Методическая разработка урока учебного занятия Окрашивание поверхности водоэмульсионными красками кистями и валиками
Методическая разработка урока учебного занятия.
Профессия: «Маляр»
Мастер п/о: Асылова А.А.
Место работы: ГБПОУ «Альметьевский профессиональный колледж»
Предмет: Технология малярных работ.
Тема программы: Окрашивание поверхности водными красками.
Тема урока: Окрашивание поверхности водоэмульсионными красками кистями и валиками.
Цели урока: Я поставила следующие цели:
1. Обучающая: Формирование прочных знаний, умений и знаний. Закрепление знаний по изученной теме.
2. Развивающая: формирование рациональных приемов мышления, творческого подхода к выполнению задания, и умение применять полученные знания при выполнении подготовки и окраске поверхностей водоэмульсионными красками. Развитие у учащихся умения анализировать, обобщать, сравнивать, организации труда.
3. Воспитывающая: Воспитывать уважение к выбранной профессии, аккуратности, внимания, слаженности в работе. Воспитание активности, самостоятельности, ответственности.
4. Методическая: активизация познавательной деятельности обучающихся при изучении данной темы в процессе подготовки конкурентоспособного специалиста.
Тип урока: формирование новых знаний и умений.
Вид урока: комбинированный
Методы обучения: диалогический, объяснительный, практический;
Материально-техническое оснащение урока: водоэмульсионная краска, колеры, кисти, валики; щит «Индивидуальные средства защиты», стенд «Окрашивание поверхности водными составами», «Дефекты водных красок», Методическое оснащение урока: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, дидактический материал (таблицы), инструкционно-технологическая карта
Межпредметные связи: «Технология малярных работ», «Материаловедение», «Охрана труда»
Обучающие плакаты:
Виды водных красок
Рекомендации при окраске водными составами
Дефекты и способы их устранения
Таблица «Показатели качества водных окрасок»
Основные источники:
А.А.Ивлиев, А.А.Кальгин, О.М.Скок. Отделочные строительные работы. Москва «ПрофОбрИздат», 2005 г.;
И.И.Чичерин. Общестроительные работы. Москва «ПрофОбрИздат», 2002 г.
О.Н.Куликов, Е.И.Ролин. Охрана труда в строительстве. Москва «Академия», 2003г;
Н.Н.Завражин. Отделочные работы. Москва «Академия», 2007 г.;
В.А.Смирнов, Б.А.Ефимов, О.В.Кульков. Материаловедение отделочных строительных работ. Москва «ПрофОбрИздат», 2005 г.;
А.А.Теличко, В.И.Рыженко. Современный ремонт своими руками. Справочник. Москва. «Оникс», 2005г.
ХОД УРОКА
Часть 1
I. Организационный часть (4 минуты)
Взаимное приветствие.
Проверка присутствующих и внешнего вида.
Проверка готовности обучающихся к уроку.
Сообщение темы урока.
Целевая установка на урок.
II. Актуализация опорных знаний (10 минут)
Какие виды красок вы знаете?
Какие составы относятся к водным краскам?
Какие виды краски вы знаете в зависимости от требований к качеству?
Где применяют высококачественную краску?
Назовите операции при подготовке поверхности?
Чем определяется необходимое количество слоев наносимой шпаклевки?
Дать определение грунтовки?
Почему перед окраской поверхности необходимо грунтовать?
Назовите виды кистей.
В чем заключается преимущества и недостатки окраски кистью и валиком?
III. Формирование новых знаний (30 минут)
Изложение материала с показом презентации.
