Урок познания мира в 4 классе. Тема: Наша Родина — Казахстан
Урок познания мира в 4 классе. Тема: Наша Родина - Казахстан
Тема: Наша Родина - Казахстан. Ресурсы Казахстана.
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Природа».
Задачи: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Природа» ; показать, какими природными ресурсами располагает Казахстан; как охраняются природные ресурсы; формирование умения применять свои знания в нестандартной обстановке; формирование умения работать в коллективе. Развитие интереса к изучению родного края. Воспитание патриотического чувства, гордости за свою Родину.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Форма организации : Урок-конференция.
Приборы и материалы:
1.Глобус, физическая и политическая карты Казахстана.2.Цветные карандаши.
3.Карточки полезных ископаемых. 4.Контурные карты у каждого ученика. Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы, цели, задач урока.
1). Чтение учеником стихотворения Толегена Айбергенова «Моя Республика».2).Вопросы:. ,
О какой стране пишет поэт в стихотворении?
Как называется наша страна?
Каким словом называет человек страну, в которой он родился, вырос, живёт?( Родина;
Каким рисует автор Казахстан?
О каких богатствах Казахстана рассказывает поэт?
3). Работа над пословицами. Объясни значение пословиц.( Плакат).
1) Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
2)Тот герой, кто за Родину горой.
3)Цветы лишь на своей поляне - цветы, человек лишь на Родине - человек. 4)Родная земля - золотая колыбель.
4). Учитель. Сегодня мы совершим путешествие по нашей Родине. Но путешествие будет заочным На уроке пройдёт эколого - экономическая конференция регионов Казахстана. На конференции будут работать представители четырёх регионов Казахстана, которые расскажут о природных ресурсах своих регионов, о богатстве нашей Родины.
- Как вы думаете, какая цель нашей конференции?) ответы детей и учитель подводит их к цели Познакомимся с представителями регионов:
стол представляет Северный и Центральный регионы.
стол представляет Западный регион.
стол представляет Южный регион.
стол представляет Восточный регион.
В каждой группе есть администратор, биолог и геолог. Обязанности членов группы:
Администратор описывает регион и города этого региона.
Биолог рассказывает о водных природных ресурсах, богатстве региона и заповедниках Геолог сообщает о полезных ископаемых региона.
Все ресурсы, о которых будут говорить представители регионов, мы будем обозначать на индивидуальных контурных картах и на физической карте Казахстана на доске.
3.Систематизация и обобщение знаний.
1).Вопросы для систематизации знаний.
1)- Какой же наш Казахстан?• *
Ученик.
Общая длина границ Казахстана 15000 км, из них 1200км - сухопутные, 3000 км проходят по Каспийскому и Аральскому морям. На севере и западе наша страна граничит с Россией, на юге - с Туркменией, Узбекистаном и Кыргызстаном, а на востоке - с Китаем.
Площадь Казахстана так велика, что на ней могли бы разместиться несколько европейских государств или 5 Франций. Находится наше государство в центре Евразийского материка - самого большого на планете Земля. (Показать на глобусе)
2). А как на карте можно узнать, какие полезные ископаемые и представители растительного и животного мира есть в Казахстане.
Ученик.
По знакам условным Найдешь, если надо, На карте любые Подземные клады.
3)- Что такое подземные клады?
- Какие подземные клады хранит казахстанская земля?
4)Знакомство с условными обозначениями:(Большие знаки - на доску, маленькие на карту.)
Пшеница, хлопок, каменный уголь, нефть, газ, марганцевые руды, железные руды,медные руды,золото, поваренная соль, отдых, рис, уран, заповедник, рыба.
2).Учитель. Слово 1 столу, которые представляют Северный и Центральный регионы.
1.Администратор ( работа с картой)
Северный и центральный Казахстан включает 5 областей: 1). Северо-Казахстанская - г. Петропавловск. 2). Акмолинская –
г. Кокшетау.
