Исследовательская работа по географии на тему Природный и антропогенный ландшафты: восприятие сельскими школьниками.

Природный и антропогенный ландшафты: восприятие сельскими школьниками.
Автор работы: Смирнова Екатерина,
Иркутская область, Заларинский район, село Ханжиново,
МОУ Ханжиновская СОШ, 9 класс
Научная статья (описание работы)

Поднимитесь на гору, обернитесь, посмотрите. Всё, что Вы видите от носков своих ботинок до горизонта, это ландшафт. Французы предпочитают говорить «пейзаж», но суть дела не в разных названиях. Тут место для прогулок, отдыха, охоты, туризма. Скалы, деревни, дороги, малиновка на ближнем кусте и отражение леса в дальнем озере всё это ландшафт. Туристу трудно преодолеть искушение задержаться, чтобы полюбоваться ландшафтом. Ведь ландшафт это образ, который создается с определенной точки наблюдения. Можно зафиксировать его на пленку или увековечить на полотне, чтобы вновь пережить те же чувства у себя дома.
Вид ландшафта зависит от множества форм и красок. Решающую роль здесь играют не только деревья, холмы, вода и облака, но и дороги, дома и опоры высоковольтных линий. В конце концов, ландшафт это нечто целое, составленное из более или менее доминирующих элементов. Он является результатом взаимодействия природных факторов с одной стороны, и человеческих факторов, с другой. Можно, тем не менее, разделить их на две главные группы: природные ландшафты и антропогенные ландшафты.
Давно замечено, что каждый человек, проживающий в определенном ландшафте, по-особенному смотрит и «видит». То есть человек оценивает мир визуально, сопоставляя его свойства: плоскостность, объемность, глубину. А также свое положение по отношению к части этого мира. Визуальные впечатления формируют представления о различных видах пространства.
Характер ландшафта, природного и антропогенного, в котором человек формируется и существует, является определяющим фактором в его социальной психологии и поведенческих реакциях.
По этому мне захотелось узнать, как ребята воспринимают, видят окружающий их мир на примере школьников нашего села (Ханжиново).
Цель: исследование восприятия природных и антропогенных ландшафтов сельскими школьниками.
Задачи:
Изучить литературу по данной теме;
Провести опрос трех возрастных групп: младшего (4 кл.), среднего (6-7 кл.) и старшего (9, 11 кл.) звена.
Проанализировать, полученные данные.
Методы исследования:
Поисковый - изучение литературы по теме «Природный и антропогенный ландшафты».
Диагностические методы исследования - анкетирование.
Форма: опрос трех возрастных групп: младшего (4 кл.), среднего (6-7 кл.) и старшего (9, 11 кл.) звена; оформление результатов.











1.Что такое ландшафт?

Ландшафтом называется любая территория вместе с содержащимися на ней и под ней компонентами ландшафта: горными породами, водами, почвами, растительностью, животным миром, нижним слоем атмосферы.
Ландшафт - это природно-территориальный комплекс. В любой точке земного шара, в любом месте нашей страны в определенный отрезок времени все компоненты природы находятся во взаимодействии друг с другом, тесно связаны. В результате взаимодействия возникают природные территориальные комплексы (ПТК). ПТК это комплекс, т. е. сочетание частей, составляющих одно целое. Такими частями являются компоненты природы, поэтому комплекс природный. В целое эти части объединяют их связи друг с другом, т. е. взаимосвязи. Взаимосвязи компонентов заключаются в обмене веществом и энергией между ними. На разных территориях возникают разные сочетания компонентов со своим особым обменом веществом и энергией, поэтому комплекс территориальный. Сочетание компонентов комплекса не случайно. Оно возникло в результате длительной истории развития той территории, на которой сформировался комплекс. В процессе развития компоненты изменялись под влиянием друг друга, поэтому сочетание компонентов является закономерным результатом развития. Следовательно, ПТК это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории. Учение о природных территориальных комплексах ландшафтоведение было основано в конце прошлого столетия В. В. Докучаевым. Оно имеет большое практическое значение для сельского хозяйства, лесоводства, мелиорации, рекреационного дела, строительства городов, дорог, различных предприятий. Без знания особенностей того или иного природного комплекса не может быть и речи о рациональном использовании, охране и улучшении природной среды.
В иерархии природных комплексов различают три главных уровня: локальный, региональный, глобальный. Формирование природных комплексов локального уровня связано с местными факторами, имеющими небольшой радиус действия, например с отдельными элементами рельефа. К этому уровню относится фация элементарная неделимая географическая единица, то есть однородный комплекс (луг, болото). Региональные природные комплексы формируются в результате влияния факторов с более широким радиусом действия: тектонических движений, солнечной радиации и т. п. для этого уровня характерны природные зоны, области. Глобальный уровень это географическая оболочка, которая охватывает взаимопроникающие и постоянно взаимодействующие тропосферу, гидросферу, верхние слои литосферы и биосферу.
Самой крупной единицей природно-территориального комплекса является класс (выделяют по макрорельефу), далее идет тип (определяется по зоне, где расположен ландшафт), затем подтип (идентифицируется по нарастанию или убыванию характерных признаков внутри типа), род/группа (выделяется на геоморфологической основе) и вид (различается по характеру рельефа ландшафта).
Ландшафты делятся на два главных вида: природные и антропогенные.



