Воспитательное занятие Как справиться с чувством обиды?.
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ
«КАК СПРАВИТЬСЯ С ЧУВСТВОМ ОБИДЫ»
Задачи:
- помочь осознать чувство обиды и действия, связанные с ним;
учить выражать негативные чувства в безопасной, символической форме;
формировать адекватную оценку негативных поступков, связанных спроявлением чувства обиды;
развивать умение анализировать, делать выводы и умозаключения;
воспитывать желание дружески относиться друг к другу, уметь вставать напозицию другого.
Форма проведения: комбинированное занятие
Время проведения занятия: 30 мин.
Возраст участников: 7-8 лет.
Сроки проведения: февраль 2017г.
УЧАСТНИКИ: учащиеся 7-9 лет.
Материал: «ромашка», лепестки кр., зел., син. цвета на каждого ребенка, карточки с ситуациями, лист цветной бумаги на каждого, комплект букв (о,б,и,д,а) на каждого, музыкальное сопровождение.
План занятия:
Вводная часть:
Игра « Ромашка настроения»
Проблемная ситуация. Знакомство с темой занятия.
Совместное обсуждение ситуации.
Основная часть:
Беседа на тему «Что такое обида?»
Тренинговое упражнение ( анализ роди обидчика и обиженного).
Игра «Гневное письмо»
Игра «Давайте жить дружно»
Разбор ситуаций.
Практическое задание «Мы все разные».
Стихотворение.
Заключительная часть:
Подведение итогов
Игра «Ромашка настроения»
Ход занятия:
1. Знакомство детей с темой занятия
Педагог: - Ребята, прежде чем мы начнем занятие, давайте посмотрим какое у нас настроение, для этого «вырастим» ромашку настроения. К серединке прикрепить лепесточки: если у вас отличное настроение-красный лепесток, если хорошее- зеленый, плохое - синий. Я вижу, что у вас xopoшее настроение и мы можем начинать наше занятие.
Педагог: А вот тему нашего разговора вы узнаете из стихотворения В. Орловой.
-Кто кого обидел первый?-Он меня.
-Нет, он меня!
Кто кого ударил первый?
Он меня.
Нет, он меня?
-Вы же раньше так дружили...
Я дружил.
И я дружил.
Что же вы не поделили?
Я забыл.
И я забыл.
Я предлагаю вам выложить слово, которое обозначает то чувство, о котором мы
сегодня поговорим (дети выкладывают слово обида)
Совершенно верно, темой нашего занятия будет обида, мы выясним почему люди обижают друг друга, как справиться с чувством обиды.
2. Беседа на тему «Что такое обида?»
Из-за чего поссорились друзья?
Дети: они обидели друг друга.
Педагог: Почему они обиделись друг на друга?
Дети: потому что сделали какую- нибудь неприятность друг другу
Педагог: Почему друзья забыли причину своей ссоры.
Дети: причина была настолько незначительной, что они ее не помнят.
Педагог: Что такое обида?
Дети: чувство, которое возникает, если тебя оскорбили, не дали осуществить
задуманное, или не заметили твоей помощи и участия. Чем ближе тебе человек, скоторым связано это чувство, тем сильнее обида.
Педагог: на что может быть она похожа?
Дети: на черное пятно, на лохматое чудовище...
Педагог: из-за чего люди обижаются друг на друга?
Дети: люди обижаются, когда им сделали что-то плохое, обозвали и т.д.
Педагог: приходилось ли вам обижаться?
Дети: да.
Педагог: Что хочется в момент обиды сделать с обидчиком?
Дети: побить, сказать ему плохие слова...
Тренинговое упражнение.
Педагог: Распределитесь по парам и с помощью мимики и жестов изобразите роли обидчика и обиженного. А теперь поменяйтесь ролями.
Педагог: Что вы чувствовали, когда были в роли обидчика?
Дети: хотелось кричать, насмехаться на другим и тдПедагог: Что вам хотелось сделать?
Дети: Ударить, подговорить всех против одного и тдПедагог: Что вы чувствовали, когда были в роли обиженного?
Дети: было неприятно, чувствовал себя несчастным, раздраженным.
Педагог: Что вам хотелось сделать?
