Урок по литературе «Чудесные открытия в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь» (по системе Л.В. Занкова)»

Открытый урок по литературному чтению в 3А классе по системе Л.В.Занкова ФГОС

Сучкова Наталья Павловна
учитель начальных классов

МБОУ «Майнский многопрофильный лицей»


Тема: Чудесные открытия в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь» (по системе Л.В.Занкова )с.43
Цель: развивать познавательную активность учащихся, творческое воображение, речь;
учить анализировать лирическое произведение, находить средства художественной            выразительности, способствовать обогащению словарного запаса; обучать выразительному чтению стихотворения;
воспитывать эстетические чувства, любовь к родной природе, прививать навык умственного труда.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: ориентироваться в тексте (находить нужное место в тексте, опираясь на маркировку цветом и без нее).
Личностные УУД: высказывать оценочные суждения
Коммуникативные УУД: работать в группах: распределять роли, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопомощь в выполнении работы.
Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
МетапредметныеУУД: целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу); самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы; работать с учебником, со словарем).
Оборудование: учебник, портрет А. Фета, фонозапись, словарные слова (карточки), иллюстрации с изображением весны Компьютер, проектор, экран

Характеристика деятельности учащихся:
Читать стихотворение, отражая настроение;
Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения;
Объяснять смысл выражений с опорой на текст;
Определять авторское отношение к литературному произведению;
Самостоятельно оценивать свои достижения.
Тип урока: изучения нового материала
Формы работы: работа в парах, работа в группах, беседа, самостоятельная работа, работа с книгой
Используемые методы: словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый, предметно- практические


Организация класса.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть зима морозом в окна дышит.
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит!
-Ребята, начиная наш урок хочется узнать, с каким настроением вы пришли на урок?
-Выберите рисунок под настроение и покажите.
-Объясните, почему у вас такое настроение?(солнце.облако,туча)
-Я надеюсь, что к концу урока оно у всех будет отличное.

Подготовка к восприятию.
- Начнем работу с анаграммы:
Д!        АНСВЕ        (весна )
- Какие ассоциации возникают?
- Что представляете?
- Какие природные явления свойственны весне?
Это кто такой водовник
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и кусты.
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет
И польёт наш огород.
(Дождь)
- Подберите эпитеты к слову дождь.
- Какой он, весенний дождь?
- Может быть такой?
(Фонограмма звучания дождя. Ф.Шопен Вальс дождя)
Фредерик Шопен – это выдающийся польский композитор I половины XIX века. Композитор – романтик, известный пианист-виртуоз и автор многочисленных произведений для фортепиано. В Польше проходит конкурс -пианистов раз в 4 года им.Ф.Шопена
- Ваши чувства?

Постановка темы и цели урока.
- С какой целью была проведена работа?
- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?
- Послушайте отрывок и вспомните, кто является его автором:
Читает ученик (Бабочка А.Фет)
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот дышу.
-К какому литературному жанру относится это произведение?
Докажите.

(Стих-небольшое художественное произведение, написнное стихами, имеет рифму, отличается эмоциональностью и выразительностью)
-Что знаете о творчестве А. Фета?

IV. Групповой проект о творчестве А.А. Фета +2 стихотворения (см.Приложение)

Ученик: С ранних лет А. Фет был жаден до стихов. Везде старался их разыскать, выучить наизусть. У соседей нашлась тетрадь, в которой было переписано множество стихов, а главное – стихи А. Пушкина. Стихотворения Фета напевные, музыкальные. Каждое его стихотворение звучит как песня, романс. Фет пристально вглядывался в жизнь природы. Сколько голосов на лугу, в саду, поле! Пение птиц, звон ручья всё это сливается в радостную песню. Даже у ночной тишины есть своя музыка.
На произведения Фета многие композиторы писали музыку: П. Чайковский, Рахманинов и другие.
- Какие еще стихотворения А. Фета знаете?
Весна – любимое время года Фета. Сколько небывалой радости рождает в душе её приход! О жажде весны, готовности принять и удержать желанную пору, о взволнованности  и счастье обновления написаны многие стихотворения поэта «Весенний дождь», «Я пришел к тебе с приветом»
- Итак, тема урока (открыть) Чудесные открытия в стихотворении А. Фета «Весенний дождь».
Прослушивание фонограммы Дождь

5.Работа по теме урока. Учебник, с.43

1)Первичное чтение стихотворения учителем.
-Понравилось ли вам это стихотворение?
-Чем?
-Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?
- Какие чувства испытали?
- Чьими глазами наблюдаем картину дождя?

2) Словарная работа.
- Прочитайте стихотворение и найдите слова, значение которых непонятно.
Трепещет- колеблется, дрожит.
Завеса- то, что скрывает, закрывает собой что- нибудь.
Физкультминутка.

Работа над анализом стихотворения.
- Меняется ли картина природы, которую мы наблюдаем?
- Исследуем стихотворение.