2.Природные ландшафты
Природные ландшафты - это ландшафты, сформированные под влиянием только природных факторов без вмешательства человека. Природный ландшафт - значительные по размерам открытые пространства, сохранившие свой естественный характер, например, лесные массивы, долины рек, возвышенности, обширные акватории. Наше время характеризуется все большим ростом антропогенной нагрузки на ландшафт. Человек все больше добывает из недр Земли полезных ископаемых, все больше расходует воды на бытовые и хозяйственные нужды, занимает все новые и новые площади под пашни и строительные площадки, вырубая леса, уничтожая луга. Поэтому все меньше и меньше остается природных ландшафтов. Настоящие природные ландшафты существуют теперь лишь кое-где на краю света: в заполярье, в сибирской тайге, в экваториальных лесах. Поскольку природные ландшафты чрезвычайно редки, сам термин используется сейчас в более широком смысле. Ландшафт называют природным, когда природные факторы преобладают над человеческими. Практически все природные комплексы в той или иной мере изменены человеком.
3.Антропогенные ландшафты
Антропогенные ландшафты - это ландшафты, возникающие как под целенаправленным воздействием человека, так и в результате преднамеренного для выполнения различных функций, изменения природных ландшафтов. Антропогенные ландшафты продолжают участвовать в формировании газового свойства атмосферы, сохраняют естественный характер, однако в нем могут присутствовать антропогенные элементы (измененные свойства почвы, растительного покрова, изменение водного и теплового режимов). В целенаправленном создании антропогенного ландшафта сочетаются управление со стороны людей и саморегуляция природно-территориального комплекса. Хозяйственная деятельность человека привела к появлению в природной среде планеты не свойственных ей ландшафтов; характеризуемых как антропогенные ландшафты. К ним относятся:
городские ландшафты и их компоненты, включающие жилые и индустриальные районы. Особенностью таких ландшафтов является изменение и загрязнение в результате техногенной урбанизации компонентов природных ландшафтов и условий формирования поверхностного стока, общее сокращение площадей, занятых растительностью, наличие производственных сфер, оказывающих на окружающую среду вредное воздействие
сельскохозяйственные ландшафты, отличающиеся от природных однообразием, вследствие возделывания монокультур, когда почвы обеднены элементами питания, естественные природные сообщества угнетены
ландшафты, образованные в результате деятельности горнодобывающих предприятий, характеризуемые изменением вертикальной планировки местности и создания карьеров, отвалов, терриконов
ландшафты, сформированные в ходе нефтедобычи, отличающиеся изменением состава почв и грунтовых вод, а также искажением путей миграции сухопутных животных
Большая часть людей живёт в городах, поэтому находящиеся в равновесии с природой города – это цель деятельности человечества. Одной из задач в достижении этой цели является разумная деятельность в плане проектирования и организации культурных ландшафтов.

