Выступление на педсовете по теме Особенности проектной деятельности в начальной школе
Подготовила:учитель начальных классовЗиганшина Я.Ф. 2016 г. Особенности проектной деятельности в начальной школе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19 г.Йошкар-Олы» Л.Н.Толстой Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать… Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Окружающая жизнь - это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Цель работы над проектами в начальной школе: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.Задачи: формирование позитивной самооценки, самоуважения; формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве; формирование способности к организации деятельности и управлению ею;формирование умения решать творческие задачи. Формирование умения работать с информацией. В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности: 1 этап. Погружение в проект.2 этап. Организационный.3 этап. Осуществление деятельности.4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия). Учитель должен учитывать следующие факторы:интерес школьников к проблеме;подготовленность учащихся к данному виду деятельности;творческая постановка задачи;приобретение учащимися новых знаний, необходимых для выполнения проекта;практическая направленность и значимость проекта;практическая осуществимость проекта. 1 этап - проектно-творческая деятельность учащихся Творческая деятельность учащихся является пропедевтикой проектной деятельности. На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. По математике, русскому языку анализируют и придумывают задания для одноклассников. Самостоятельно подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме. Узнают с помощью книг, журналов новые сведения и представляют их одноклассникам в виде сообщений, макетов. Проекты, созданные в 1 классе «Первый раз в 1 класс» коллективный фотоальбом. Цель данного проекта: поддержание интереса к учебной деятельности; развитие умения работать сообща. Проекты, созданные в 1 классе «Живой Алфавит от А до Я» - проектная деятельность на уроке в период закрепления изученных букв.Цель проекта: закрепление темы «Звуки и буквы». Составление и подбор слов на соответствующие буквы. Результатом работы стал журнал, который использовался на уроках русского языка. Важным фактором на 1 этапе ПД является работа с родителями: родительские собрания;консультации;заседания;совместные дела родителей и детей. На 2-ом этапе появляются первые проектные работы с использованием компьютерных технологий. Это небольшие творческие, исследовательские задания по литературному чтению, окружающему миру. Погружение в проект происходит во время учебного процесса, а практическое выполнение – дома при участии родителей. На 2-ом этапе появляется парная и групповая форма работы, в которой дети учатся учитывать интересы своего соавтора, находить компромиссы в спорных вопросах. Проекты, созданные во 2 классе Исследовательский проект «История возникновения моего дома» Информационный проект «Красная книга, или возьмём под защиту»Информационный проект «Мой любимый детский журнал»Информационный проект «Марийские народные музыкальные инструменты»Исследовательский проект «Моя родословная», Информационный проект «Народные художественные промыслы в Марийском крае» Информационный проект «Герои Великой Отечественной войны - наши земляки» и др. Проекты, созданные во 2 классе «Профессия моих родителей» Задача данного проекта – расширить кругозор обучающихся, прививать интерес к профессиям, воспитывать уважение к людям труда. Результатом работы стала защита презентаций. Первые шаги в проектной деятельности учащихся имели большие положительные результаты: дети выполняли работу вместе с родителями; работали с дополнительной литературой и Интернетом;проявили себя в оформлении окончательного продукта; получили первый опыт публичного выступления с собственной работой. 3 этап В третьем классе дети активно участвуют в подготовке к урокам. После объявления темы следующего урока дети с удовольствием готовят не только короткие сообщения, о которых самостоятельно договариваются, разбиваются на микрогруппы, выбирают и распределяют материал, чтобы он был разнообразным, но еще и сами составляют короткие презентации. Проекты, созданные в 3 классе Проект «Богатства, отданные людям»Цель: дать представление о людях, наделённых богатым внутренним миром и отдающих эти богатства другим; найти информацию об интересных людях, которые богаты внутренним миром. Результатом работы явились презентации, рефераты, созданные учениками. Проект «Словарные слова»Целью, которого является расширение словарного запаса детей, перевод новых лексических единиц из пассивного словарного запаса в активный.Результатом работы явилась презентация «Занимательный материал при работе со словарными словами», которая будет использована самими составителями на уроках русского языка и дополнительных занятиях для более успешного запоминания словарных слов. Проекты, созданные в 3 классе Особое место в проектной деятельности отводится оценке, так как именно она выполняет роль обратной связи и несет функцию регуляции процесса обучения. Общий уровень достижений учащихся в проектной деятельности отслеживается с помощью оценочного листа проектной деятельности, который хранится в портфолио каждого обучающегося начальной школы. Оценочный лист проектной деятельности обучающегося начальной школы Участие в различных конкурсах, конференциях Роль учителя в ПД Она своеобразна. Первое правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся. Правила, по которым нужно строить свою работу в ПД: Подходить творчески к любому проекту ученика.Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.Избегать прямых инструкций (на 2 и 3 этапах).В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.Тесно сотрудничать с родителями.При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успехи, чем 1 раз раскритиковать. Спасибо за внимание! Желаю творческих успехов!