Технологическая карта урока русского языка на тему Н и НН в именах прилагательных, образованных от существительных


Технологическая карта
Тема урока: «Одиночная и удвоенная буква Н в именах прилагательных, образованных от существительных» (6 класс)
Тип урока: Открытие новых знаний
Цели:
Предметная:
- формирование умения правильного написания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных;
- совершенствование навыков проведения морфемного, словообразовательного анализа слова.
Метапредметная:
- умение  определять понятия, создавать обобщения;
- умение строить  логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Личностная:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками.
Технология(-и) урока: технология критического мышления
Формы организации деятельности: опрос, выполнение заданий, самостоятельная работа.
Опорные понятия: орфограмма, суффиксальный способ образования, словообразовательный суффикс.
Образовательные ресурсы: учебник (В.Бабайцева. Русский язык. Теория. 5-9 класс), карточки с таблицами, заданиями, презентация.План-конспект урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организационный момент.
Включение в деловой ритм. Анализ эпиграфа урока : «Все в наших руках, поэтому не стоит их опускать» Подготовка к работе.
Самоопределение к деятельности. Личностные: действие смыслообразованияКоммуникативные: готовность к сотрудничеству
Актуализация знаний и фиксация затруднений. Учитель предлагает учащимся восстановить фразу.
1) Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы….
2) Имена прилагательные изменяются по…
3) Прилагательные по значению делятся на разряды …
4) Основные способы образования имен прилагательных…
2. Учитель сообщает о том, что работать учащиеся во время урока будут в группах. Предлагает вспомнить правила работы в группах
Учащиеся выполняют задание
Учащиеся проговаривают правила:
Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай!
Соблюдай спокойствие. Личностные: самоопределение.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Познавательные:
общеучебные: умение строить речевое высказывание в устной форме;
логические: анализ объектов с целью восполнение недостающих компонентов.
Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Постановка учебной задачи.
Мотивация познавательной деятельности.
Прием «Ассоциация» Учитель просит каждую группу 1) охарактеризовать предмет(игрушка, кольцо, перчатка, чашка, перо), написанный на листочке, используя при этом только имена прилагательные.
2) вычеркнуть прилагательные, не подходящие для описания данного предмета (предмет раздается учителем)
3. вычеркнуть прилагательные, в суффиксах которых нет буквы н. Какие слова получились?
-Что между ними общего и в чем их отличие?
Предлагает сформулировать тему урока. Отвечают на вопросы.
Отвечают на вопрос: стеклянный, деревянный, кожаный, серебряный, гусиный.
- В суффиксе каждого прилагательного есть буква Н. Но в одном она НН, в другом Н
Формулируют тему урока (Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных).
Ставят цель: Познакомиться с условиями выбора н и нн в суффиксах имен прилагательных и применять данное правило на практике. Личностные: действие смыслообразования, самоопределение
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Познавательные:
общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
логические: формулирование проблемы.
Построение проекта выхода из затруднения.
(Изучение нового материала).
Прием
« Поиск в тексте ответов на вопросы» Учитель просит сформулировать проблемный вопрос, который будет решаться на уроке.
Организует учащихся к исследованию проблемного вопроса, поиску решения.
Задания.
1. Каждая группа работает на стихотворением- подсказкой, в котором учащиеся находят ответ на проблемный вопрос, выявляя условия для написания н и нн в суффиксах прилагательных (Приложение №1)

