Урок литературного чтения на тему М. Пришвин Глоток молока, Л. Дьяконов Щенок и снег
М. Пришвин «Глоток молока», Л. Дьяконов «Щенок и снег»
Цели: продолжить работу по ознакомлению учащихся с творчеством М. М. Пришвина, Л. Дьяконова. Работать над совершенствованием техники чтения, обогащать словарный запас учащихся ; развивать речь учащихся. Формировать умение анализировать художественный текст; учить соотносить текст и иллюстрацию к нему. Воспитывать любовь к животным.
Планируемые результаты: читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения; читать про себя в процессе ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения; находить необходимую информацию в словаре и учебнике, анализировать ее содержание; оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки; анализировать смысл названия произведения.
Ход урока
1. Эмоциональный настрой
Итак, друзья, внимание:
Звенел уже звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнем скорей урок!
2. Актуализация знаний
- На прошлом уроке мы знакомились с произведением …(Л.Н.Толстого “Акула”)
- Когда у читателя появляется чувство тревоги за мальчиков?
- Какие моменты в рассказе вам кажутся самыми волнующими?
- Найдите в тексте завязку.
- Найдите кульминацию.
- Найдите развязку событий.
- Посмотрите на картинку, можно ли по ней описать чувства героев?
- Всегда ли напряжение показано с помощью восклицательного знака?
- Найдите в тексте момент «напряжённой тишины».
- Кого можно назвать главным героем рассказа? Почему?
- Расскажите обо всех переживаниях старого артиллериста.
- Можно ли назвать его мужественным человеком?
- Сила воображения и мастерство писателей помогают нам внимательнее вглядываться в жизнь, учат понимать чувства людей.
- Вы рисовали рекламу к этому произведению. Прошу…
- Спасибо всем за работу. Я предлагаю вашу рекламу разместить в библиотеке и кабинетах первоклассников.
3. Формулирование темы и постановка цели урока
- А сейчас отгадайте загадку.
Белое, да не снег!Вкусное, да не мёд!От рогатого берутИ ребятам дают.-Что это? (Молоко).Молодцы! - Сегодня мы с вами прочитаем рассказ Михаила Михайловича Пришвина, который называется «Глоток молока». - Открываем стр. 45.- Закройте текст ладошкой, смотрите только на название, и давайте пофантазируем, как вы думаете, о чем пойдет речь?
- Посмотрите внимательно на доску. Прочитаем слова, записанные на доске “Мы в ответе за тех, кого приручили. ”- А почему мы в ответе за тех, кого приручили, ответим в конце урока.
4. Работа над темой урока
1. М. Пришвин
- Прочитайте имя и фамилию автора. Знаком ли нам автор?
- Что вы о нем можете рассказать?
- Правильно, М. М. Пришвин открыл много тайн и подарил их своим читателям.
2. Речевая разминка
- Прежде, чем мы начнем читать, давайте выполним разминку.
Са-са-са вот бежит лиса,
Со-со-со лиса катит колесо,
Сы-сы-сы хвост красивый у лисы,
Су-су-су в лесу видел я лису.
Скороговорка: Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли, но щенок породы колли убежал от Поли в поле.
3. Работа с текстом М. Пришвина
- Прочитаем хором ключевые слова.
Лада
Молоко
Заболела
Ласка
Спасли жизнь
- Давайте его прочитаем. (читает ученик с хорошей дикцией)
- Совпали ли наши предположения?
- Давайте еще раз прочитаем текст по абзацам и подумаем “От чьего имени ведется рассказ?” (Повторное чтение по абзацам)
Беседа в ходе чтения
А) - Кто такая Лада?
- Что с ней случилось?
- Как понимаете слово отвертывалась?
Б) - Кого позвали к Ладе?
- Как Лада отреагировала на появление автора?
- Как понимаете выражение “забила прутом”, “жизнь заиграла”
В) - Что сказал автор Ладе?
- Как Лада отреагировала на слова автора?
Беседа после чтения
- А в чем совпали или не совпали первые предположения?
- В этом рассказе очень много важных мыслей. Их сразу не увидишь, читая строчки, потому что эти мысли спрятаны где-то за строчками. Но мы их можем понять, если будем читать внимательно и думать над прочитанным. У взрослых это называется “уметь читать между строк ” Попробуем и мы прочитать между строчками этот рассказ. Подумаем над вопросом: “Прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе?”
