Рабочая программа по чтению 3 класс 8 вид обучение на дому
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мучкапская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом школы
протокол № от 29. 082013
Утверждена приказом
МБОУ Мучкапской СОШ
№
Директор школы:
_________________/Л.Н.Мишина/
Рабочая программа учебного предмета
«Чтение и развитие речи»
для 3 класса (занятия на дому, 8 вид)
на 2013-2014 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
Носова Е.В.
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» в 3 классе разработана в соответствии с программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: - М.: «Просвещение», 2009г
Рабочая программа ориентирована на учебник:
В.В.Воронкова, З.Д Будаева. Учебник «Чтение» для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просвещение», 2006.
Пособие для учителя В.В. Воронкова «Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы»
Программа рассчитана на 34 часа.
Задачи:
-Научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
-Повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли.
-Формировать мотивацию и интерес к предмету.
-Формировать нравственные качества.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
-развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
-коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
-совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
-коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой является коррекционная направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Технология обучения по данной программе предполагает, что учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять ответы на вопросы, объяснения за учителем или сильным учеником по наводящим вопросам, пересказывать по упрощенному плану и т.д.). Для самостоятельного выполнения этим учащимся предлагаются облегченные варианты заданий.
Перевод учащихся на обучение со сниженным уровнем требований осуществляется после проведения индивидуальной работы с использованием специальных методических приёмов.
Основная цель обучения чтению в 3 классе - научить детей читать по слогам доступный их пониманию текст вслух, уметь поделиться впечатлением о прочитанном.
Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся читают произведения устного народного творчества (сказки, загадки), небольшие по объёму стихотворения и рассказы русских и зарубежных авторов на темы, связанные с жизнью и бытом детей, с окружающей их природой, на темы, описывающие простейшие морально-этические ситуации.
Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым учащиеся с ОВЗ в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения.
В третьем классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. Дети знакомятся с выразительностью речи, учатся соблюдать при чтении интонацию в соответствии со знаками препинания.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Особое внимание уделяется работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Развитие устной речи
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
Содержание программы
3 класс (1 ч в неделю)
Техника чтения
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
Понимание читаемого Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.
Развитие устной речи
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.
Внеклассное чтение
Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный школьной библиотекой.
Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.
Примерная тематика
Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.
Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы
Учебно-тематическое планирование
№ Название темы Кол-во часов
1 Здравствуй школа! 3
2 Люби все живое 3
3 Учимся трудиться 2
4 Славная осень 4
5 Что такое хорошо… 7
6 Народные сказки 2
7 Вот пришли морозы – и зима настала 7
8 Смешные истории 2
9 Весна в окно стучится 2
10 Лето красное 2
Итого: 34
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
отвечать на вопросы по прочитанному;
высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
пересказывать содержание прочитанного; устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся
Учащиеся должны знать:
наизусть 5—8 стихотворений
Учебно – методическое обеспечение программы:
Основная литература
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный 1 - -4 классы под редакцией В.В. Воронковой 6 издание «Просвещение» 2009г
Чтение Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2003г. В.В. Воронкова
Дополнительная литература
Методическое пособие по обучению грамоты и письму «Книга для учителя» В.Г. Гарецкий Москва «Просвещение» 2001г
Пособие для учителя «Обучение грамоте и правописанию» в 1-4 классах вспомогательной школы В.В. Воронкова
Полная библиотека внеклассного чтения «Времена года» начальная школа с 1-4 класс Москва Стрекова 2010г Е. Позина, Т. Давыдова.
