результата, преодоление боязни ошибитьсяТяга к экспериментированию, созиданию нового
Для развития индивидуальных способностей, творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов необходимо предлагать следующие задания:классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;устанавливать причинно-следственные связи;видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;рассматривать систему в развитии;делать предположения прогнозного характера;выделять противоположные признаки объекта;выявлять и формировать противоречия;разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;представлять пространственные объекты.
Читая рассказ Л.Н.Толстого «Прыжок», выясняем: Какие чувства руководствовали мальчиком? и Какие чувства испытывают ученики после чтения? Осуждают или одобряют они поступки мальчика?Читаем рассказ К.Д.Ушинского «Четыре желания». Перед чтением текста вопрос: Почему желаний в рассказе именно четыре? Прочитав рассказ и обсудив вопрос, предлагается расследовать: Почему год называют круглым? Затем предлагается творческое задание: Какое время года больше всего любишь ты? Что тебе в нем особенно нравиться?Читая русскую народную сказку «Кот, петух и лиса», выясняем, почему кот оказался в лапах у лисы. Чему учит эта сказка? Да, это правила поведения с незнакомыми людьми и когда ученик остается дома один.
Вспомните, где вам приходилось наблюдать за животными?А теперь давайте поиграем в игру «Театр животных». Представьте себе какое-то животное и попробуйте изобразить его (Один ученик изображает, остальные пытаются узнать, что это за животное, обосновывая свои предположения.)А теперь подумаем, чем отличаются повадки диких животных (зверей) от повадок домашних животных? (Дети аргументируют свои наблюдения.)Можешь ли ты нарисовать самое любимое животное и дать ему кличку? У кого дома есть домашние животные?Дома предлагается понаблюдать за повадками домашних животных или за повадками животных в зоопарке, чтобы через неделю описать их подробно.
Почти каждый день вы слышите слова вода, воздух. Чем они похожи? Есть ли у них что-то общее? Чем они отличаются? Как ты можешь их нарисовать?Дети рисуют, затем рисунки обсуждаются. Выбираются наиболее яркие.— Какими звуками они воздействуют на тебя? Расскажи, поделись с другими.— А теперь закрой глаза и попробуй представить, что ты в воде, что ты ощущаешь? (Ответы детей.) А когда вокруг тебя воздух, что ты чувствуешь? Попробуй сказать или написать о своих ощущениях.— Закрой глаза и представь, будто у тебя на ладони горячий воздух. Отчего он исходит? А теперь ответь, что ты ощутишь, если у тебя по спине будет стекать ледяная вода?Ребята делятся своими ощущениями.— Когда воздух и вода бывают вредными для человека?Обсуждаются разные версии и гипотезы.А теперь вспомни, что ты слышишь, когда спускается шина велосипеда или камера мяча? Что происходит? (Выслушиваются рассказы детей.)Где человек применяет воду, для чего необходим воздух? Чем они служат нам?Дома дети подбирают фотографии, на которых видна красота неба и красота воды. Пишут небольшие тексты об этом.Такие задания помогают раскрыть индивидуальные способности, помогают ребенку раскрыться и проявить творчество.
Можно предлагать такие задания, когда ученик включается в деятельность, в процессе которой у него возникают потребности в усвоении нового знания и он сам или с помощью учителя «открывает» новое.
Например, на уроке математики даю задания такого вида. На экране или на доске5 + 3 = 8 3 + 7 = 108 – 3 = 10 – 7 =8 – 5 = 10 – 3 =
Условия эффективного развития творческих способностей младших школьников.Создаются ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с учётом воображения;Организуется сотворчество в детском коллективе с целого проявления и развития творческих способностей каждого;Используются технологии развития творческого мышления;Производится систематическое отслеживание результатов диагностики.
Способы стимулирования творческих способностей.обеспечение благоприятной атмосферы;доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;поощрение высказывания оригинальных идей;обеспечение возможностей для практики;использование личного примера творческого подхода к решению проблем;предоставление детям возможности активно задавать вопросы.