Самостоятельное чтение
- Итак, прав ли рассказчик, что именно эти несколько глотков молока спасли жизнь Ладе?
- Так что же помогло Ладе?
- Прочитайте то предложение, которое доказывает нам, что именно ласка автора помогла собаке.
Работа с пословицами
- Выберите пословицу, которая отражает главную мысль рассказа.
Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает.
Собаку палкой не учат.
И собака помнит, кто ее кормит.
- Как понимаете смысл каждой пословицы?
- Какой вы представляете собаку Ладу? Давайте составим ее словесный портрет.
- Похожа ли Лада на одну из этих собак?
- Приходилось ли вам когда-либо защищать животных?
- На ваш взгляд, как следует относиться ко всему живому?
Работа в паре
- Вы должны прочитать слова на карточках, подумать, какие слова подходят к Ладе, а какие к автору.
беззащитная, ответсвенный, преданная, верная, добрый, любит животных, плохой, жестокий, грубый, злая- Какие слова никуда не вошли? Почему?
Физминутка:
- Давайте проведем небольшую гимнастику для глаз:
попробуйте сделать круг глазами ,
вправо, влево,
а теперь закроем глазки и сделаем тоже самое , вправо, влево.
вытяните руку , и покажите мне указательный палец,
следите за ним глазками, приближаем пальчик к носу, отдаляем.
теперь зажмуримся и откроем глаза, еще раз.
4. Работа со стихотворением Л. Дьяконова
- Внимательно послушай и попробуй отгадать загадки?
С неба к нам он прилетел, Проживает во дворе,
Покружился, тихо сел, В личном доме – конуре,
Замёрзшую землю И на всех кого не знает,
В шубу белую одел. Снег. То рычит она, то лает. Собака.
- По каким признакам догадались? Живёт в конуре, рычит и лает.
- Как называется домик собаки? Конура.
Учитель читает стихотворение
– Понравилось вам стихотворение? Чем?
- Какое оно? Весёлое, шуточное.
Словарная работа.
птичий пух – показать. Какой он? Лёгкий, белый, мягкий, воздушный.
- В каком рассказе ты уже встречал сравнение снега с пухом?
Л. Воронкова «Снег идёт».
пасть – объясняем с опорой на картинку (рот животного);
сконфузился – уточнение лексического значения слова – растерялся, удивился, не понял, что произошло.
– Назовите рифмы.
– Как автор относится к щенку? Откуда это видно?
– Представьте и опишите состояние щенка.
– Как нужно читать это стихотворение?
- Следи за моей интонацией и старайся читать также, выделяя голосом те слова, которые я подчеркнула.
На первый снег взглянул щенок
И ничего понять не мог – интонация удивления.
- Снег был какой? Первый.
- Откуда столько белых мух
Набилось к нам на двор? – интонация вопроса.
- С чем сравнивает автор снег? Почему? Снег белый и летит.
А может, это птичий пух
Летит через забор – интонация вопроса.
- С чем ещё сравнивает автор снег? Почему?
Он пасть раскрыл – и снегу хвать –
И стал задумчиво жевать – неторопливо.
- Что щенок сделал, увидев снег, прочитай?
- А можно есть снег? Почему?
Жуёт, жуёт, но вот беда!
На языке одна вода – удивлённо.
Совсем сконфузился щенок
Он был не глуп, а просто мал
И снег впервые увидал – спокойно.
- Во что превратился снег? В воду. Найди и прочитай строчку, где об этом говорится?
- Поэт подсмеивается над щенком? По злому или по-доброму? Докажите это.- Прочитайте строки, где автор посмеивается над щенком.
Вводится понятие ЮМОР - способность подмечать в явлении комические стороны.
«Иллюстрирование» стихотворения
- Если бы вы были художниками, какую бы вы иллюстрацию нарисовали к этому стихотворению?
5. Итог урока
- Так почему же мы в ответе за тех, кого приручили?
- В стих-ии, Щенок был глупый? Нет.
- Прочитай строки, в которых автор объясняет поведение щенка.
- Какое чувство вызывает у тебя щенок? Чувство жалости.
- Что тебе хочется с ним сделать? Погладить, приласкать.
Чтение стихотворения:
Кто любит собак Или прочих животных -Серьезных котов И щенков беззаботных, Кто может любить И осла, и козла, Тот людям вовеки Не сделает зла.