I строфа – Что видит герой?
- Прочитайте, какие слова использует автор, чтобы ярче смогли     представить картину?
- Можно ли в природе наблюдать такое явление?
- Расскажите.
Вопрос-загадка: Какую народную примету «спрятал» А.А.Фет в своём стихотворении? (Воробьи купаются в пыли – к дождю!)


II строфа – Что изменилось? Что заметили?
- Представьте картину и опишите чувства, которые вы испытали?
- Какой литературный прием использует автор?
Метафара – перенос свойств одного предмета на другой.
- Почему именно золотая пыль?(дождь)
- Как понимаем значение?

III строфа  - Что можно сказать?
- Какие ощущения описаны в третьей строфе? Звуки (Брызнули в стекло, барабанит – шум усиливающегося дождя) запахи(Душистым мёдом тянет)
- Каким литературным приёмом пользуется автор в этой строфе?
-Что имел в виду А.А.Фет под неопределённым местоимением что-то?
Олицетворение – литературный прием, когда объекты неживой природы наделяются признаками живой.
- Какие звуки можно услышать?
- Какой прием лежит в основе всего стихотворения?
-Сколько раз использовал слово дождь А.А.Фет в самом стихотворении?

Контраст – ярко выраженное противопоставление.
Обобщение: - Какой образ дождя нарисовал поэт в стихотворении?
- Какой дождь называется слепым?
- Можно ли его называть чудом?
Какие художественные приёмы использует А.А.Фет для создания картины?
метафора
эпитеты
сравнение
олицетворение

Качаясь, движется завеса
Золотой пыли;
Душистым мёдом;
Свежим листьям
И будто в золотой пыли стоит за ней опушка леса
Что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит

Вопрос-загадка: Какую народную примету «спрятал» А.А.Фет в своём стихотворении? (Воробьи купаются в пыли – к дождю!)



6.Повторное чтение стихотворения.
- Перечитайте стихотворение и найдите подтверждение, что это весенний дождь.
- Какие запахи можно почувствовать?
Физкультминутка.
7.Работа над иллюстрациями.
Рассмотрите.
- Что изображено?
- Подтвердите строками текста.
- Каким образом художники создают персонажей?
- Какую бы картину нарисовали вы?
- Какие краски бы использовали?
8.Работа над выразительным чтением.
- Каким настроением проникнуты строки? (легкое, свежее. воздушное настроение)
- Что испытывал поэт, когда писал эти строки? (настроение весеннего дня. радуется весеннему теплу, описывает пробуждение природы, её обновление,всё живое очнулось ото сна после утомительной зимы)
- Попробуйте прочитать стихотворение, передавая чувство удивления.
- Какой образ прозвучал в исполнении детей?
9.Творческая работа (в группах).(слайд)
- Я предлагаю составить синквей.
- В чем его особенность?
- Вспомните правила работы в группах.
1. Дождь.
2. Весенний, неожиданный.
3. Движется, брызнул, тянет.
4. Подошел к саду.
5. Какой аромат!
- Чья работа оказалась удачной?
- Почему?
Итог урока.
- Можно ли было назвать стихотворение иначе? Как?
- Почему автор дал именно такое название?
- Какие мысли и чувства пробудил урок?
-Достигли мы своей цели?
-Покажите свое настроение к концу урока
- Спасибо за урок!
Выставление отметок.
11.Домашнее задание.
с. 43 – выучить стихотворение
Творческое задание:
- Сочините стихотворение к данной рифме:
Дождь вода,
провода.
небосвод,
водопровод
Приложение к уроку.
Словарная работа:
Найти в словаре и записать в соответствующие колонки таблицы значения следующих слов:
Завеса


Большая занавеска, закрывающая или отделяющая что- нибудь (устар.).
(перен.) То, что скрывает, закрывает собой что- нибудь.



Метафора


переносное значение слова, основанное на сходстве и противопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое сравнение.

Эпитет


Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

Сравнение



изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

олицетворение
придание неживому предмету свойств живого существа.



Словари:
1.Орфографический словарь.
2. Орфоэпический словарь.
3.Толковый словарь.
4. Краткий словарь литературоведческих термино



Дождь, глазами поэта
Автор стихотворения «Весенний дождь» А. А. Фет – чуткий, проникновенный лирик. Его стихи наполнены яркими художественными образами, в них отражены внутренние переживания человеческой души. Он видел красоту в привычных вещах, его сердце было переполнено любовью к природе и ее красоте - этим он жил. Многие литературные деятели, имеющие революционно-демократический настрой часто осуждали его и высмеивали за отстраненность от проблем современности и совершенную безучастность в политической жизни страны. Однако для Фета главными темами его произведений всегда оставались природа, любовь, красота.
В стихотворении «Весенний дождь», автор на рифму положил песню своего сердца, которое переполнено чувствами от прекрасной картины, начинающегося весеннего дождя. Его дождь, изображенный в этом стихотворении, желанный, праздничный, яркий. Прекрасная картина:

Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет

но дождь уже совсем близко, вот сейчас его можно не только почувствовать, но и увидеть:

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса

Картину приближающегося дождя, автор изобразил с ощущением радости, она наполнена солнцем и теплом. Дождь, подсвеченный ярким, весенним солнцем, он сравнил с прекрасной завесой из золотой пыли:

Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

И вот появляются первые капли дождя, которые представлены автором, как нечто прекрасное, наполненное чистотою и свежестью. Их появление оживило природу, даже липы радуются и от этого восторга одарили все вокруг своим прекрасным ароматом:

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистых медом тянет

Ну а начавшийся густой весенний дождь, автор одухотворил и исполнил образа:

И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.

