Программа элективного курса «Мир профессий»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Йошкар-Олы»

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от______20___ года протокол №
Председатель_______ /Алякритская С.Ю./

Программа элективного курса
«Мир профессий»
для обучающихся 9 классов
количество часов: 34
часов в неделю: 1

Составитель: учитель технологии высшей категории
Муравьева Тамара Николаевна

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания
методического объединения учителей
оборонно-спортивной области и искусства
от_____ 20____ г. №1
руководитель МО ________ /Муравьева Т.Н./
СОГЛАСОВАННО

Методический совет МБОУ «СОШ №9 г.Йошкар-Олы»
___________ /Солодова О.Р./
___________ 2012год.


г. Йошкар-Ола
2012 г.
Программа курса «Мир профессий»
Курс «Мир профессий» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности, и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру.
Курс рассчитан на 34 часа в год, при 1 часе в неделю.
Цель курса: оказание психолого-педагогической поддержки учащимся в выборе профиля обучения в старшей школе, формирование готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Основные задачи курса:
Помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
Подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
Расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
Обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
Сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
Обучить планированию профессиональной карьеры.
В результате изучения данного курса у школьников должны быть сформированы:
знания и представления:
о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг;
о возможностях получения образования по избранному профилю;
о психологической особенности личности;
о самоопределении, профессиональной пригодности;
о профпригодности, самооценке;
о карьере, компенсации возможностей.
На основе полученных знаний, учащиеся должны уметь:
раскрывать психологические особенности своей личности;
выявлять свои способности и профессиональные интересы;
определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
работать с профессиограммами;
ориентироваться в типах и подтипах профессий;
составлять личный профессиональный план;
проектировать свою профессиональную карьеру.
















Тематическое планирование курса «Мир профессий»

п/п
Наименование тем
Количество часов

I
Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека.
Понятие и построение личного профессионального плана.
1

II
Мир профессий.
10

2.1.
Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
2

2.2.
Классификация профессий. Формула профессий. Понятие профессиограммы.
2

2.3.
Типы профессий. Матрица выбора профессии.
1

2.4.
Характеристика профессий типа «человек-человек».
1

2.5.
Характеристика профессий типа «человек-техника».
1

2.6.
Характеристика профессий типа «человек-знаковая система».
1

2.7.
Характеристика профессий типа «человек-природа».
1

2.8.
V°Характеристика профессий типа «человек-художественный образ».
1

III
Познавательные процессы и способности личности.
6

3.1.
Память. Внимание.
2

3.2.
Ощущения. Восприятие. Представление. Воображение.
2

3.3.
Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интелекта.
2

IV
Психология личности.
6

4.1.
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка.
2

4.2.
Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды.
2

4.3.
Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
2

V
Профессиональное самоопределение.
7

5.1.
Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»).
2

5.2.
Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей.
2

5.3.
Рынок труда. Потребности рынка труда («надо»).
1

5.4.
«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу»-«могу»-«надо».
1

5.5.
Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии.
1

VI
Подготовка к будущей карьере.
2

6.1.
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования.
2

VII
Обобщение.
2

7.1.
Построение личного профессионального плана. Зачет.
2


Итого:
34












Содержание курса «Мир профессии»
I. Введение.
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
II. Мир профессий.
Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс, условия труда.
Классификация профессий, формула профессий. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессий. Характеристика профессий типа « человек – человек », «человек - техника», «человек – знаковая система»; «человек - природа»; «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).
III. Познавательные процессы и способности личности.
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие, специальные. Условия развития способностей.
IV. Психология личности.
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы решения конфликтов.
V. Профессиональное самоопределение.
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе(«хочу».) Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребность рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализе составляющих «хочу» - «могу» - «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
VI. Подготовка к будущей карьере.
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.
VII. Обобщение.
Построение личного профессионального плана. Зачет.
Учащиеся должны знать:
определение понятия «личный профессиональный план».
Учащиеся должны уметь:
провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Мир профессий».















Литература.

Чистякова С.Н., Шалавина Т.И. Твоя профессиональная карьера. М. Просвещение, 2000.
Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии – М – 1995.
Климов Е.А. Как выбирать профессию? – М, - 1990.
Выбираем профессию: 100 вопросов и 100 ответов. – Л.,1990.
Мир профессий. М., 1985-1987.
Экскурсии в мир профессий. – Л., 1990.
Байдук и Ф. Культура производства и личности. – М – 1990.
15