Проект Свой мир творю я сам
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Вышневолоцкого района
Академическая средняя общеобразовательная школ
Тема проекта: Социальный проект
по профилактике вредных зависимостей
у обучающихся школы.
« Свой мир творю я сам»
- ноябрь – декабрь - 2014 года
Содержание.
Информационная карта проекта.
Цели, задачи проекта.
Стратегия и методы реализации проекта.
Актуальность проблемы.
Пояснительная часть.
Краткое представление проекта.
Введение в тему проекта.
Основная часть. «Вредные привычки».
Исследование в школе. Статистика.
План реализации проекта.
Заключение.
Список использованной литературы.
VIII. Приложение.
IX.Презентации.
1.Название проекта: « Свой мир творю я сам»
2.Наименование учебного учреждения:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Вышневолоцкого района Тверской области Академическая средняя общеобразовательная школа.
3. Контактная информация.
Почтовый адрес:
171105, Тверская область,
Вышневолоцкий район,
Поселок Академический, дом №19А
4. Авторы проекта.
Проект разработали учащиеся 11 класса
МОБУ «Академическая СОШ»
Руководитель проекта
Воробьева Ольга Петровна,
Социальный педагог.
5. Сроки реализации проекта:
ноябрь - декабрь 2014 года.
6. Целевая группа проекта:
Учащиеся 5 – 10 классов школы.
Дети и подростки, оказавшиеся в трудной жизненной
Ситуации. Семьи, в которых проживают дети «группы
риска».
Педагогические работники.
Цель проекта:
исследовать факторы, влияющие на количество курящих учеников;
предупредить курение в школе;
уменьшить процент курящих школьников.
формирование у учащихся стойкой негативной установки по отношению к употреблению табакокурения, алкоголя и ПАВ на основе осознания здоровья как ценности.
Задачи проекта:
продемонстрировать статистику заболеваний, вызванных табакокурением, алкоголем, наркотиками;
показать механизм возникновения зависимостей;
выработать отрицательное отношение к попытке попробовать покурить, попробовать алкоголь, наркотики;
сформировать негативное отношение учащихся к вредным пристрастиям на основе обучения знаниями, умениями, навыками здорового образа жизни;
сформировать навыки ответственного отношения к своему здоровью, умения противостоять внешнему социальному и психологическому давлению, самостоятельного преодоления вредных привычек, связанных с зависимостью организма к ПАВ (психоактивные вещества);
организовать в школе систему комплексных мероприятий по профилактике вредных привычек среди учащихся и способствующих ориентации на здоровый образ жизни;
организовать в школе мониторинг табакокурения для отслеживания эффективности мероприятий;
разработать мероприятия по пропаганде здорового образа жизни;
предоставить учащимся (в разных формах) как можно больше информации о негативном влиянии курения, алкоголя , ПАВ на организм подростка.
Гипотеза проекта:
профилактическая работа в школе снижает риск возникновения вредных привычек у школьников.
Кадровое обеспечение:
руководитель проекта;
учителя школы;
классные руководители.
Механизм реализации проекта:
Содержание проекта реализуется через проведение:
а) бесед;
б) развлекательно-познавательных игр;
в) акции здоровья (против вредных привычек);
г) конкурса рисунков, направленных на антиникотиновую пропаганду;
д) спортивного мероприятия;
е) родительские собрания;
ж) единые классные часы;
Методы реализации проекта:
изучение научных источников;
диагностика учащихся;
анализ и проектирование;
анкетирование;
метод наблюдения;
развития лидерских качеств у детей и подростков.
1.Стратегия и методы реализации проекта.
Основные направления деятельности:
I. Исследовательский уровень мероприятий.
Выявление проблемы курения среди учащихся школы, частота случаев, причины. Выявление отношения молодежи, учителей и родителей к проблеме.
Осуществляется методом: анкетирование.
Анализ выявленных проблем.
Дальнейшее отслеживание эффективности мероприятий по профилактике табакокурения путем организации мониторинга по данной проблеме, главным показателем является снижение численности школьников, вовлеченных в процесс курения.
II. Теоретический уровень мероприятий.
Анализ деятельности школы по профилактике курения, определение положительных и отрицательных сторон в воспитательной и практической деятельности организации.
Создание нормативно-правовой базы системы профилактической работы.
III. Практический уровень мероприятий.
Разработать обучающую программу, включающую в себя тематические мероприятия по курсу профилактики вредных зависимостей у подростков.