Объект исследования.
Характеристика района исследования

Село Ханжиново находится в северо-западной части Заларинского района в 30 км от районного центра посёлка Залари. Связь с областным центром городом Иркутском осуществляется по шоссейной дороге и железнодорожным транспортом. Ближайшая железнодорожная станция – Тыреть, находится в 8 км от села Ханжиново.
Ханжиново основано в 1850 году на реке Унге. Протяженность села 2,5-3км. На территории населенного пункта расположено 397 дворов, 18 улиц. Население составляет 1386 человек.
СПК «Тыретский» - это градообразующее предприятие с. Ханжиново. В селе развито животноводство (мясомолочное направление), овощеводство (выращивание картофеля), есть посевные площади (пшеница, ячмень, овес, рожь), сенокосные угодья, пастбища, пасека. На территории села работает пилорама.
В 100 метрах от мастерских СПК «Тыретский» и 50 м от дороги Тыреть Моиссеевка,
внутри лесного массива расположен сельский стадион, который на данное время заброшен и не используется. В районе стадиона и 30 метрах от дороги есть памятник Участникам Великой Отечественной Войны. Второй памятник находится на перекрестке улиц Красина и Школьная погибшему председателю с/совета во время коллективизации.
В центральной части села находится площадь с административным зданием СПК «Тыретский», универмаг, дом Досуга, детский сад, аварийное не рабочее овощехранилище. По улице школьной располагается двухэтажное здание Ханжиновской СОШ. На территории школы находиться гараж, здание начальной школы, спортзал, котельная. По периметру школьного участка произрастают хвойные породы, что делает школу видной из далека. Различные виды древесно-кустарниковых пород использовались для озеленения пришкольного участка.
Село Ханжиново располагается на территории Заларинского района.
Заларинский ландшафт расположен на правой стороне реки Оки; на территории водораздела Оки, Ангары, Большой Белой. Имеет холмисто-равнинный рельеф со средними высотами 450-500 метров. Большую часть территории занимает Иркутско Черемховская равнина, расчленённая долинами рек. Южная часть района представляет собой горно таёжную область предгорий Саян.
Ландшафт расположен в переходной зоне от Ангарской тайги к Саянской и по своему характеру относится к лесостепи, а на юге и юго-западе основную площадь занимает тайга, на горных хребтах развита высотно-поясная растительность. На Иркутско-Черемховской равнине леса смешанного типа: сосна, ель, кедр, лиственница, берёза, осина. Леса преобладают на западе и юго-западе района, с приближением к горам переходят в многовековую непроходимую тайгу с буреломами, гарями, болотами. В тайге преобладают хвойные породы деревьев. Вдоль рек растут многочисленные кустарники и отдельные рощи лиственных или смешанных пород деревьев. Наряду с хвойными лесными породами встречаются береза и осина, иногда тополь, ольха, черемуха, рябина и некоторые другие деревья и кустарники. В составе земель района 68,8 % территории находится под лесными землями, 17,8 % занимают сельскохозяйственные угодья, на болота приходится 5,4 %, водные объекты 0,7 %. доля непродуктивных земель составляет 7,1 % от площади района. Под дорогами занято 0,24 % территории района. Район является преимущественно сельскохозяйственным, имеющиеся предприятия расположены на севере и в центре района. Крупных предприятий в районе нет, основная часть предприятий мелкие и служат для переработки сельскохозяйственной продукции, а также для выработки тепла и пара.

Иркутск (575,9 тыс. чел. данные на 01.01.2007 г.) - старинный сибирский торговый город, ныне крупный административный, промышленный, торговый, транспортный, научный, исторический и культурно-образовательный центр Иркутской области. Он расположен на террасах долины реки Ангары и прилежащей всхолмленной возвышенности, при впадении в нее Иркута и Ушаковки, в 65 км от озера Байкал и в 5042 км от Москвы.
Современный Иркутск занимает площадь в 300 км2, в нем 4 административных округа: Свердловский, Октябрьский, Ленинский, Правобережный. За последние десятилетия в Иркутске выросли новые микрорайоны: Ново-Ленино, Синюшина гора, Первомайский, Университетский, Байкальский, Солнечный, Юбилейный, Топкинский, Зеленый и другие. Город растет не только вширь, но и в высоту: в районах построены девятиэтажные жилые дома.
Иркутск является центром науки, искусства, культуры. В нем находится Восточно-Сибирский филиал Сибирского отделения АН России, объединяющий 8 научно-исследовательских институтов, отдел региональной экономики и широкую сеть станций, обсерваторий в различных районах Сибири. В Иркутске сосредоточено 9 государственных высших и 36 средних специальных учебных заведений и ряд коммерческих, почти 90 школ, в которых обучается 80 тыс, детей.
Иркутск старинный город, в котором много памятников истории. культуры.
На территории Иркутска сосредоточено более 70 предприятий различных отраслей хозяйства. Подавляющая часть промышленности сосредоточена в пределах города, что способствует его загрязнению.
В экологическом отношении Иркутск относится к группе городов, сильно загрязненных, что обусловлено не только сосредоточением промышленности в его пределах, но и климатическими особенностями (температурные инверсии, штилевая погода).

