Пособие«Читаю самостоятельно» Д.Л. Колдина Москва 2011
Пособие«Учусь составлять рассказы» Т.А. Чохонелидзе Москва 2011г
Пособие «Занимательные задачи и головоломки» ЛукашкинаПособие«Решаем кроссворды» А.И. Баева
«Правильно называем предлоги» О.Н. МитропольскаяУчебник Л.Ф. Климова В.Г. Гарецкий «Литературное чтение . Родная речь» учебник для 2 класса начальной школы «Просвещение» 2008г Пособие«Знакомимся с гласными звуками» Т.А. ЧохонелидзеКалендарно – тематическое планирование
№ Тема урока Кол – во часов Дата проведения по плану Дата проведения фактически
1 Здравствуй школа! День знаний. С. Михалков. «Важный день». Т. Чинарева. «Здравствуйте!». Р. Сеф. «Учись читать!». В. Берестов. «Где право, где лево». 1 2 В. Драгунский. «Что любит Мишка». О. Григорьев. «Кто прав?». 1 3 По М. Коршунову. «Петя и его жизнь».Обобщение по теме «Здравствуй, школа!» 1 4 Люби все живое. Л. Толстой. «Котенок». В. Орлов. «Ученый кот». 1 5 М. Пришвин. «Ребята и утята». В. Бианки. «Еж - спаситель». 1 6 Р. Фрайерман. «Мальчик в лесу». В. Сухомлинский. «Пусть будут и Соловей и Жук». В. Орлов. «Родное». 1 7 Учимся трудиться. С. Михалков. «Важные дела». М. Пожаров. «"Мои работники». По Е. Пермяку. «Смородинка». По О. Донченко. «Теленок». 1 8 Д. Родари «Какого цвета ремесла?». Д. Родари «Чем пахнут ремесла?». Украинская сказка «Колосок». 1 9 Славная осень.
Е. Трутнева. «Осень». И. Соколов - Микитов. «Улетают журавли». В. Катаев. «Грибы». А. Прокофьев. «Егор и мухомор». 1 10 Н. Сладков. «Эхо».
Рассказ по рисунку. 1 11 Е. Григорьева. «Рябиновая скороговорка». М. Бородицкая. «Сентябрьская скороговорка». Загадки 1 12 Н. Грибачев. «Рыжие листья». К. Бальмонт. «Осень». А. Фет. «Листочки пропали». А. Плещеев. «Осень наступила». 1 13 Что такое хорошо... М. Басина. «Удивительная веревка». А. Барто. «Уехали». 1 14 К. Киршина. «Вот какая история». Л. Воронкова. «Что сказала бы мама?». По Я. Пинясову. «Кем быть и кем не быть». 1 15 По Н. Носову. «Огурцы». В. Осеева. «Волшебное слово». 1 16 Е. Пермяк. «Бумажный змей». А. Котовщикова. «Как же так получилось?». Л. Пантелеев. «Трус».
1 17 По Л. Пантелееву. «Честное слово». 1 18 Р. Сеф. «Мальчик и девочка».
К. Чуковский. «Мойдодыр». 1 19 Обобщение по теме «Что такое хорошо...». Новогодняя ѐлка. 1 20 Народные сказки. Сказка. «Лиса и журавль». Русская сказка. «Заяц - хвастун». Мордовская сказка. «Как мужик волка спас». Ненецкая сказка. «Кукушка». 1 21 Русская сказка. «Хаврошечка». Обобщение по теме «Народные сказки». 1 22 Вот пришли морозы - и зима настала
И. Суриков. «Зима». А Чехов. «Первый снег». В. Берестов. «Гололедица». 1 23 В. Орлов. «Никто не обижается». Н. Сладков. «Воробьиный термометр». 1 24 Н. Носов. «На горке». 1 25 Д. Мамин-Сибиряк. «Река стала». А. Пушкин. «Зимнее утро». 1 26 К.Ушинский. «Проказы старухи зимы». Е. Пермяк. «Знакомые следы». По В. Одоевскому. «В гостях у дедушки Мороза». 1 27 В. Бианки. «Из лесной газеты». А. Барков. «Кот в сапогах».
Г. Скребицкий. «Дружба». 1 28 Г. Ладонщиков. «Наши друзья». По К. Ушинскому. «Четыре желания». 1 29 Смешные истории. Русская сказка. «Пых».
К. Чуковский. «Путаница». 1 30 Н. Носов. «Живая шляпа». Н. Носов. «Как Незнайка катался на газированном автомобиле». 1 31 Весна в окно стучится. Ф. Тютчев. «Зима недаром злится». К. Паустовский. «Стальное колечко». Э. Шим. «Камень, Ручей, Сосулька, Солнце». А. Плещеев. «Весна». 1 32 С. Михалков. «А что у вас?». По Б. Емельянову. «Мамины руки». Н. Артюхова. «Большая береза». 1 33 Лето красное идет.. В. Фетисов. «Что такое лето?». А. Толстой. «Колокольчики мои». И. Соколов-Микитов. «Лето в лесу». 1 34 Л. Толстой. «Акула». «Прыжок». Бианки. «Купание медвежат». 1 СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания МО
учителей начальных классов.
от 29.08.2013 г. №1
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР ______________ Л.В.Полтинина