Основные задачи: уменьшение числа подростков, употребляющих ПАВ, распространение информации о последствиях, обучению подростков правильному поведению в разных жизненных ситуациях, методике отказа от предложения попробовать ПАВ, выявление лиц из группы риска приобщения к ПАВ.
2.Создать в школе комнату наглядного обучения.
Целью является дать представление об опасностях употребления курения, дать молодым людям стимул к самостоятельному размышлению, поддержать их и ориентировать на правильный выбор.
3.Приглашение врача-специалиста для работы проведение бесед по данной проблеме. На таких занятиях не только объясняется вред курения, алкоголя и ПАВ, а в большей степени дают практические советы по преодолению зависимостей. Занятия проходят в благоприятной положительной атмосфере.
4.Проведение школьного конкурса плакатов антирекламы вредных привычек « Будущие, в котором хочется жить».
5.Социальный педагог - руководитель проекта, классные руководители работают в следующих направлениях:
- индивидуальные и групповые тренинги;
- диагностика личностных, познавательных способностей учащихся;
- анонимное консультирование лиц из группы риска.
6.Общественно-воспитательная деятельность школы предполагает создание системы воспитательной работы:
- организация разных форм ученического самоуправления и вовлечение учащихся в общественную работу;
- формирование комфортной социокультурной среды, способствующей установлению атмосферы сотрудничества образовательного процесса.
Ресурсы:
Нормативно-правовые:
Конвенция о правах ребенка;
Конституция Российской Федерации;
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Закон Российской Федерации «Об образовании».
2.Материально-технические:
Интерактивная доска;
Мультимедийный проектор;
Фотоаппарат;
Видеокамера:
Музыкальный центр;
Компьютер.
3.Кадровые:
Классные руководители;
Школьное самоуправление;
Социальные партнеры.
4.Научно-методические:
Методические разработки по профилактике вредных привычек.
Лекционный материал по данной тематике.
5.Информационные:
Размещение материалов о ходе реализации проекта на школьном сайте;
Размещение материалов и ходе реализации проекта и проводимых мероприятиях в школьной газете;
Использование интернет ресурсов.
6.Мотивационные:
Грамоты;
Поощрительные призы.
7.Организационны:
Создание рабочей группы.
Пояснительная часть.
Колумб Америку открыл!
Великий был моряк!
Но заодно он научил
Весь мир курить табак.
От трубки мира у костра,
раскуренной с вождем,
Привычка вредная пошла
в масштабе мировом…
Человечество шагнуло в XXI век научно-технического прогресса и больших скоростей. Научные достижения подарили человеку множество материальных удобств: автомобиль и телефон, компьютер и Интернет, спутниковое телевидение и рекламу. Реклама сегодня является не только двигателем торговли, но и формирует образ жизни общества. А вот какой он? Красивая девушка или молодой мужчина с сигаретой в руке на огромном рекламном щите, внешне радостные и успешные, безусловно, притягивают взоры молодых.
Звезды сцены и эстрады, закуривая прямо перед глазами зрителей, любимые родители…, – все вместе подают пример для подражания нашим взрослеющим детям.
Молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние, устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых форм психологической и социальной адаптации происходит хаотично, бессмысленно и лавинообразно. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет требуемых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый стиль жизни.
Современная социальная ситуация неизбежно привела молодое поколение к необходимости принять на себя ответственность за свое будущее. В то же время совершенно очевидно, что очень многие наши соотечественники, находясь под воздействием интенсивных и непрерывных возрастающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и вследствие этого психоэмоционального напряжения возникают различные формы саморазрушающего поведения, в первую очередь курение, употребление наркотиков, алкоголя, а также других видов психоактивных веществ.
Табак, алкоголь, наркотики являются одной из вредных и распространенных привычек среди молодежи. Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью и их окружению, эта привычка препятствует формированию у детей, подростков, юношей и девушек адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляется личностный и нравственный рост.
Тема зависимостей остро стоит в нашем обществе.
Без системной работы по антиникотиновому, антиалкогольному, антинаркотическому воспитанию подрастающего поколения эта проблема решена быть не может.
Кто же поможет уберечь наших детей от порока? Только мы сами, объединившись, способны противостоять этой разрушительной силе. Позаботиться о здоровье души и тела наших детей – высокая миссия наставников: родителей и педагогов. Именно они искренне заинтересованы в воспитании здорового поколения, развития нравственной культуры личности каждого ребенка.