Дети: хотелось убежать, плакать
Педагог: Какая роль вам понравилась больше?
Дети:
Педагог: добрый человек не будет обижать другого, причиняя ему душевную боль, унижение. Обиженный человек чувствует себя несчастным, раздраженным. Обида опасна, потому что может вызвать такие чувства, как гнев, ненависть и разрушить доброжелательные отношения. Человек, который попадает под власть таких негативных чувств, может причинить боль другим случайно. В этом случае нужно извиниться и помириться. ( попросить прощения) А я в свою очередь могу вам посоветовать один способ как побороть чувство обиды. Если ты рассержен на того, кто тебя обидел, напиши ему гневное письмо, а потом это письмо порви, сомни.
Или, чтобы почувствовать себя лучше, нужно заняться своим любимым делом, хобби.
Обида – сильное чувство, от которого не всегда легко избавиться.
Чтобы лучше понять важность этого, представьте себе, что вы обидели друга.
Изобразите это, скомкав лист бумаги (Дети выполняют данное действие). Позднее вы поняли, что сделали ему больно и, раскаявшись в своих словах и поступке, попросили у друга прощение.
Тоже самое сделайте и с листочком, старательно разгладьте его (Дети выполняют данное действие).
Удалось ли вам сделать листочек таким же гладким, каким он был в самом начале?
Дети: Нет.
Педагог: Точно также и в жизни: помирились, а след от обиды остался.
Мне бы хотелось, чтобы в нашей маленькой семье было как можно меньше обид и больше взаимопонимания, доброты и тепла по отношению друг к другу.
Физкультминутка
Игра «Давайте жить дружно».
Ребята образуют два круга – внутренний и внешний так, чтобы образовались стоящие друг к другу пары. Задание состоит в том, чтобы на счет три «выкинуть» 1,2 или 3 пальца. Если оба игрока одновременно выкидывают один палец – то смотрят в глаза друг другу, если 2 пальца – пожимают друг другу руку, если 3 – обнимаются. Если у обоих игроков количество выкинутых пальцев не совпадает, то выполняется действие соответствующее меньшему количеству пальцев. Задание выполняется 3 раза, затем участники внешнего круга передвигаются вправо, меняя партнера по игре. Игра продолжается.
А теперь, посмотрите, перед вами лежат карточки. На них написаны ситуации из жизни. Ваша задача рассказать, как бы вы поступили в такой ситуации и как можно поступить, чтобы избежать конфликта.
Ребенок: Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?(-будете плакать; -ударите его;- сделаете ему замечание; -пожалуетесь учителю;)
Ребенок: Один из одноклассников смеется над вашим другом. Как вы поступите? ( будете плакать; -пожмете плечами; - будете смеяться над ним; - будете над ним; -будете защищать его кулаками)
Ребенок: Вам не везет: вы второй раз подряд проигрываете в шашки. Ваши действия? (будете плакать; - продолжите играть; - начнете злиться; - ничего не скажите).
Педагог:
Не обижай людей - придет расплата.
Нам счастье не сулит обида чья-то.
Ты будешь ближними любим,
И радость доброты познаешь,
Не пожелав другим того,
Чего себе не пожелаешь.
Практическое задание «Мы все разные»
Педагог: У каждого из вас есть лист бумаги. Выполните следующие практические действия:
Возьмите и согните его пополам.
Оторвите листочек на месте сгиба.
Согните листок еще раз пополам и вновь оторвите кусочек бумаги.
Повторите эти действия несколько раз.
Теперь полностью разверните ваши листочки и сравните их.
Педагог: Есть ли среди них одинаковые?(Ответы детей)
Точно также и среди людей, нет двух абсолютно одинаковых. Ведь у каждого из нас есть хорошие стороны, так и не очень, кто-то поступая мудро умеет простить обиду, а кто-то еще учиться этому.
Заключение.
А занятие наше я хотела бы закончить так:
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился
Ты ему греха не поминай.
Подведем итог нашего занятия. Продолжите пожалуйста фразу «Сегодня на занятии я узнал..»
Педагог: а теперь давайте вырастим еще одну ромашку и определим, какое настроение у вас сейчас.