Практическая часть
Опрос Респондентов трех возрастных категорий младших, средних школьников и старшеклассников мы спросили: «Каких пять определений (в форме прилагательных), вы выберете для оценки нашего села, города Иркутска и окружающей природы?» На классном часу в 4-м и на уроке географии в 6-м, 7-м,9-м и 11-м классе выделялось 5-7 минут для того, чтобы ученики очень быстро могли написать на листочке всего 5-8 слов. В этом опросе практически все ученики принимали участие.
Нужно было проанализировать и объяснить полученные данные: позитивные и негативные оценки. Обработанные данные приведены в таблицах №1-9.
Аналитика
Восприятие сельскими школьниками природного ландшафта

Человек всегда стремится в лес, в горы, на берег моря, реки или озера.
Здесь он чувствует прилив сил, бодрости. Недаром говорят, что лучше всего отдыхать на природе. Санатории, дома отдыха строятся в самых красивых уголках. Это не случайность. Оказывается, что окружающий ландшафт может оказывать различное воздействие на наше психоэмоциональное состояние. Созерцание красот природы стимулирует жизненный тонус и успокаивает нервную систему. Растительные биоценозы, особенно леса, оказывают очень сильный оздоровительный эффект. Их прохлада, гармония различных звуков и красок, многообразие запахов особенно приятны человеку. И из проведенного мной опроса видно, что природный ландшафт дети воспринимают в более легкой, восторженной форме, в основном отзываясь только положительными эпитетами, негативные же затерялись среди них (таблица 7,8,9). А если и писали отрицательные прилагательные, то означали они разного рода человеческие факторы нарушения природного баланса: «химические загрязнения», «загрязнения рек», «истребление растений и животных». Писали, что природа «горящая» и «измученная». И только два человека быль недовольны природными ландшафтами, выразив это словами: «скучная» и «опасная». Но хочу заметить, что экологические нарушения отмечали только дети среднего и старшего звена.
Положительных отзывов о природе получилось очень большое разнообразие. И если старшеклассники еще хоть как-то повторялись, то у малышей одинаковых прилагательных практически нет, только у всех возрастных групп повторяются: «красивая», «свежий воздух», «различные дары леса». Перечисляли и разные виды ландшафтов: «огромные горы», «чистые реки», «зеленые поля, луга, леса».
Выражая свою любовь к природному царству, использовали следующие эпитеты: «любимая», «прекрасная», «чудесная», «нежная», «классная», «настоящая», «родная», «созданная Богом», «живая», «необыкновенная», «неповторимая», «богатая», «добрая», «хорошая», «невесомая», «роскошная», «солнечная», «наша», «красная», «вкусная», «милая» и многое-многое другое. Один ученик даже изъявил желание поселиться на лоне природы.
Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, душевное спокойствие, здоровье. К природе надо относиться исключительно бережно, не вредить ей.



Восприятие сельскими школьниками антропогенного ландшафта. Село Ханжиново
Проведя опрос среди учащихся 4-х, 6-х, 7-х, 9-х и 11-х классов с. Ханжиново я сделала такие выводы. Разные возрастные группы имеют разные мнения как положительные, так и отрицательные. Но преобладает все-таки положительный настрой (таблица 1, 2, 3). Большинство ребят из среднего и старшего звена отмечали, что село довольно таки уже «немолодое», «достаточно загрязненное», «маленькое», «скучное» и «шумное». Также многие из старших учеников написали, что деревня «безработная». Это объясняется тем, что раньше село славилось высокими показателями в сельском хозяйстве, был богатый совхоз-миллионер «Тыретский», но со временем он пришел в упадок, и люди вынуждены были искать себе работу в соседних деревнях и селах, остальные просто спивались. Следуя из этого, старшеклассники называют село «бесперспективным» и «бедным». Младшие же школьники отрицательные прилагательные вообще практически не употребляли.
Также, исходя из этой таблицы, прослеживается любовь молодежи к тому месту, где они родились и живут. Это хорошо проявляется в словах «родное», «любимое», «замечательное», «яркое», «самое дорогое», а так же еще «доброе», оно встретилось у самых младших школьников. И даже, несмотря на некоторые загрязнения, село считают «красивым», «чистым», «зеленым».
У всех взрослых групп встречаются и противоположные восприятия Ханжиново: «тихое», «спокойное» и «шумное», «молодое» и «старое», «веселое» и «скучное», «кирпичное» и «деревянное» (младшие школьники), и не говоря уже о «бесперспективном» и «развивающемся».
Еще школьники отметили, что село «умное», «образованное» и «спортивное», т.к. ребята из нашей школы часто являются участниками научных и спортивных мероприятий районного и областного уровней.
Еще одна особенность состоит в том, что у ребят среднего, старшего звена прослеживаются такие словосочетания, как «места для рыбалки», «есть озеро, где можно купаться», «можно кататься на велосипеде». Это говорит об увлеченности школьников младших возрастов, чего не найдешь у старшеклассников. Я хотела бы еще отметить, что у старшеклассников и ребят средних классов (6-7) данные определения практически не различаются. А у малышей выделяются большим разнообразием других слов: «милое», «уютное», «энергичное», «заларинское», «длинное», «широкое», «свежее», «безупречное», «хозяйственное»; а так же словосочетаниями: «много птиц, домов», «есть детский сад и электричество».
В завершении хочется сказать, что ребята в старшем возрасте уже обращают внимание на проблемы села, его безработицу, бедноту. Это значит, что они уже задумываются о будущем: где будут жить, работать. Младшие ребята напротив идеализируют село и его ландшафты, не замечая в нем различного рода негативных форм.













