Конспект внеклассного занятия Способы выхода из злости
ГОУ по Псковской области «Красногородскаяспециальная (коррекционная)
школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект открытого внеклассного занятия
по нравственно-этическому воспитанию
на тему «Что делать, если ты злишься»
для воспитанников 3 класса
Воспитатель: Львова Наталья Владимировна,
первая квалификационная категория
2012 год
Тема: «Что делать, если ты злишься»
(занятие подготовлено и проведено в рамках конкурса «Наше завтра»)
Цель: познакомить детей со способами снятия эмоционального напряжения.
Задачи:
Учить детей внимательно слушать художественное произведение, понимать его содержание и идею.
Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы по содержанию текста.
Познакомить со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими.
Формировать позитивный образ своего «я», вызвать стремление совершать добрые поступки.
Материалы и оборудование: магнитная доска, магниты, клей-карандаш по количеству детей, вырезанные бабочки и цветы, рисунок «Кактус», подкладной материал.
1)Организационный момент. Упражнение «Подари улыбку».
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс
Внеклассное занятие у нас сейчас.
-Дети представьте, что солнышко льет на вас свои теплые лучи. Потянитесь к солнцу. Под его лучами вы становитесь добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите солнечные лучики своим друзьям, воспитателям, близким и родным людям.
-С помощью каких слов вы можете рассказать о своем настроении?
(Хорошее настроение мы выражаем с помощью таких слов, как радостное, светлое, праздничное, веселое, сказочное, приподнятое и т.д.)
-А какое настроение у вас сейчас? Какого цвета ваше настроение?
Упражнение « Мое настроение».
-Наши дети прислали вам в подарок картину. Посмотрите, какая она яркая, красочная и даже можно сказать красивая, потому что они рисовали ее с любовью и радостью вам в подарок. Когда мы рисуем в группе, то всегда включаем веселые детские песенки. На ней они специально не нарисовали цветы. Давайте сейчас сделаем поляну нашего настроения.
247269015875Дети выполняют задание под музыку. По цвету выбираемых цветов можно диагностировать настроение детей.
Цветопись настроения: красный - восторг, оранжевый - радость, веселье,
желтый - мне приятно, зеленый - спокойное настроение, синий – грустное настроение, фиолетовый – тревожное, черный – унылое, белый – состояние страха.
-Посмотрите, какая красивая и красочная поляна у нас получилась!
2)Беседа о настроении.
-Может ли меняться настроение? Настроение человека зависит от обстоятельств, событий, которые вызывают те или иные чувства и состояния. Если события носят положительный характер и вызывают у человека радостные чувства, то настроение у него веселое, он смеется и радуется. Если он плачет от горя или злится на что-то, то и настроение у него плохое, злое и сердитое. Переживая какое-то чувство, мы можем передать его словами, действиями и поступками, а так же выражениями лица, жестами и позой.
-Сегодня на занятии мы поговорим с вами о том, что можно делать, если ты злишься.
Упражнение-тренинг «Злюка».
Дети становятся в круг, в центре которого стоит Злюка. Произносят хором слова небольшого стихотворения:
Жила – была маленькая девочка.
Маленькая девочка сердитой была.
Ребенок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками, рот сжат, тело напряжено, кисти рук сжаты в кулаки, движения резкие, отрывистые). При повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребенка.
По окончании упражнения задаютсявопросы детям:
-Что чувствует сердитый ребенок? (Злость, гнев, обиду.)
-Что ему хочется сделать? Какого она цвета? На какую погоду она похожа?
-Нравятся вам эти чувства? Посмотрите на этот рисунок (рис. куктуса).
-Как можно избавиться от злости, не причиняя боли и вреда окружающим людям? (ответы детей)
Чтение отдельных отрывков произведения Э.Крейри «Я злюсь».
- Я хочу вас познакомить с девочкой Катей, у которой однажды испортилось настроение, потому что пошел дождь.
( Воспитатель читает отрывки из книги и предлагает детям помочь Кате изменить свое настроение.)
« Катя проснулась и заволновалась. Сегодня день должен стать особенным. Она обняла своего пса Дика и спрыгнула с постели. Сегодня они с отцом собирались отправиться в парк на настоящий пикник. Там они будут целый день играть и веселиться.
Катя была уверена, что погода обязательно будет такой же великолепной, как и ее настроение. День будет теплым и солнечным. Катя подбежала к окну.
К своему огорчению, за окном она увидела тучи, огромные черные тучи. «О нет!- подумала Катя.- Мы все равно поедем на пикник. Эти противные тучи не остановят нас». И она побежала к отцу, чтобы узнать, не изменятся ли их планы. Отец мрачно смотрел в окно.
-Папа, папа, мы ведь поедем в парк, правда? – спросила Катя волнуясь. –Тучи нас не остановят, ты им не позволишь нас остановить , да?
-Успокойся, Катя, и посмотри за окно получше, - сказал отец.
Катя подбежала к окну и снова выглянула на улицу.
-О нет! – захныкала она. – Дождь! Ненавижу этот дождь!
Затем она на мгновение перестала плакать и спросила:
-Мы ведь все равно поедем, так ведь?
-Нет, - ответил отец. – Мы не можем ехать в дождь.
- Ох, как я злюсь на этот дождь! И на тебя тоже! – кричала Катя.
- Ты чувствуешь злость и разочарование из-за того, что мы не можем ехать в парк. Этот дождь поломал все наши планы, и теперь придется строить новые.
- Я не хочу строить никаких новых планов! Я буду дуться и злиться весь день!
- Дуться и злиться – это в порядке вещей. Можешь злиться хоть весь день до самого вечера, если хочешь. Но как ты думаешь, что можно сделать, чтобы изменить твое настроение?