Воспитание здорового образа жизни должно начинаться с самого раннего возраста. У ребенка должно быть выработано резко отрицательное отношение к курению и к курящим. В помещении, где накурено, следует обращать внимание даже маленького ребенка на неприятный запах, на то, что дышать здесь трудно и противно. Следует учить его ценить свежий воздух и высказывать признаки отвращения при виде табачных изделий, благодаря которым люди лишаются чистого, свежего воздуха. Вредные для здоровья последствия курения в этом возрасте разъяснять еще не обязательно, так как это обычно еще недоступно пониманию ребенка. Необходимо не просто сообщить ребенку знания о вреде курения, но и прививать ему отрицательную реакцию, так, чтобы, он действительно испытывал отрицательные эмоции при виде табачных изделий, при ощущении табачного дыма, при виде курящего.
Поскольку семья является главным и важнейшим социальным институтом, то деятельностью по привитию ребенку отрицательного отношения к курению, алкоголю занимаются родители. Но по мере взросления ребенок проводит большое количество времени в стенах школы и других социальных институтах, где контроль над ребенком входит в функции педагогов. В связи с этим педагоги должны являться образцами поведения и иметь соответствующий имидж, а также обладать высокими моральными ценностями, вести здоровый образ жизни. Только в этом случае деятельность по профилактике курения будет успешной.
Руководствуясь законами РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" статья 10[5] и "Об образовании" статья 51 [4] общеобразовательные учреждения обязаны создавать условия, гарантирующие сохранение и укрепление здоровья учащихся. Министерством образования и науки, Министерством здравоохранения и социального развития принят ряд соответствующих документов.
Актуальность темы исследования с точки зрения общественности обусловлена тем, что табакокурение и другие вредные зависимости принимает все более угрожающие формы, существенно деформирующие нравственное, физическое и психическое здоровье подрастающего поколения, что наносит огромный урон этносу в целом. Особую остроту проблеме придает то обстоятельство, что именно в детском и подростковом возрасте курение становится одной из первых форм девиантного поведения, с которой впоследствии сочетается алкоголь, а в ряде случаев и наркотики. Формируясь в детском и подростковом возрасте, этот фактор риска продолжает действовать и в зрелом возрасте, внося свой вклад в общее ухудшение здоровья. Тысячи людей становится жертвами этого медленного и тихого, но совершенно беспощадного убийцы. Табак вызывает 6 % всех смертей в мире. Каждые 10 секунд еще один человек в мире умирает в результате потребления табака. При массовом распространении курение становится социально опасным явлением. Ведь курящие отравляют атмосферу, повышают концентрацию канцерогенных веществ в воздухе, ведут к учащению пожаров в быту, на производстве и в лесу. Некурящие люди буквально в принудительном порядке вынуждены дышать "выхлопными газами" курящих. С педагогической точки зрения актуальностью является и то, что учителя при обучении и воспитании детей не должны забывать про проблему курения, что ранее начало профилактического вмешательства наиболее перспективно, т.к. определенный стереотип поведения у детей еще не сложился, и прийти к здоровому образу жизни легче.
С точки зрения руководителя проекта, авторов актуальность данной темы обусловлена тем, современная ситуация в стране в целом и в нашем регионе, в частности, характеризуется крайней степенью социально-психологической нестабильности. В таких условиях везде и всегда возникает почва для социально-негативных явлений. Алкоголизация населения, стремительный рост наркомании, ухудшение общего состояния здоровья людей свидетельствуют не только о социальном неблагополучии, но и о том, что общество оказалось неспособным противостоять этим явлениям. Специалисты бьют тревогу: ситуация в стране с потреблением наркотических и других психоактивных веществ детьми и подростками ухудшается
Научно-практические потребности определили выбор темы исследования: «Свой мир творю я сам».
Объект – профилактика вредных зависимостей среди учащихся МОБУ «Академическая СОШ».
Предмет исследования: деятельность педагога по профилактике курения среди учащихся школы.
Краткое представление проекта.
Мы хотим предложить свой проект: « Свой мир творю я сам». Считаем, что наиболее подходящей моделью для реализации профилактической программы в условиях общеобразовательной школы должна быть модель обучения жизненно-важным навыкам. Как показывает опыт, она носит более конструктивный характер, так как этот проект направлен на формирование позитивных установок и эффективных поведенческих навыков в отличие от традиционной информационно-просветительской модели, которая основывается на запугивании. Программа, предложенная в этом проекте, ориентирована на все категории детей, носит универсальный характер. Она призвана не исправлять имеющиеся отклонения в поведении, а предупреждать их. Тем самым она носит превентивный характер. Цель проекта - не только дать знания в области профилактики вредных зависимостей, а самое главное, сформировать стратегию поведения и отношения молодых людей к курению и другим психоактивным веществам.