2. Работа с таблицей. Сопоставление выводов, сделанных учащимися, с материалом в таблице (таблицы лежат на партах, до этого этапа перевернуты; Приложение №2)
3. Знакомство с теоретическими сведениями по учебнику (стр. ..)
Формулируют проблемный вопрос (Почему в одних прилагательных будем писать Н, а в других НН? или От чего будет зависеть правописание Н и НН в прилагательных?)
Исследуют проблемный вопрос.
Выполняют задание.
Работают с теоретическим материалом. Делают вывод (Н пишется в прилагательных образованных от существительных с помощью суффиксов –ян, - ан, -ин; НН пишутся в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –енн и – онн; -н).
Сопоставляют материал и собственные выводы.
Дополнение таблицы исключениями (бессуффиксные прил.: юный, румяный, буланый, единый, зеленый, синий;)Личностные: действие смыслообразования.
Регулятивные: планирование, прогнозирование
Познавательные:
общеучебные:
- выбор наиболее эффективного способа решения проблемы (анализ примеров);
- умение структурировать знания;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
логические:
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- анализ объектов;
- выбор оснований и критериев для классификации объектов;
- смысловое чтение текста научного стиля речи
- применение методов информационного поиска,
- решение проблемы, построение логической цепи рассуждения.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Первичное закрепление. Работа с текстом. (Приложение №2) Задание: заставьте говорить «молчащую» таблицу (в таблицу из текста выписываются прилагательные, соответствующие изученной орфограмме) Выполняют задание. Сравнивают полученный результат с таблицей на слайде Личностные: действие смыслообразованияРегулятивные: контроль, оценка, коррекция
Познавательные:
общеучебные:
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
-рефлексия способов и условий действия.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталону). Организует деятельность учащихся по применению новых знаний.
Задание: в бланке «цветного» диктанта (Приложение №4) закрасить сектор зеленым цветом, если пишется в слове Н, красным – если НН Самостоятельная работа.
Выполняют индивидуальное задание, сравнивают с эталоном, оценивают свою работу
Личностные: самоопределение Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные:
общеучебные:
- поиск и выделение необходимой информации;
умение структурировать знания.
Коммуникативные:
- принятие решения и его реализация;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Рефлексия деятельности
(итог урока). Организует рефлексию. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Я сегодня узнал на уроке …
Я научился…
Мне необходимо поработать над …
Личностные: смыслообразование, действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания.
Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, контроль, оценка.
Познавательные: рефлекция способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Домашнее задание. Инструктирует учащихся.
Решить тест (Приложение №4) и выучить правило, изученное на уроке. Решают тест 1.Укажите ряд, где все прилагательные пишутся с нна) иностра…ый, тума…ый, ржа…ой;
б) берестя…ой, водя…ой, земля…ой;
в) соломе…ый, време…ый, карма…ый.
2.Укажите ряд, где все прилагательные пишутся с на) маши…ый, соболи…ый, тыкве…ый;
б) ледя…ой, ветре…ый, соловьи…ый;
в) обеде…ый, лимо…ый, звери…ый.
3.Отметьте строку, в которой все прилагательные имеют суффикс – енна) песча…ый, безветре…ый, бритве…ый;
б) болезне…ый, клюкве…ый, фирме…ый;
в) бараба…ый, земля…ой, комари…ый.
Коммуникативные: прогнозирование, планирование дальнейшей самостоятельной деятельности.Приложение №1
Тексты стихотворений – подсказок для учащихся на этапе «Построение проекта выхода из затруднения».
1 группа
Хоть мы умны не по годам, не всё нам ясно и понятно.А сколько Н писать в -АН-(-ЯН- ) нас мучит всех невероятно.Как не верти, как не мудри, но с этим суффиксом при встречеСначала внимательно прочти, какая встретилась часть речи.Для прилагательных давно записано в учёных книжках:Когда -АН-, -ЯН-, то -Н- одно – и больше никаких излишек.Румяный Дед Мороз взмахнёт серебряною рукавицей –Здесь -Н- одно лишь подойдёт, а два тут не годится.А где два -Н-? Ответ простой: в окне с поверхностью стеклянной,Где оловянный шпингалет и подоконник деревянный.Туман одно имеет -Н-, но если город стал туманный,В основе -Н- и суффикс -Н-, и получается два -Н-.
2 группа
Вам скажет каждый джентльмен:Две буквы -Н- любой порой пиши в словах, где -ОНН- и -ЕНН-,И только ветреный с одною.Ему в ответ абориген: на -Н- кончается основа, к ней прибавляешь суффикс –Н- -С двумя -НН- получишь слово!А в суффиксах -ИН-, -АН- и -ЯН- пишите Н одно, друзья.Лишь оловянный, деревянный и стеклянный всегда с двумя!
3 группа
-ИН-, -АН-, -ЯН- запомним
Суффиксы простые.
В них всегда напишем
Букву Н одну.
Ну а две заветных
Буквы НН поставим
В суффикс –ОНН-
И, конечно, -ЕНН-.
Если Н в основе,
А другая – в суффикс ,Их, конечно, сложим
И напишем две.
А потом проверим,
Нет ли исключений,
И ошибок грубых
Не допустим! Нет!
Приложение №2
Таблица для учащихся на этапе «Построение проекта выхода из затруднения».
Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных
Н НН
1. Основа существительных + -ан-, -ян-
Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный
Примеры ??? 1. Основа существительных + -онн-, -енн-
Исключение: ветреныйПримеры ???
2. Основа существительных + -ин-
Примеры ??? 2. Основа существительных на -н-+ -н-
Примеры ???
Текст для учащихся на этапе «Построение проекта выхода из затруднения».
Серебряная сказка
Сколько свежести, бодрости и красоты приносит зима.
В звёздные ночи лунный свет колдует над сонным лесом, над белыми полями, пересечёнными звериными тропами.
Много красивого в зиме, но самое прекрасное – иней.
Обильный и пушистый, он всё окружающее делает праздничным и торжественным.
Я видел такой иней. Деревья, скворечники, провода – всё было в инее и казалось чудесным. Придорожные былинки превратились в белые стеклянные цветы, а кусты шиповника – в причудливые искусственные кружева. Шишки сосен вблизи напоминали ледяные кудри великана. Заиндевелые берёзки казались таинственными призраками.
Заря, отполыхав, стала меркнуть, и из-за леса вылез серебряный щит луны, который ярко осветил снег.
А утренний ветер погубил серебряную сказку, но в эту зиму она часто возвращалась, и я навсегда полюбил иней – призрачную и хрупкую красоту русской зимы.
Приложение №3
Бланки «Цветного» диктанта для учащихся на этапе «Самостоятельная работа (с самопроверкой по эталону)»
«Цветной» диктант
1
2
4
3 5
6
8

7
«Цветной» диктант
1
2
4
3 5
6
8

7
«Цветной» диктант
1
2
4
3 5
6
8

7
«Цветной» диктант
1
2
4
3 5
6
8

7
«Цветной» диктант
1
2
4
3 5
6
8

7
Приложение №4 Тест для учащихся на этапе «Домашнее задание»
1.Укажите ряд, где все прилагательные пишутся с нна) иностра…ый, тума…ый, ржа…ой;
б) берестя…ой, водя…ой, земля…ой;
в) соломе…ый, време…ый, карма…ый.
2.Укажите ряд, где все прилагательные пишутся с на) маши…ый, соболи…ый, тыкве…ый;
б) ледя…ой, ветре…ый, соловьи…ый;
в) обеде…ый, лимо…ый, звери…ый.
3.Отметьте строку, в которой все прилагательные имеют суффикс – енна) песча…ый, безветре…ый, бритве…ый;
б) болезне…ый, клюкве…ый, фирме…ый;
в) бараба…ый, земля…ой, комари…ый.