Окраска поверхностей водоэмульсионными составами наиболее популярный вид отделки поверхностей. Его преимуществом являются такие факторы как данный вид отделки является недорогим. Материалы, которыми выполняются данные работы экологически чисты, пожаробезопасны. Не вызывает неприятного запаха, быстро сохнет. Достаточно долговечен. Высококачественная малярная отделка поверхностей на современном этапе развития отделочных работ является наиболее часто применяемой отделкой. Хотя существует три вида окраски поверхности по качеству выполнения, кроме высококачественной есть ещё простая и улучшенная окраска. Высококачественная наиболее распространена. Водоэмульсионные составы применяют практически во всех видах зданий: жилые, производственные, магазины, офисы, помещения. которые, требуют высококачественной отделки. Водоэмульсионными составами окрашивают оштукатуренные, бетонные поверхности, поверхности отделанные листами сухой штукатурки, флизелиновые, стеклообои, обои структурные, предназначенные под окраску.
Технология выполнения высококачественного окрашивания поверхностей водоэмульсионными составами состоит из нескольких последовательных операций. Тщательное выполнение которых позволяет считать данную отделку высококачественной. Это операции: очистка поверхности, сглаживание, расшивка трещин, огрунтовка, частичная подмазка, шлифовка, первое сплошное шпатлевание, шлифовка, второе сплошное шпатлевание, шлифовка, огрунтовка с подцветкой. первое окрашивание, второе окрашивание, торцевание. Подробно разбираем каждую операцию.
При окраске поверхностей валиками производиться предварительная отводка труднодоступных мест (углов стыков и др.) кистью. После нанесения окрасочного состава предварительно заколерованного на поверхность осуществляется его вертикальная растушевка. Валик равномерно передвигается по всей поверхности плавными движениями, причём каждый последующий слой перекрывает предыдущий. После высыхания первого слоя краски производиться нанесение второго слоя. В некоторых случаях при выполнении высококачественной окраски применяют торцевание поверхности – чтобы поверхность стала матовой и шероховатой. Торцевание осуществляется щётками торцовками по свеженанесенному второму слою краски щётками торцовками, держа торцовку перпендикулярно к поверхности.
Разбираем возможные дефекты окрашивания поверхности водоэмульсионными составами.
Возможные дефекты окрашивания поверхности водоэмульсионными составами.
Дефекты Причины появления Способ устранения
Жирные пятна Остались пятна животных Вырубить штукатурку и отделать заново.
ВысолыВыделение из штукатурки растворимых солей. Высушить. Огрунтовать масляной краской и заново отделать.
Просвечивание ранее окрашенных слоёв Применение грунтовки отличающейся по цвету. Промыть. Просушить и вновь огрунтовать и окрасить.
Натаски Поверхность окрашивалась без огрунтовкиОчистить, огрунтовать и окрасить.
Пропуски. Потёки, Применён жидкий состав Вновь огрунтовать и окрасить.
Стыки Окрашено по слабой грунтовке Заново загрунтовать и окрасить
Пятна различного цвета Окраска по непросохшей поверхности. Очистить, просушить и окрасить заново
Грубая фактура Недостаточно прошпатлёвана поверхность. Неправильно окрашено. Грубая работа Прочистить пемзой зашпатлевать и окрасить заново.
IV. Применение умений и знаний. (30 минут)
Задания для первого звена:
Перемешивание краски с колером.
Окраска флизелиновых обоев.
Выбор цветового решения.
Обобщение и вывод о преимуществах этой краски.
Задание для второго звена:
Перемешивание краски с колером.
Окраска гипсокартонного листа, заранее прошпаклеванного и огрунтованного.
Выбор цветового решения.
Обобщение и вывод о преимуществах этой краски.
V. Контроль усвоения нового материала (7 минут)
Выступления с выводами по практической работе.
Ответить на тесты.( Приложение №1)
VI. Домашнее задание (4 минуты)
Дать определение водоэмульсионной краски.
Назвать преимущества водоэмульсионной краски.
Способы окрашивания поверхности водоэмульсионной краской ручным способом.
Перечислить помещения, окрашенные водоэмульсионной краски.
VII Подведение итогов урока (5 минут)
Анализ работы обучающихся на уроке.
Подведение итогов.
Оценивание работы обучающихся.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Учебное занятие рассчитано на 1ч. 30 мин.учебных часа.
