Конспект развивающего занятия в подготовительной группе Путешествие в мир эмоций

Открытое занятие в подготовительной к школе группе
«Путешествие в царство эмоций».

Цель: продолжить знакомство детей с эмоциями.
Задачи: - продолжать формировать умение различать эмоции по схематическим изображениям;
- продолжать учить детей на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей;
- упражнять в выражении различных эмоциональных состояний (злость, грусть, радость, удивление, страх, спокойствие);
- совершенствовать коммуникативные навыки детей;
- тренировать произвольное внимание, умение контролировать двигательную активность.

Ход занятия.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие к гномам. А вы знаете кто такие гномы? Это маленькие человечки. Они такого же роста, как и вы, а иногда бывают ниже (дети показывают), и еще ниже.
А еще у них есть длинные бороды (дети показывают).
А на ногах у них деревянные башмачки, которые стучат топ-топ-топ! (дети топают ножками).
А на головах у них колпаки с колокольчиками. Гномики качают головой, и колокольчики звенят динь-динь-динь! (Дети изображают гномиков).
У гномиков есть любимый дедушка, с которым они очень любят поиграть в разные игры. Давайте и мы с ними поиграем. Одна из любимых игр гномов следующая. Я встану в другом конце комнаты, а вы будете идти ко мне. Если я буду хлопать, то вы шагаете навстречу ко мне, а если я буду петь, вы будете прыгать. Все готовы?

В: Замечательно. А вот и еще одна игра. Гномики очень любят ходить за дедушкой гуськом. Давайте и мы с вами попробуем так походить. У вас хорошо получается! А теперь давайте походим так: если я буду хлопать быстро, значит, и вы будете идти быстро, ну а если я хлопаю медленно, то и вы идете медленно.

В: Так гуляли, гуляли гномики и набрели на неизвестное государство.

Ребята, посмотрите, куда это мы с вами забрели?
Это царство Эмоций, чувств и настроений. А вы знаете, что такое эмоции и чувства?
Ответы детей.

В: Давайте мы сегодня поподробнее познакомимся с эмоциями и чувствами. Садитесь за столики и посмотрите на человечков.
Детям поочередно показываются пиктограммы эмоций (Печаль, Злость, Удивление, Страх, Спокойствие, Радость).
Каждое чувство обсуждается.
Что изображено на картинке? Когда вы испытывали данное чувство? Можно затронуть вопросы: Злость это хорошо или плохо? Стыдно ли боятся?

Физ. пауза: Игра «Солдат и тряпичная кукла».
В: Ребята, выходите в круг. Я научу вас еще одной игре, которая так нравится гномам. Представьте себе, что вы солдаты. Как солдаты стоят в строю? Если я скажу «солдат», вы встанете как солдаты, вытянувшись в струнку и замерев. А если я скажу «тряпичная кукла», вы расслабитесь. Можете слегка наклониться вперед и поболтать руками.
Закончить упражнение лучше всего в фазе расслабления.

В: Молодцы! А теперь давайте сядем за столики. Посмотрите на столах у вас лежат карточки с человечками. У всех человечков разное настроение. Покажите мне спокойного человечка, злого, удивленного, печального, испуганного, веселого.
А теперь давайте посмотрим на сказочных героев, которые пришли к нам в гости. Сможете ли вы определить, какое у них настроение?
Ведущий показывает изображение сказочного героя, а дети - пиктограмму с той эмоцией, которую этот герой испытывает. (Изображения сказочных героев взяты из игры «Путешествие в мир эмоций» ОАО Радуга. Приложение 1).

В: Замечательно!
Давайте встанем в круг, я научу вас еще одной игре, в которую играют гномы со своим дедушкой.
Игра: Кубик эмоций.
Дети поочередно бросают кубик и показывают ту, эмоцию, которая выпала на кубике.

После игры дети садятся на места.

В: Скажите, трудно ли было изображать эмоции? А распознавать их?
А на что нужно обращать внимание, чтобы понять, какое настроение у человека?
Ответы детей.
(Необходимо обращать внимание на лицо (глаза, рот, брови), на руки, позу).

В: По картинкам вы легко определяете настроение, а сможете ли понять, о каком настроении идет речь в стихах? Я вам прочту стихи, а вы поднимите карточку с эмоцией.

Стихи.
День искрится радостью,
День меня манит.
Надо мною радуга
Весело звенит.
У реки под ивою
Слышу соловья
Самая счастливая
В это утро – я!
К. Ибряев и Л.Кондрашенко


Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
А. Барто

На дороге гуси ущипнули Люсю,
И болела долго у нее нога.
- Я вам, злые гуси! – погрозила Люся.
А они в ответ ей: Га-га-га!
Л. Успенская

Я прививки не боюсь, если надо – уколюсь!
Почему я встал у стенки, у меня дрожат коленки.
С.Михалков


У забора сиротливо пригорюнилась крапива.
Может кем обижена? Подошел поближе я.
А она-то злюка, обожгла мне руку.

- Поиграй-ка, зайка
Поиграй со мной.
Отвечает зайка:
- Не могу, больной.
- Ой-ой-ой – бедный!
Е. Благинина

Лепит девочка из глины
Ушки лапки, хвостик длинный.
Удивляется братишка:
Вышла серенькая мышка.
Мариджан


У опушки две старушки брали грузди и волнушки.
Филин: «У-ух!» Филин: «У-ух!» У старушек замер дух.
Е.Благинина

А Барбос, рыжий пес, рассмешил ее до слез,
Он бежит не за котом, а за собственным хвостом.
Хитрый хвостик вьется, в зубы не дается.
В.Берестов


В: Ребята, но настроение можно выразить не только с помощью стихов. Великие композиторы рассказывают нам о своем настроении с помощью музыки.
Давайте мы попробуем угадать, какие эмоции передает нам музыка.
Перед вам три шкатулочки. В каждой из них – музыка. Сейчас я приоткрою каждую шкатулочку, и вы услышите, какое настроение там прячется.

Звучит три музыкальных фрагмента грустной, тревожной и веселой музыки. Дети слушают и показывают с помощью карточек, какое настроение выражает музыка.
В: Замечательно! Вы даже у музыки настроение определять научились.

В: Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята, чему мы научились сегодня? Что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.

В: А напоследок я раздам вам лица, но посмотрите, они пустые. Нарисуйте, пожалуйста, на листочках, какое настроение сейчас у вас.

Поделитесь своим хорошим настроением с другими!

Литература:

Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль, 2001.
Ковалец И.В. Азбука эмоций. - М., 2003.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1999.





Приложение 1.








15