Универсальные учебные действия. Виды УУД.


Понятие универсальных учебных действий (УУД). Виды УУД. Виды образовательных результатов:Предметные результаты образовательной деятельности - ЗУН, опыт творческой деятельности и т.д. (в рамках отдельного учебного предмета).Метапредметные результаты - способы деятельности, применяемые как в образовательном процессе, так и в жизненных ситуациях (на базе одного или нескольких учебных предметов).Личностные результаты - система ценностных отношений обучающихся (сформировавшаяся в образовательном процессе).(в системе ФГОС общего образования) Новые образовательные результатыДостижение новых образовательных результатов (метапредметных и личностных) есть приоритетная задача современного образования, сформулированная как «умение учиться» еще в советской школе. Универсальные учебные действия - этоспособность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта;обобщенные действия, обеспечивающие умение учиться.(Основы понятия заложены в деятельностном подходе научных школ  Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина) Понятие УУДДостижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися:познавательных и учебных мотивов;учебной цели;учебной задачи;учебных действий и операций (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Функции УУД:обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения;создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области. Виды УУДЛичностные(оценочные)Регулятивные(организационные)Познавательные(интеллектуальные)коммуникативные Освоение УУД невозможно отнести исключительно к конкретному учебному предмету, но можно отнести к определенной теме. Личностные УУД – определяют мотивационную ориентацию (умения самостоятельно делать свой выбор)Нравственно-этическая ориентация(социальная и личностная ценность)Смыслообразование(соответствие цели и мотива)Самоопределение(личностное, профессиональное, жизненное) Личностные УУД{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}УУДРусский языкЛитератураМатематикаЛичностныеЖизненное самоопределениеНравственно-этическая ориентацияСмысло-образование Регулятивные УУД – обеспечивают организацию собственной деятельностиПланирование(освоение плана и последовательности действий)Целеполагание(постановка задачи с соотнесением известного и неизвестного)Прогнозирование(предвосхищение результата)Контроль(соотнесение способов и результата деятельности с эталоном)Коррекция(внесение дополнений и изменений после Контроля)Оценка(осознание качества и уровня усвоения)Саморегуляция(способность к волевому усилию и преодолению препятствий) Регулятивные УУД{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}УУДРусский языкМатематикаФизическая культураРегулятивныеЦелеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий Познавательные УУД – умения результативно мыслить и работать с информацией в современном миреПостановка и решение задачЛогическиеОбщеучебныеЗнаково-символические Общеучебные познавательные УУД:умение поставить учебную задачу;умение выбирать эффективные способы и найти информацию для решения задачи;умение работать с информацией;умение структурировать полученные знания;умение работать с текстом;рефлексия;Знаково-символические УУД: моделирование (создание модели); преобразование модели (выявление общих законов предметной области). Общеучебные познавательные УУД{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}УУДРусский языкЛитератураМатематикаОбщеучебные познавательныеМоделирование (перевод устной речи в письменную)Смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказыванияМоделирование, формирование общего приема решения задач, выбор наиболее эффективных способов решения задач Логические познавательные УУД:анализ объектов (выделение существенных и несущественных признаков);синтез новых знаний (в том числе самостоятельное «достраивание» );выбор основания для сравнения и классификации;подведение под понятие, выведение следствий;установление причинно-следственных связей;построение логической цепи рассуждений;доказательство;выдвижение гипотез и их обоснование. Логические познавательные УУД{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}УУДМатематикаЛогические познавательныеАнализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия Познавательные УУД – постановка и решение задач:формулирование проблемы;самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Познавательные УУД – постановка и решение задач{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Русский языкЛитератураФормулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание решения проблем поискового и творческого характера Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность (продуктивное общение в совместной деятельности)Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов инициативного сотрудничества Разрешение конфликтовУправление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий)Умение полно и точно выражать мысли Владение монологической и диалогической формами речи Коммуникативные УУД{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}УУДРусский языкЛитератураМатематикаКоммуникативныеИспользование средств языка и речи для получения и передачи информации; участие в совместно-продуктивной деятельности и продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа Работа над формированием конкретных УУДСхема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах уроков. УУД на каждом этапе урока:1. Целеполагание.Учитель подводит обучающихся к осознанию темы, цели и задач урока и их формулированию. Обучающимся важно осознать на данном этапе границы своего знания и незнания. Данная деятельность способствует формированию познавательных, регулятивных (целеполагание), коммуникативных (предметное общение) и личностных (мотивация) УУД. УУД на каждом этапе урока:2. Планирование.Обучающиеся планируют способы достижения намеченной цели, а учитель оказывает им помощь в этом, советует. При этом у обучающихся формируются регулятивные УУД (планирование). УУД на каждом этапе урока:3. Практическая деятельность обучающихся.Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану. Возможно использование групповой работы или индивидуальной. Учитель консультирует обучающихся. При этом развиваются познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД. УУД на каждом этапе урока:4. Контроль.Обучающиеся осуществляют контроль сами (это может быть самоконтроль, взаимоконтроль). Учитель также выполняет роль консультанта.Формируются УУД: регулятивные (контроля, самоконтроля), коммуникативные. УУД на каждом этапе урока:5. Коррекция деятельности.Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют самостоятельно коррекцию. Задача учителя – оказать необходимую помощь.Формируются УУД: регулятивные, коммуникативные. УУД на каждом этапе урока:6. Итог урока.Проводится рефлексия. В этой деятельности формируются УУД: регулятивные (саморегуляции), коммуникативные, личностные. УУД на каждом этапе урока:7. Домашнее задание.Полезно предлагать обучающимся задания на выбор (с учетом индивидуальных возможностей). Формируются познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД. Контроль овладения обучающимися УУДДля контроля овладения обучающимися УУД, их важно диагностировать. Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий должны учитывать две составляющие:соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям. Диагностика познавательных УУД - умений:определять необходимость и достаточность информации для решения задачи;отбирать источники информации, необходимые для решения задачи;извлекать информацию их текстов, таблиц, схем, иллюстраций;сравнивать и группировать факты и явления;определять причины явлений и событий;делать выводы на основе обобщения знаний;представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм. Диагностика регулятивных УУД - умений:самостоятельно формулировать цель деятельности;составлять план действий;действовать по плану;сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки;проверять и оценивать результаты работы. Диагностика коммуникативных УУД - умений:вычитывать информацию, данную в явном виде;объяснять смысл слов и словосочетаний;вычитывать информацию, данную в неявном виде;понимать смысл текста в целом (главную мысль);истолковывать текст (через творческий пересказ). Диагностика личностных УУД - умений:оценивать поступки с позиции нравственных ценностей;объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей;определять важные для себя и окружающих правила поведения;выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам;отделять оценку поступка от оценки самого человека;определять поступок как неоднозначный. Диагностика УУДРезультаты диагностики дают возможность преподавателю определять эффективность реализации образовательного процесса, корректировать при необходимости собственную деятельность и содержание образования, видеть возможности осуществления индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося. Неоднократное проведение диагностики позволяет отслеживать динамику формирования универсальных учебных действий и влиять на их дальнейшее развитие.