Восприятие сельскими школьниками антропогенного ландшафта. Город Иркутск

Ученики нашей школы не так часто бывают в Иркутске, но, побывав там хотя бы раз, у них складываются различные впечатления о городском ландшафте (таблица 4,5,6).
Для многих это «красивый», «большой» или даже «огромный» город, но а также «шумный» и «грязный». Ребята отмечают, что Иркутск – «исторический центр», он очень «многолюдный», «студенческий», а также «перспективный» и «развивающийся».
Дети высказывают к нему свою любовь: «хороший», «любимый», «счастливый», «классный», «теплый» и «солнечный» (у самых маленьких).
Из отрицательного, все возрастные группы заметили, что в областном центре очень много машин и очень мало различных зеленых насаждений, в городе задымлен воздух и внешне он выглядит застроенным, неухоженным. То, что Иркутск жестокий, криминальный и преступный, заметили только школьники старшего и среднего звена. А малыши писали, что город далекий и, почему-то, с невысокими домами.
Отдельно хочется сказать, что, просматривая эти таблицы, и здесь встречались парадоксы, например: «аккуратный» – «неухоженный», «темный» - «светлый», «старый» – «молодой», «высокие дома» и «невысокие дома».
А больше всего мне понравилось, что дети старших классов говорили об Иркутске, как о городе «многонациональном», как о месте, где можно «трудоустроиться». Порадовало и то, что четвероклассники увидели город «религиозным», «великим», «знаменитым». И вот интересно, когда характеризовали Иркутск, его назвали городским, государственным и то, что в нем есть отопление. Нельзя забыть и то, что город назвали спортивным.
Но, а вообще, для детей младших возрастов Иркутск – это место для развлечений, об этом говорят такие прилагательные и словосочетания как: «игровой», «веселый», «много магазинов», «большие кинотеатры», «можно кататься на велосипеде».
Исходя из выше написанного, можно увидеть, как с возрастом меняется мировоззрение: чем старше, тем больше негативных восприятий, а в младшем возрасте мир более идеализирован.


























Выводы
Исходя из проведенной работы, можно сделать выводы:
Разные возрастные группы школьников имеют разные мнения как положительные, так и отрицательные. Но преобладает все-таки положительный настрой.
У наших школьников прослеживается такая тенденция: антропогенные ландшафты вызывают больше отрицательных эмоций (село – 64, город – 71 прил.), чем природные (24 прил.).
Окружающий ландшафт может оказывать различное воздействие на наше психоэмоциональное состояние. Восприятие окружающей среды как прекрасного способствует улучшению общего состояния человека. Цвет, звук, рельеф местности, городской ландшафт могут успокоить и раздражать, радовать и тревожить.
Оценка ландшафта человеком зависит от многих факторов: настроения человека, внешних обстоятельств, погодных условий, а также восприятие ПТК меняется с возрастом.








































Литература
Большая энциклопедия природы для детей. Пер. с фр. М.: Гриф-фонд, Межгнига, 1994.
Энциклопедия для детей: Т.3 (География).- Сост. С.Т. Исмаилова.- М.: Авантв+, 1994.
Научно-методический журнал «География в школе» №3 2001г.
Экология 9-ый класс Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника и А. П. Сидорина (М.: Дрофа, 1997).
География Иркутской области В.М. Бояркин, И.В. Бояркин, 2007
Интернет ресурсы: ecosystema.ru Географический словарь и др.











































13PAGE 15


13PAGE 14815




15