Комплекс мер по организации обучения русскому языку детей, для которых он не является родным МБДОУ детский сад №4
Комплекс мер по организации обучения русскому языку детей,
для которых он не является родным МБДОУ детский сад №4
На основании приказа №273 от 21.04.2014г. Отдела образования Администрации г. Каменск-Шахтинского «О мерах по организации обучения русскому языку детей, для которых он не является родным» в МБДОУ детский сад №4 разработан, утверждён и реализуется комплекс мер по организации обучения русскому языку детей, для которых он не является родным.
Данный комплекс мер построен на общих принципах в соответствии с «Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» и «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», с учетом современных тенденций в системе дошкольного образования.
Комплекс мер
Мероприятия Исполнители Сроки
1. Обследование детей, посещающих МБДОУ с целью выявления детей нуждающихся в логопедической помощи, в том числе детей билингвистов учитель-логопед
Шептунова О.В. 15.10-30.11.
2. Направление детей нуждающихся в логопедической помощи на ПМПК Заведующий МБДОУ Селезнёва Н.Л.
Учитель-логопед Шептунова О.В. В соответствии с графиком заседания специалистов утверждённым ПМПК
3. Зачисление детей (по результатам рекомендаций ПМПК и на основании направлений отдела образования) в логопедические группы Заведующий МБДОУ Селезнёва Н.Л.
01.09.
4. Диагностическое обследование речеязыковой компетенции детей учитель-логопед
Шептунова О.В 01.09.-15.09.
5. Разработка планов индивидуальной коррекционно-логопедической работы для ребёнка с двуязычаем учитель-логопед
Шептунова О.В По итогам стартовой диагностики
6. Организация и проведение коррекционно-логопедических занятий (индивидуальных, подгрупповых, фронтальных) учитель-логопед
Шептунова О.В В течение учебного года
7. Развитие русской разговорной речи в повседневной жизни в ДОУ Воспитатели логопедических групп
Постоянно в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда
8. Консультирование родителей по организации речевого режима в семье Учитель-логопед Постоянно (в соответствии с запросами родителей)
Задачи, реализуемые на основании данного комплекса мер, могут быть решены лишь при условии учета закономерностей овладения речью при двуязычии и особенностей усвоения второго языка в дошкольном возрасте. Чтобы иноязычный ребенок научился говорить по-русски, ему необходимо не только преодолеть трудности фонетического и фонологического порядка, т. е. научиться правильно произносить звуки и сочетания звуков русского языка, но и понимать значения русскоязычных слов на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.В логопедической работе по преодолению речевых нарушений у детей, овладевающих русским (неродным) языком, реализуются четыре группы задач. I. В области формирования звуковой стороны речи: • сформировать у детей правильное произношение всех звуков русского языка, как в изолированной позиции, так и в составе слова; • добиться овладения основными фонетическими противопоставлениями русского языка — твердостью-мягкостью и глухостью-звонкостью согласных, показать их смыслоразличительную роль; • особое внимание обратить на формирование четкой и правильной артикуляции звуков, отсутствующих в фонематической системе родного языка; • развивать навык различения на слух усвоенных в произношении звуков (в составе слова и изолированно) для подготовки к элементарному звуковому анализу русских слов; • обучить интонационным навыкам русской речи в различных типах высказываний (просьба, вопрос и т. п.). II. В области лексики русского языка: • обеспечить постепенное овладение детьми с неродным русским языком лексическим объемом импрессивной и экспрессивной речи, предусмотренным в программах для детей с ФФН или ОНР; • активизировать употребление новых слов в различных синтаксических конструкциях, организуя соответствующие игровые ситуации. III. В области грамматики: • учить понимать речевые высказывания разной грамматической структуры; • воспитывать у детей чуткость к грамматической правильности своей речи на русском языке (в пределах грамматических норм, предусмотренных программой); • формировать практическое представление о грамматическом роде существительных; • учить обозначать множественность предметов, используя окончания существительных; • научить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; • учить детей выполнять просьбу, поручение, используя формы повелительного наклонения глагола; • учить изменять глагол в настоящем времени по лицам; • формировать способы выражения отрицания во фразовых конструкциях; • учить употреблять предлоги для обозначения местонахождения предметов в сочетании с соответствующими падежными формами существительных; • активизировать навыки правильного грамматического оформления высказываний на русском языке речи в играх и игровых ситуациях; • закреплять грамматические навыки, предоставляя детям возможность использовать их на новом лексическом материале; • добиваться формирования навыков грамматической самокоррекции, обращая внимание детей на то, что грамматическая ошибка ведет к искажению смысла высказывания, неверно отражает ситуацию; • проверять устойчивость усвоенных грамматических навыков на новом лексическом материале, а также с опорой на новые ситуации. IV. В области связной речи: • учить детей самостоятельно строить фразы различной конструкции для описания различных ситуаций; • формировать способы построения высказываний, служащих решению коммуникативных задач определенного типа (просьба, описание, отрицание и т. д.); • развивать диалогическую речь детей на русском языке; • создавать условия для максимального использования самостоятельной, неподготовленной связной речи детей на русском языке; • создавать положительную мотивацию речи детей в игровых ситуациях.
Работа с родителями. В беседах с родителями логопед должен объяснить им цель логопедических занятий. Необходимо, чтобы они проявляли заинтересованность в успехах ребенка: просили его прочитать по-русски стихотворение, рассказать о событиях дня и т. п. Целесообразно показывать родителям игровые приемы, которые применялись на логопедических занятиях. Полезно организовывать совместные с родителями прослушивания аудиосказок, просмотры фильмов и мультфильмов на русском языке.
Основной формой коррекционно-развивающей работы с детьми является занятие. Занятия проводит логопед 2 раза в неделю, желательно в первой половине дня. В первом периоде обучения проводятся индивидуальные занятия; во втором периоде обучения — в подгруппе из 3—5 человек. В третьем периоде становится возможным включение детей в групповые занятия совместно с русскоязычными детьми (до 12 человек в группе). Продолжительность занятий: в старшей группе — 20—25 мин, в подготовительной к школе группе — 30—35 мин.Работа воспитателя. Воспитатель способствует развитию русской разговорной речи и вне специальных занятий, т. е. в повседневной жизни. Задачи развития речи в этих условиях заключаются в следующем: 1) закреплять те умения и навыки русской речи, которые дети уже усвоили на занятиях (в соответствии с планами логопедических занятий); 2) упражнять детей в правильном произношении отдельных звуков, слов, фраз; 3) проводить индивидуальную работу с детьми по заданию логопеда. Эти задачи могут в той или иной степени решаться в различных видах детской деятельности — бытовой, игровой, трудовой. Целесообразно особое внимание уделять тем видам деятельности, где дети могут свободно двигаться и говорить. Непосредственно на прогулках, в совместной со взрослыми деятельности создаются благоприятные условия для активизации навыков употребления новых слов в самостоятельной речи детей, в разных формах диалогического взаимодействия. Закрепление навыков русской речи можно осуществлять и во время умывания, одевания, приема пищи. В процессе труда (дежурства по столовой, уход за животными и растениями и т. п.) также предоставляются широкие возможности для закрепления и активизации словаря, грамматических конструкций, интонации.
Заведующий МБДОУ детский сад №4_____________Селезнёва Н.Л.
Учитель-логопед ___________ Шептунова О.В.