После изложения теоретических ведений и просмотра презентации организуется практическая работа обучающихся: окрасить различные поверхности водоэмульсионными красками. Учебная группа делится на 2 звена. Каждому звену выдаются задания и дидактический материал в виде таблиц, характеристик.
Первое звено выполняет задание: окраска обоев.
Второе звено выполняет задание: окраска гипсокартонного листа.
Выполняя практическую работу обучающиеся должны усвоить полученные на уроке знания, такие, как области применения водоэмульсионных красок, преимущества этой краски, способы нанесения краски. Выполняя практическую работу обучающиеся должны обосновать цвет полученного состава. Знание цветов и особенностей их восприятия являются важной составляющей профессии маляра.
В завершение учебного занятия, обучающиеся должны выполнить задание, по результатам которого преподаватель будет судить о степени усвоения изученного материала.
После завершения, практические работы демонстрируются преподавателю, который их анализирует и оценивает.
Приложение №1
Тесты
1.Назначение грунтовок:
а) выровнять тянущую способность поверхности
б) предварительная окраска поверхностей
в) смачивание поверхности перед шпатлевкой
2.Ручные инструменты в малярных работах для подготовки поверхностей:
а) терки, полутерки, кисти
б) шпателя, скребки, колодки для шлифования
в) правило, уровень, гладилка
3.Наиболее эффективный инструмент для нанесения окрашивающих составов:
а) кисти- щетки
б) валики
в) маховые кисти
4. Инструменты для нанесения шпатлевочного состава:
а) скребок, колодка шлифовальная
б) кисть маховая, кисть- ручник
в) шпатель стальной, шпатель пластмассовый
5. С какой целью делается шлифование поверхности:
а) выравнивание поверхности
б) удаление неровностей
в) удаление пыли, брызг
6. Причины появления высолов на поверхность:
а) просачивание оксида железа
б) следы непросохшейся штукатурки
в) выделение на поверхность растворов солей
7. Назначение подмазочной пасты:
а) для заделки мелких выбоин, неровностей, трещин
б) выравнивание поверхностей перед окраской
в) для увеличения тянущей способности поверхности
8. .Кисть используют при окрашивании:
а) малых и сложных площадей
б) больших площадей
в) во всех случаях
9.При окрашивании валик передвигают:
а) в различных направлениях
б) растушевывая красящий состав
в) вверх-вниз или вперед-назад
10. К водным окрасочным составам относятся:
а) масляные, эмалевые краски
б) клеевые, известковые, водоэмульсионные краски
в) лакокрасочные составы
11. Материалы, используемые для шлифования поверхностей:
а) шкурки шлифовальные
б) шпателя стальные, пластмассовые
в) пемза природная
12. Просвечивание предыдущих окрасочных составов происходит из-за:
а) небрежность в работе
б) жидкий красящий состав
в) применение грунтовок отличающихся по цвету
13.Назначение шпатлевки:
а) частичная подмазка
б) выравнивание поверхностей перед окраской
в) для заполнения неровностей, исправления дефектов
14.Кисти, предназначенные для окраски стен, потолков, полов:
а) ручник
б) торцовка
в) маховая
15. К неводным составам относятся:
а) эмалевые окраски
б) водоэмульсионные окраски
в) лаковае составы
16. Окрасочные составы, применяемые в сухих помещениях:
а) водоэмульсионные б) силикатные
в) клеевые
17. Перечислите в требуемой последовательности технологические операции при подготовке поверхностей к окраске:
а) очистка, сглаживание, расшивка трещин
б) первое шпатлевание, шлифование, вторая огрунтовка в) огрунтовка, частичная подмазка, шлифование
г) второе шпатлевание, шлифование, третья огрунтовка18. Причины отслаивания окрасочной пленки
а) толстый слой набела б) влажная поверхность
в) поверхность не огрунтована19. .Перед окраской выполняют работы:
а) огрунтовку, окраску, торцевание
б) очистку, огрунтовку, шпатлевание
в) шлифование, флейцевание, окраску
20. Перекрывать слой краски необходимо:
а) до начала высыхания предыдущего участка
б) после полного высыхания краски
в) в любом случае