Способствовать этому будут ряд мероприятий с использованием интерактивных методов. Эти занятия должны обеспечить адекватную возрасту программу личностного развития каждого учащегося и направлены на первичную профилактику зависимости от психоактивных веществ.
Кроме этого, для расширения информационного пространства о деятельности школы в области профилактики вредных привычек предусматривается провести ряд акций. Это поможет привлечь к проекту заинтересованные лица, общественность, дополнительные ресурсы, продемонстрирует учащимся значимость проводимых мероприятий в данном проекте.
Конкурсно - развлекательное мероприятие, как заключительный этап проекта «Ясен ли путь?». Проводится в форме соревнования команд, которые должны пройти несколько станций и выполнить предложенные задания. Среди конкурсных станций предусмотрен так же и творческий конкурс на оформление плаката призывающего к здоровому образу жизни и отказу от вредных привычек.
Введение в тему проекта.
«Вредные привычки», - это широкое понятие, которым обозначают действия человека, связанные с нарушением этических норм поведения, а также разрушением здоровья человека. К ним относятся: табакокурение, алкоголизм, наркомания, ВИЧ-инфекция.
В наше время курение стало проблемой общечеловеческого значения. Это самое массовое, к сожалению, увлечение нынешнего поколения молодежи. Курит сегодня треть населения планеты. По данным Всемирной Организации Здравоохранения сейчас в мире насчитывается 1,3 млрд. курильщиков, а согласно прогнозам, к 2025 году их количество вырастит еще на 400 млн.
В странах Европейского союза курят 42% мужчин и 28% женщин. В России по статистике курят 65% взрослого населения, из них 25-30% составляют женщины.
Курят 55-60% школьников старших классов. Самое печальное то, что «курят» не только те, кто держит сигарету во рту, но и те, кто находится рядом (пассивные курильщики). По данным Всемирной Организации Здравоохранения 35% детей и подростков в России являются уже постоянными курильщиками.
С каждым годом курящих людей становится все больше, при этом средний возраст курильщика уменьшается. К 12 годам свою первую сигарету выкуривают 30% россиян (данные интернета).
Наша страна находится на 1 месте в мире по курению среди подростков.
Нас ужаснул факт позорного лидерства России, и мы решили исследовать эту проблему, постараться найти способы предупреждения табачной зависимости, ведь от курения тропинка ведет к наркомании.
План
реализации проекта
№п/п Мероприятия Сроки Класс Ответственные
1. Анонимное анкетирование обучающихся по изучению отношения к проблемам вредных зависимостей. 05.11.14
-
14.11.14 5-11 Классные руководители,
руководитель проекта Воробьева О.П.
2. Анонимное анкетирование родителей обучающихся по изучению отношения к проблемам вредных зависимостей. 05.11.14
-
14.11.14 5-11 Классные руководители, руководитель проекта Воробьева О.П.
3. Заседание рабочей группы 11 класса по систематизации собранного материала по данной проблеме. 17.11.14 11 Руководитель проекта Воробьева О.П.
4. Конкурс рекламных плакатов на антинаркотическую тематику: «Будущие, в котором хочется жить» 10.11.14
-
05.12.14
5-11 Классные руководители,
рабочая группа 11 кл.
5. Интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером – «Будьте здоровы!» ноябрь
2014г. 5-6 Руководитель проекта
Воробьева О.П.,
рабочая группа 11 кл.
6. Интеллектуальная игра по профилактике вредных привычек “Слабое звено”. ноябрь 2014г. 7-8 Руководитель проекта
Воробьева О.П.,
рабочая группа 11 кл.
7. Сочинение «Я выбираю жизнь!» ноябрь
2014 г. 5-11 классные руководители,
учителя русского языка и литературы
8. Единый классный час: «Жизнь без дурмана».
Презентация. ноябрь
2014г. 5-7 Руководитель проекта Воробьева О.П.,
рабочая группа 11 класса.
9. Единый классный час:
«Рабство по собственному желанию». Презентация. ноябрь
2014г. 8-10 Руководитель проекта Воробьева О.П.,
рабочая группа 11 класса.
