Статья Умение работать с информацией как необходимая компетенция современного студента
Умение работать с информацией
как необходимая компетенция современного студента
Для того чтобы стать успешным работником, современному человеку необходимо владеть целым арсеналом профессиональных и общих компетенций. И если профессиональные компетенции позволяют непосредственно выполнять профессиональные функции, то общие – не связаны напрямую с профессиональными обязанностями, но позволяют выполнять их значительно лучше. Одной из общих компетенций является умение работать с информацией – осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития..
В настоящее время объем информации, получаемый людьми из различных информационных источников, удваивается каждые три года. Фундаментальные академические знания в современной информационной цивилизации перестают быть капиталом. От человека теперь требуется не столько обладание какой бы то ни было специальной информацией, сколько умение ориентироваться в информационных потоках, быть мобильным, искать и использовать недостающие ресурсы.
На сегодняшний день у большинства студентов первых курсов не сформированы умения работы с источниками информации. Задача современного педагога должна сводиться к обучению приемам формирования и наиболее эффективного использования собственного для каждого студента информационного пространства. На занятиях должна создаваться основа, «скелет» знаний, а уже на него каждый студент из индивидуального информационного поля должен «нанизывать» объем личных знаний. Поэтому обучение основным приемам работы с информацией необходимо рассматривать в современном образовании как одно из основных общеучебных умений, формирование, которого осуществляется на всех учебных занятиях. Целью обучения является освоение учащимися информационной культуры, то есть общих представлений об информационных процессах в окружающем мире, об источниках той или иной информации, о системе морально-этических норм.
Именно поэтому в программу подготовки студентов большинства учреждений профобразования был добавлен блок «Введение в специальность». Основные его цели заключаются в следующем: обучение восприятию и переработке информации, развитие критического мышления, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения, формирование умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария.
Но для того, чтобы название дисциплины не потеряло своей актуальности, для заданий подбираются такие источники информации, которые содержат материал о будущей профессии. Студентам предлагаются задания, которые позволяют применить освоенные способы деятельности и лучше понять сущность и место выбранной профессии в системе профессий и специальностей.
Актуальность проблемы овладения студентами методами самостоятельной познавательной деятельности также обусловлена тем, что в период обучения в средних специальных заведениях закладываются основы профессионализма, формируются умения самостоятельной профессиональной деятельности.
Усиление роли самостоятельной работы студента – один из самых важных аспектов модернизации образования в России и еще по причине того, что значительное увеличение доли самостоятельной работы при сокращении аудиторных занятий приводит к тому, что повысить качество образовательного процесса можно только за счет оптимизации методов обучения и внедрения в него новых технологий обучения. Одним из путей такой оптимизации становится формирование учебных умений студентов в их внеаудиторной самостоятельной работе. Такой подход делает более эффективной саму самостоятельную работу и, следовательно, учебную деятельность в целом, а также – сформировать у студентов навыки самостоятельного приобретения знаний и умений, которые потребуются им в дальнейшем непрерывном образовании.
В эпоху информационных технологий традиционные источники информации, – каковыми являются книги и справочники – отошли на второй план. Но при этом не потеряли своей значимости для современного человека. Вместе с тем, современный студент «заглядывает» в библиотеку гораздо реже, чем это было еще несколько лет назад. Для большинства первокурсников не характерно обращение к справочному аппарату как одному из источников необходимой при подготовке к семинару информации. Они либо не знают о нем, либо не умеют пользоваться.
Одним из внеаудиторных занятий в блоке «Введение в специальность» мною используется давно забытый библиотечный урок. Здесь студенты не только знакомятся с каталожно-справочным аппаратом, но и имеют возможность попрактиковать работу с ним, чтобы в дальнейшем обращаться к нему при выполнении домашних заданий и написании рефератов.
Следует отметить, что самостоятельная работа протекает более успешно, если она носит непринужденный характер. Поэтому преподаватель должен создавать лишь основу для зарождения у студента потребности в ней. Также имеет смысл преподавателю создать такую ситуацию, при которой студент ощутили бы дефицит усвоенного материала, а затем указать ему конкретный источник информации для восполнения этого дефицита.
Во избежание расхождения между учебными и реальными потребностями студентов в использовании методов работы с информацией, для организации самостоятельной работы в программу рекомендуется включать проблемные задания, ориентированные на исследование определенной социальной, профессиональной или личностно значимой проблемы.
Следует отметить, формирование умений работы с информацией проходит более эффективно при использовании активных методов обучения. Так как активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение студентом, а на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.
Самостоятельная работа студента «формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования» в условиях быстрого обновления знаний. (В.И. Загвязинский)
Литература:
Ключевые профессиональные компетенции. Модуль «Работа с информацией»: учебные материалы / Автор-составитель: С.А.Ефимова. – Самара: ЦПО, 2007
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала: Учебные материалы. – Самара: ЦПО, 2011
Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учебное пособие для студентов вузов / Загвязинский В.И., М.: Академия, 2001.
Сокол В.Ш.., преподаватель спецдисциплин ГБОУ СПО МОГК
15