Презентация Организация сюжетно-ролевой игры
Организация сюжетно – ролевой игры в соответствии ФГОС ДО Выполнила: Валеева Миляуша ХусаиновнаПедагог первой квалификационной категории Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности.Игра является сквозным механизмом развития ребёнка, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие» (пункт 2.7. ФГОС ДО) Одним из целевых ориентиров выступает " на этапе завершения дошкольного образования" ребенок должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам". Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников А что окружает наших детей? Что является источником для игры? Сюжетно – ролевая игра королева игр Общий мотив СРИ – стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми.Основной особенностью СРИ является наличие в ней воображаемой ситуации («Как будто»)Из чего складывается воображаемая ситуация? Основные особенности СРИ: Соблюдение правилСоциальный мотив игрыИдет эмоциональное развитие ребенкаПроисходит развитие интеллекта ребенка (каким образом?)5. Развивается воображение и творчество6.Развитие речи Задачи по формированию умений детей в сюжетно – ролевых играх:-2-я младшая группа - обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры, формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации-Средняя группа - освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей-Старшая группа - обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами; создание условий и поддержка самодеятельной игры детей-Подготовительная группа - формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов; поддержка перехода к играм-диалогам, играм - фантазированиям, играм в самодельной предметной среде Уровни развития сюжетно-ролевой игры:1 этап – основным содержанием игры является действие с предметами. Действия детей однообразны и часто повторяются. Стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.2 этап – основное содержание игры – действие с предметами. Действия развертываются в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Одна и та же игра многократно повторяется. 3 этап – основным содержанием игры также является действие с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены до начала игры. Игрушки и предметы (чаще всего по ходу игру) подбираются в соответствии с ролью.4 этап – основное содержание игры – отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Игра носит коллективный характер. В игре четко выделяется подготовительная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и изготовление На каком уровне развития у вас находится сюжетно-ролевая игра детей? Обогащение жизненного опытаЦель: дать детям яркие впечатления об окружающем, создать основу для развития и обогащения содержания игры (понимание детьми назначения предметов, смысла действий, людей и.т.д.)-Наблюдения, целевые прогулки-Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий-Обследование, экспериментирование с предметами-Чтение, рассказывание, заучивание текста наизусть-Свободное общение-Прослушивание дисков, аудиозаписей-Посильное участие детей в трудовых действиях взрослых-Продуктивные виды детской и совместной со взрослым деятельности Развитие навыков общения с детьми и педагогом в процессе игрыЦель: развитие самостоятельной игры, поиск новых игровых задач и способов их решения, формирование навыков общения со взрослыми и друг с другом-Парные поручения-Создание проблемных ситуаций-Побуждение к ролевым высказываниям-Телефонные разговоры-Игровые упражнения -Сквозная роль-Поддержание ролевого диалога Создание предметно – игровой средыЦель: создание условий для самостоятельной игры, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности.- Игрушки – персонажи: атрибуты, куклы, фигурки людей, животных-Маркеры игрового пространства: это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.)-Предметы оперирования: игрушки имитирующие реальные предметы позволяющие воссоздать смысл настоящего действия(утюг, молоток, руль и т.п)-Предметы – заместители-Зонирующие помещения: модули, ширмы, подиумы Возраст Характер игровых действий Выполнение роли Развитие сюжета 3-4 года Отдельные игровые действия, носящие условный характер Роль осуществляется фактический, но не называется Сюжет-цепочка из 2 действии, воображаемую ситуацию удерживает взрослый («Угощение - булочки») 4-5 лет Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер Роль называется, дети могут менять роли Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действии, дети сами удерживают воображаемую ситуацию («Магазин угощений») 5-6 лет переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции детей Роль распределяется до начала игры и придерживаются ее до конца игры Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, соответствующей реальной логике действий взрослых (Супермаркет) 6-7 лет Отображение в игровых действиях отношений между людьми Не только роли, но и замысел игры проговаривается до ее начала Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми (супермаркет, пошив одежды, изготовление посуды, выпечки) Название игры Младшая группа Средняя группа Старший возраст Ряжение + + + Семья Мама, папа, дети + объединение с парикмахерской, доктором + бытовые сюжеты, транспорт Доктор Доктор + медсестра, карта больного +аптека, регистратура, скорая помощь, врачи - специалисты Магазин Овощи, фрукты, посуда, игрушки + отделы: хлебный, молочный, кондитерский + отделы: гастроном, рыба, мясо, обувь, одежда, мебель, бытовая техника. Спасибо за внимание!