Конспект занятия по внеурочной деятельности курса Я — исследовательтема:Наблюдение и экспериментирование
Внеурочное занятие кружка «Я – исследователь»
Мирошниченко Елена Ивановна
МОУ «Краснояружская СОШ №2» 3 класс ВТема: Искусство задавать вопросы и и отвечать на них.
Цель: Учиться задавать вопрос на поставленную цель, уметь дать полный ответ.
Задачи :Предметные:
помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.
Метапредметные:
познавательные: учить детей выделять и формулировать познавательную цель
коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу
Личностные:
формировать интерес к новому материалу.
Ход занятия:
Организационный момент.
Ребята, встаньте в круг. Улыбнитесь друг другу. Наши глазки (прикладываем ладошки к глазкам), наши ушки, наша голова, наше сердце – открыты знаниям. Поделитесь каждый своим теплом друг с другом. Теперь мы – команда. Нам предстоит сегодня хорошо потрудиться и узнать что-то новое.
2.Актуализация опорных знаний
Начнем наше с занятия с повторения, давайте вспомним, какие методы исследования есть (дети находят карточки и прикрепляют на доску)
Чтобы определить тему нашего занятия мы должны отгадать загадки и решить кросфорды и получится тема нашего занятия(если все правильно отгадают получится, белгородская область)
Не птичка, а с крыльями,Летает, порхает.
(бабочка) Ее всегда в лесу найдешь Пойдем гулять и встретим,Стоит колючая, как еж,Зимою в платье летнем
(ель) Зелёные мы, как трава;Наша песенка: "Ква-ква".
(Лягушка)
Он шагает по дороге,У него, как ласты, ноги.Шея длинная, дугой,Защипает, если злой.
(Гусь)
У него большие уши,Он хозяину послушен.И хотя он невелик,
Но везет как грузовик.
(ослик)
Меньше тигра, больше кошки,Над ушами — кисти-рожки.
(Рысь)
Круглый, зрелый, загорелый,Попадался на зубок,Расколоться все не мог.А попал под молоток,Хрустнул раз - и треснул бок.(Орех) От коровы молокоДостаётся нелегко.Нужно рано утром встатьИ бурёнок приласкать.Доят их пока не жаркоДеревенские … (Доярки) И петь не поет, И летать не летает... За что же тогда Его птицей считают?
(страус)
Протрудился я всё лето,Рыл в земле ходы хитро,И длиной в два километраДля себя провёл метро.
(крот) Протрудился я всё лето,Рыл в земле ходы хитро,И длиной в два километраДля себя провёл метро.
(аист) Бегает среди камней,не угонишься за ней.Ухватил за хвост,
но — ах!Удрала, а хвост в руках.
(Ящерица)
Боится зверь ветвей моих,Гнезд не строит птица в них,В ветвях краса и мощь моя,Скажите быстро - кто же я?(Олень) Зверька узнаем мы с тобойПо двум таким приметам:Он в шубке серенькой зимой,А в рыжей шубке - летом.(Белка) Посмотрите-ка какая:Вся горит, как золотая.Ходит в шубке дорогой,Хвост пушистый и большой.
(Лисица)
Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.И горят в глазах жука два блестящих огонька(Автомобиль) На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно.
(сом) О телятах наших славаДалеко так катится.А растят телят на славуЛучшие… (Телятницы.)
Ребята, посмотрите внимательно на доску, по первым буква каждого слова определите тему нашего занятия (работа в группах).
3. Сообщение темы урока
Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии, что мы будем делать, чем заниматься.
Определение темы занятия, постановка целей .Я задала вопрос.. вы –высказали предположение.
Просто ли задать вопрос.. ответить на него?
Слайд 3 Искусство задавать вопросы и отвечать на них.
Слайд 4
Существует семь классических вопросов: Что? Где? Когда? Почему? Кто? Как? Каким образом?
Вопросы бываютзакрытые вопросы — направлены на получение однозначного ответа «да» или «нет» - «Вам понравилось?», «Вы это применяли?» и т. д. открытые вопросы заставляют собеседника задуматься при ответе - «Что вы думаете по этому поводу?», «Как бы вы решили этот вопрос?».Открытые вопросы помогают выявить интересы собеседника, его отношение к ситуации. уточняющие вопросы просто необходимо задавать собеседнику, если вы стремитесь научиться искусству правильно задавать вопросы. Как правило, человек охотно делится подробностями интересных для него дел или ситуаций и с удовольствием отвечает на такие вопросы.
Чтобы научиться задавать вопросы правильно, изучите следующие рекомендации:• краткий и четкий вопрос повышает вероятность ответа на него. Длинный и запутанный вопрос может остаться непонятым или вовсе не услышанным;• если вы хотите научиться задавать вопросы, научитесь слушать собеседника — это не менее, а может быть, и более важно;• большинство из нас не готовы отвечать на прямые вопросы, постарайтесь сначала заинтересовать собеседника и добиться его расположения;• вопрос не должен быть обвиняющим, недовольство следует выражать в тактичной утвердительной форме.-Мы должны научиться задавать вопросы на определённую тему.
- Я предлагаю вам путешествие по белгородской области (развивающая настольная игра «Святыни Белогорья»)
1.Закрытый вопрос
2.Открытый вопрос
3.Уточняющий вопрос
- Давайте вернёмся к теме нашего занятия. Какова же была тема нашего занятия? (Искусство задавать вопросы)
- Как вы думаете научились мы с вами задавать вопросы? (да)
Но тема нашего занятия…?И? ОТВЕЧАТЬ на вопросы.
Закрытый вопрос: Понравилась вам игра?
Открытый вопрос:Какая игра и чем запомнилась больше?
Уточняющий вопрос:Что нового узнали?
-Поучились задавать вопросы?Учились отвечать?
- Но мы над этим ёще будем работать, ведь мы только начинаем. Согласны?
Разработка правил постановки вопросов.
( на доске варианты правил.Дети выбирают. )
Слайд
1.Вопрос должен быть развёрнутым.
2.Задавать вопрос надо искренним тоном.
3.Необходимо добиться расположения собеседника, заинтересовать его.
Слайд
РЕФЛЕКСИЯ
Наш день (урок, мероприятие, игра) подошёл к концу, и я хочу сказать…
Мне больше всего удалось…
Я могу себя похвалить…
Я могу похвалить одноклассников..Я приобрёл….
Меня удивило…
Для меня было открытием то, что…
Мне удалось…
Мне не удалось…. потому что…? Я учту на будущее….
Мои достижения на уроке…