10. Разработка рекомендаций для родителей и памятки для детей. ноябрь
2014г. Руководитель проекта Воробьева О.П.,
рабочая группа 11 класса.
11. Общешкольное родительское собрание. Лекция: «Профилактика вредных привычек у подросток». ноябрь
2014г Руководитель проекта Воробьева О.П.
12. Встреча девочек с фельдшером «Академического ФАП» Сабуровой Ю.А. «Вредные привычки и их влияние на организм девушки»
ноябрь
2014г. 8-11 Руководитель проекта Воробьева О.П.
13. Проведение акции к Всемирному дню борьбы со СПИДом «Красная ленточка» (агитбригады «Лидер»)
декабрь
2014г. 7-11 Руководитель проекта Воробьева О.П.
14. Конкурсно - развлекательное мероприятие, как заключительный этап проекта «Поезд здоровья».
декабрь
2014г. 5-9 Руководитель проекта Воробьева О.П.,
рабочая группа 11 класса.
Предполагаемый результат:
Повышение уровня знаний учащихся различных возрастов и их родителей о смысле здорового образа жизни и способах его воплощения;
повышение интереса учащихся к насыщенной, интересной, разнообразной жизни, в которой нет места вредным зависимостям.
получение конкретных знаний учащимися о причинах возникновения вредных зависимостей и способах отказа от них.
снижение численности курящих школьников;
активизация личного участия в пропаганде здорового образа жизни;
пробуждение в душе учащегося ответственности за физическое и моральное здоровье своего социума;
уменьшение факторов риска употребления никотина, алкоголя, ПАВ;
формирование здорового жизненного стиля и поведения, препятствующих злоупотреблению ПАВ;
отработка модели школьной профилактической программы;
наличие навыков противодействия пагубных пристрастий, решение жизненных проблем, поиск, восприятие и оказание социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях себе и другим, принятие ответственности за собственное поведение, эффективность открытого общения.
Лично мною разработаны, составлены мероприятия (см. приложение) по профилактике табакокурения в школе.
Оценка результатов проекта проводится после его завершения методом социологического опроса учащихся и родителей, принимавших участие в Проекте.
Оценка эффективности программы
Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:
Снижение числа обучающихся, поставленных на внутришкольный контроль за совершение поступков, связанных с употреблением веществ, вредных для здоровья;
Оценка качества материалов, подготовленных в ходе реализации программы;
Список использованной литературы
Генкова Л.Л., Славков Н.Б., Почему это опасно: Пер. с болг. – М.: Просвещение, 1989
Н.В. Ерхова Н.В., Климович В.Ю. День здоровья. Профилактика употребления ПАВ: Наглядно-методическое пособие. – М.: Центр "Плантериум", 2005
Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 г. № 3266-1
Закон Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 03.07.1998 г. № 124-ФЗ
Колесов Д.В., Предубреждение вредных привычек у школьников. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1984
Криворотов Н.С. Профилактика вредных привычек – один из факторов успешной учебы детей в школе. – Йошкар-Ола: Редакция журнала "Марий Эл учитель": Приложение к журналу, 2003
Малярчук Н.Н. Здоровьесберегающая деятельность педагогов.// Педагогика, № 1, 2009
Матвеев В.Ф., Гройсман А.Л. Профилактика вредных привычек школьников: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1987
Маюров А.Н., Маюров Я.А., Уроки культуры здоровья. Табачный туман обмана. Учебное пособие для ученика и учителя. 7-11 классы. Кн. 2. М.: Педагогическое общество России, 2006
Методические рекомендации в помощь организатору класса, участвующего в проекте "Соревнование классов, свободных от курения" между 7-9 классами города Каменска-Уральского от 2007г. / Погорелов С.Т., Умникова Е.В., Миронова Л.И., Попов С.М., Самойлова Н.А., Усова И.В.
Немцева О.А. "КВН "Курить – здоровью вредить" / Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" http://festival.1september.ru/Радбиль О.С., Комаров Ю.М. Курение. – М.: Медицина, 1988
Рыжова Т.В. "Акция – митинг "Нет табачному дыму" / Фестиваль педаогических идей "Открытый урок" http://festival.1september.ru/Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ. М.: "ВАКО", 2006
Тимофеенко О.А. "Акция "Сигарета на конфету" / Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" http://festival.1september.ru/Шерон С. Как помочь детям воздержаться от курения. / Гармония жизни. – Спец. выпуск, 2002
Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Кн. Для учащихся. – 2-е изд., прераб. – М.: Просвещение, 1986