- Не знаю, - ответила Катя.
Воспитатель: Как вы думаете, что может сделать Катя?
( Выслушать ответы детей.)
Замесить тесто понарошку
- Я хочу замесить тесто, - заявила Катя. – Можешь дать мне немного?
- Тесто готово, -ответил отец и расчистил стол.- Посмотрим, как тонко тебе его удастся раскатать.
Катя шлепнула на стол тесто и стала расплющивать его ударами кулака.
- Не получается, - жаловалась она. – Я его бью, бью, а оно как было одним большим куском, так и осталось. От этого я еще больше злюсь. И на тучи, и на тесто.
- Хочешь хороший совет? – спросил отец.
- Да!
- Раздели тесто на четыре кусочка, подвинь их к углам стола и разминай каждый кусочек по отдельности. Так дело пойдет легче.
Катя разделила тесто на куски и стала разминать его по углам. Вскоре она закончила и позвала отца:
- О, тебе удалось раскатать его почти на весь стол. Ну, и как ты себя теперь чувствуешь?
- Все еще немного злюсь, - ответила Катя. – Надо попробовать еще что-нибудь.
Воспитатель: Как вы думаете, что теперь сделает Катя?
Высказать свои чувства
- Дик! Дик!- кричала Катя, подзывая свою собаку.
Собака подбежала к ней. Катя присела на пол, чтобы поговорить с ним.
-Дик, я хочу рассказать тебе, что я сейчас переживаю. Я ужасно злая.. Злюсь на дождь. И на папу, потому что он не захотел пойти со мной в парк. Как ты думаешь, что мне делать?
-Гав! – рявкнул Дик.
-Ты думаешь, я должна рассказать папе, что я чувствую? – спросила она. Дик молча смотрел на нее. – Хорошо, я поговорю с ним.
Катя побежала к отцу.
- Папа, я очень сердита! Я сержусь на дождь. И на тебя тоже! Я сержусь, потому что ты не поехал со мной в парк.
- Хм, - произнес отец. – Давай разберемся. Ты хочешь поехать в парк и теперь злишься оттого, что я не захотел поехать туда с тобой, так?
- Да,- коротко ответила Катя и потом добавила: - Я хочу, чтобы мы с тобой веселились.
Попросить помощи
- Папа, если я злюсь, что можно сделать, чтобы подобреть?
- О, на этот вопрос трудно сразу ответить. Я думаю, тебе лучше спросить нескольких человек. Наша соседка тетя Лора сейчас, наверное, дома и ты можешь с ней посоветоваться.
Катя подумала немного и пошла к тете Лоре.
- Тетя Лора, я очень сейчас злая. Мы с папой собирались поехать сегодня в парк, но с утра льет дождь. Не можешь ли ты мне посоветовать какое-нибудь средство от злости?
- Могу сказать тебе, что я делаю в таких случаях, - ответила тетя Лора. – Когда я злюсь дома, я принимаю теплую ванну с пушистой пеной. Теплая вода смывает все мои дурные чувства. Если я не дома, то просто представляю себе, как из меня выходит злость, и она действительно улетучивается!
- Как тебе это удается?
- Я мысленно надуваю своей злостью воздушный шарик, плотно завязываю его и отпускаю, я потом смотрю, как он улетает, пока не скроется совсем.
- Спасибо, тетя Лора, это очень хороший совет.
- Как вы думаете, что теперь сделает Катя?
Смыть дурные чувства
Кате захотелось принять теплую ванну. Пена доходила до самого подбородка. Всем телом Катя ощущала, как теплая вода смывает все ее дурные чувства. Одевшись, девочка побежала к отцу. Тот спросил:
293751052959081915523875- Ну как, дочка, все еще чувствуешь злость?- Нет. Способ сработал. Я уже не чувствую злости.
По ходу чтения дети знакомятся с новыми способами саморегуляции своего эмоционального состояния: замесить тесто понарошку; высказать свои чувства; попросить помощи; смыть дурные чувства; надуть шарик злости.
(Для того, чтобы дети уловили разницу между чувствами и поступками, в конце ситуации необходимо спрашивать: «Что сейчас чувствует Катя?» «Как она сейчас поступит?», чтобы дети поняли, что давать волю рукам, оскорблять, обижать других, когда ты злишься – недопустимое поведение.)
Поведение итогов занятия.
3082290238760-Итак, мы узнали, что снять раздражение и эмоциональное напряжение можно несколькими способами. Какими?
Ответы детей:
-замесить тесто
-использовать пластилиновую живопись;
-высказать свои чувства;
-попросить помощи;
-смыть дурные чувства;
-надуть шарик злости.
-Может вы знаете еще какие способы, как справиться со злостью и снять напряжение?
-потопать ногами
- станцевать «буйный» танец; нарисовать обиду или злость,
-разорвать картинку и выбросить;
- надуть воздушный шарик со злостью и отпустить его;
-рассмешить себя, глядя в зеркало;
-послушать приятную, успокаивающую музыку.
Упражнение «Улыбнись как…».
Детям предлагается улыбнуться, как:
-веселый ребенок, получивший большой подарок;
-весенняя радуга;
-добрая бабочка.
-108585121920
Рефлексия.
На нашу картину, которую мы использовали в начале дети приклеивают бабочку своего настроения (красная – отличное, розовая –хорошее, желтая – так себе, бывало и лучше).
Какой мы можем сделать вывод, глядя на нашу картину? Какое у нас сейчас настроение?
(Ответы детей.)
Желаю вам всегда иметь веселое и жизнерадостное настроение, какое у меня сейчас, потому что вы активно работали на занятии.
Спасибо за работу!