Этот образ можно сравнить с юной, очаровательной красавицей, которая своим приходом все оживила и наполнила благоуханием и восторгом жизни.

Весенний дождь, описанный Фетом в этом небольшом по размеру стихотворении, пронизан красотою, звуками и запахами. Динамика природы очень ярко и объемно воспета в столь малом художественном произведении.




Групповой проект.
1.Ученик. Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году в селе Новосёлки Орловской губернии в семье помещика Афанасия Неофитовича Шеншина. Фамилия матери, немки Каролины Фёт, стала его литературным именем. Отец запомнился ему суровым, скупым на ласку. Мать поэта была робкой, покорной женщиной.
Рассказывая о своем детстве, Фет вспоминал, как летом с деревенскими ребятами ходил в лес, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом. С детства будущий поэт полюбил стихи, переписывал их в тетрадь, особенно его привлекали стихи Пушкина.

           
2.Ученик. Фет учился в частном немецком пансионе и уже тогда начал писать стихи. Он окончил философский факультет Московского университета.      Первый сборник своих стихотворений выпустил, когда ещё был студентом. Именно в это время из-за ошибки наборщика фамилия Фёт заменена на Фет.
Долгое время Фет находился на военной службе, затем вышел в отставку, переехал в Орловскую губернию и начал заниматься хозяйством в своём имении, но до конца жизни писал стихи.

 
3.Ученик.         Поэзия Фета – одна из вершин русской лирики. Он писал о самом простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. «Это не просто поэт, а скорее поэт – музыкант», - писал о нем П.И. Чайковский. Стихи Фета обладают удивительной музыкальностью. Недаром на его стихи написано множество чудесных романсов.
Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.
Поэт рисует картины природы немногословно, короткими строками, но очень глубоко и точно.


«Ласточки пропали...»
 
Ласточки пропали, А вчера зарей Все грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой. С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно. Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят. Выйдешь - поневоле Тяжело - хоть плачь! Смотришь - через поле Перекати-поле Прыгает, как мяч.

Стихотворение «Мама, глянь-ка из окошка»
Мама! глянь-ка из окошка - Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело - Видно, есть мороз. Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней - Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты. Уж теперь не будет спору: За салазки, да и в гору Весело бежать! Правда, мама? Не откажешь, А сама, наверно, скажешь: "Ну, скорей гулять!"

Стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы
    
Учись у них у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце- хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.






























Правила написания синквейна
(5 строк)
-понятие -тема(1сущ.)
-описание темы в двух словах (2 прилаг.)
- описание действий –(3 глагола)
- предложение (из 4 слов)
-синоним(сущ.),который повторит суть темы (1 слово)

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение- иметь смысловой характер


Правила написания синквейна
(5 строк)
-понятие -тема(1сущ.)
-описание темы в двух словах (2 прилаг.)
- описание действий –(3 глагола)
- предложение (из 4 слов)
-синоним(сущ.),который повторит суть темы (1 слово)

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение- иметь смысловой характер



Правила написания синквейна
(5 строк)
-понятие -тема(1сущ.)
-описание темы в двух словах (2 прилаг.)
- описание действий –(3 глагола)
- предложение (из 4 слов)
-синоним(сущ.),который повторит суть темы (1 слово)

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение- иметь смысловой характер


Правила написания синквейна
(5 строк)
-понятие -тема(1сущ.)
-описание темы в двух словах (2 прилаг.)
- описание действий –(3 глагола)
- предложение (из 4 слов)
-синоним(сущ.),который повторит суть темы (1 слово)

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение- иметь смысловой характер




Правила написания синквейна
(5 строк)
-понятие -тема(1сущ.)
-описание темы в двух словах (2 прилаг.)
- описание действий –(3 глагола)
- предложение (из 4 слов)
-синоним(сущ.),который повторит суть темы (1 слово)

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение- иметь смысловой характер



Правила написания синквейна
(5 строк)
-понятие -тема(1сущ.)
-описание темы в двух словах (2 прилаг.)
- описание действий –(3 глагола)
- предложение (из 4 слов)
-синоним(сущ.),который повторит суть темы (1 слово)

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение- иметь смысловой характер




Щђ Заголовок 115