ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Г.Н.Камалова ( МБОУ «Старошаймурзинская
средняя общеобразовательная школа»
Дрожжановского муниципального района РТ)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОВ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий – личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.
Исходя из поставленных задач, мне, как современному учителю, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности.
Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать этап урока – введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.
Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего освоения знаний. Основная задача государственного стандарта нового поколения состоит в том, чтобы обеспечить ребенка качественным образованием на первой ступени обучения.
В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями. Это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие.
Необходимо создать такие условия, которые позволят повысить у детей интерес к учебе, научить осознавать, что осталось непонятным, а в конечном итоге научить учиться. И тогда ученик начнет получать радость от процесса самостоятельного познания и от результата своего учебного труда.
Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности ученика, не отвечающий современным условиям жизни. Появилась необходимость внедрения в свою педагогическую практику инновационных технологий.
Перечень педагогических технологий, применяемых мною
1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
Педагогика сотрудничества
2. Педагогические технологии на основе активизации и интесификации деятельности учащихся:
Игровые технологии
Проблемное обучение
Проектно-исследовательская технология
3. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:
Технология уровневой дифференциации обучения
Групповые технологии
Информационно-компьютерные технологии
4. Технология развивающего обучения:
Система развивающего обучения Л. В. Занкова
Общие основы технологий развивающего обучения
5. Здоровьесберегающая технология
В сценарий урока могут включаться элементы различных современных образовательных технологий.
Огромную положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Широкое применение информационных компьютерных технологий в нашей школе существенно улучшает положительную динамику в обучении детей, их качественную составляющую. Конечно же, происходит это при условии грамотного использования компьютерной и мультимедийной техники.
В моей практике уже сформировались основные направления применения ИКТ:
- подготовка дидактического материала для учебно – воспитательного процесса (печатные материалы, электронные книги, обучающие аудио и видео материалы, собственные презентации к урокам и уроки с применением интерактивной доски);
- ведение электронного журнала, документации учителя и классного руководителя;
- участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;
- электронная почта;
- составление отчётов, графиков, диаграмм;
- тестирование по предметам, проверка техники чтения;
- поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по окружающему миру, для внеклассной и воспитательной работы; музейные уроки, виртуальные путешествия, посещения музеев;
- тренажёры по предметам, тестирования;
- развивающие игры по предметам;
Применение различных технологий и информационно-компьютерной, в особенности, сопровождаю обязательно в комплексе со здоровьесберегающей технологией (физминутки, гимнастики для глаз, слуха, упражнения на релаксацию, танцевально-ритмические паузы под музыку, оздоровительные игры на переменах, рефлексии), так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего поколения – важнейшее и необходимое условие успешности современного человека. Данная технология проходит красной линией через все этапы урока. Уверена, что здоровый ребёнок – это комплекс физического, психического и социального благополучия. Для укрепления психического здоровья учащихся использую аутогенную тренировку (самовнушение), упражнения на снятие нервного напряжения, на развитие эмоциональной сферы.
Технология внеклассной работы – метод коллективных творческих дел – сплачивает ребят, даёт им ощущение «классной семьи», где каждый чувствует себя нужным и важным звеном в коллективном или социальном проекте: выпуск газет, сборников собственных литературных произведений, рисунков и поделок, проектно – исследовательских работ.
Моя работа – это творчество, направленное на инновационную доступность преподавания, использование современных технологий, поиск инновационных методов и средств обучения и воспитания детей. Применение современных образовательных технологий позволяет мне добиться успешных результатов обучения и воспитания младших школьников, становящихся личностями, которые смогут поставить нужные цели и не побоятся сложностей, связанных с их достижением.
Технологию проблемно-диалогового обучения применяется мною с 2006 г. Работая по этой технологии ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей. Учебная деятельность становиться творческой, насыщенной.
Проводя уроки с использованием интерактивной доски, я отмечаю их пользу для обучения детей, которым не хватает внимательности, а также детей с низким уровнем способностей. Проведение уроков с интерактивными средствами обучения даёт школьникам возможность получить навыки работы с оборудованием, необходимые для жизни в современном информационном мире.
Применение ИКТ расширяет возможности для самостоятельности, формирует навык иссследовательской деятельности. Учащиеся часто обращаются к различным электронным справочникам, готовят сообщения, доклады, презентации, участвуют в дистанционных олимпиадах, конкурсах и показывают хорошие результаты, например в дистанционной олимпиаде по математике «Турнир математиков», в конкурсе «Эрудит» по русскому языку, по окружающему миру.
Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии и методы, которые я эффективно использую, позволили мне , как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребёнка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и достижения хороших результатов.
Литература
Фединова Н.В. //Исползование информационных технологий в учебном процессе начальной школы: Учеб.-метод. пособие.- Омск.
Гос. ун-т,2004. – 71 с.