3). Павлодарская - г. Павлодар.' '
4). Карагандинская - г. Караганды
. 5). Костанайская - г. Костанай. Столица Казахстана - город Астана.
Биолог.(сообщение)
Геолог.(сообщение) Учитель:
Спасибо первой группе за интересные и полезные сообщения.' 3).Физминутка. Едем на поезде. Чух-чух-чух-чух- мчится поезд во весь дух. Загудел паровоз и ребят вперёд повёз.
Скоро мы приедем к западным соседям. 4). 2 стол представляет Западный регион.
1.Администратор, (работа с картой)Западный регион включает 4 области.
1). Западно-Казахстанская область- г. Уральск.
2).Атырауская область-г.Атырау.
3).Актюбинская область -г. Актобе..
4).Мангистауская область -т. Актау.
Биолог.(сообщение)
Геолог, (сообщение) Учитель. Спасибо .
5). Физминутка.
Согнули спины, наклонились, выбрасываем ноги вперёд. Идёт караван верблюдов в южный регион Казахстана по пустыне.
б).3 стол представляет Южный регион.
1) Администратор.(работа с картой).
Южный регион Казахстана включает 3 области:
1). Кзыл-Ординская область-г. Кызылорда.
2). Южно-Казахстанская область- г. Шымкент.
3). Жамбылская область- г. Тараз.
По территории Южно-Казахстанской области пролегал. Великий Шёлковый путь. Он так назван потому, что с южных стран чаще всего купцы везли шёлковые ткани. Этот край можно назвать страной тысячи древних городов.
Биолог.(сообщение)
Геолог, (сообщение)
Учитель: Спасибо. Много полезной информации мы получили о южном регионе Казахстана
7).Физминутка.
Руки ставим все в разлёт, появился самолёт. Правое крыло вперёд, левое крыло вперёд. Раз, два, три/четыре -вот, полетел наш самолёт.
8).4 стол представляет Восточный регион Казахстана. 1.Администратор.(Работа с картой) Наш район включает 2 области:
1). Восточно - Казахстанская область -г. Усть-Каменогорск. 2).Алматинская область - г. Талды-Корган.
Биолог, (сообщение)
Геолог.(сообщение) 9):Физминутка. (под музыку)
-Мы привели себя в порядок, а как же мы приводим в'Порядок свою планету?
4.Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний. 1)Учитель.
Все ли вопросы мы рассмотрели на конференции?( не охватили вопрос охраны природы и полезных ископаемых)
Наша планета огромна, но у каждого из нас есть свой участок - это наш двор, наша улица, наш е село. Научитесь заботиться о них, приводить их в порядок, и наступит праздник.
А какие меры охраны природы вам известны в нашей стране? ( Заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга) Показ видеосюжета.
-Мы видим, что в нашей стране принимаются меры по охране природы. Но достаточно ли лого чтобы спасти природу всей планеты?
2)Составление кластера «Охрана природы».
(Заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга, Соглашения и Конвенции между странами, Международный союз охраны природы, Всемирный фонд дикой природы, создание своей организации))
-В природе нет границ и только сообща люди могут спасти планету и себя. Государства заключат, конвенции - соглашения. Одно из таких соглашений - Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами растений и животных.
Этот документ защищает от истребления многих животных Африки, Азии, Южной Америки обезьян, черепах, крокодилов, носорогов и слонов, которых уничтожают ради шкур, рогов бивней.
3) Создание своей организации. Ученик.
Давайте будем беречь планету! Во всей Вселенной красивей нет. Во всей Вселенной совсем одна!
Что будет делать без нас она?• »
-Я предлагаю в нашем классе создать организацию по охране природы. Ведь судят о человеке не по словам, а по делам.( Придумываем название.)
5.Итог урока. Рефлексия.
-Что полезного вы узнали и взяли для своей жизни из конференции?
6. Домашнее задание.
Составить по группам «Правила охраны воздуха», «Правила охраны воды», «Правила охраны растений», «Правила охраны животных».
Абайский район
Карагандинская область.