Спецкурс по физике «Физика вокруг нас». 7 класс

СПЕЦКУРС ПО ФИЗИКЕ «ФИЗИКА ВОКРУГ НАС»
ДЛЯ 7 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Пояснительная записка

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Физика как учебный предмет она создаёт у учащихся представление о научной картине мира. Физика подчёркивает нравственную ценность научных знаний, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение.
Цель программы: развить интерес к окружающему миру и потребность изучения физических явлений.
В задачи обучения данного курса входит:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение учащимися идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, понимание роли практики в познании, физических явлений и законов;
-формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов к познанию нового.
В раздел каждого курса включён материал для глубокого и прочного усвоения, которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Самый важный материал данной программы – законы сохранения (энергия, импульс); молекулярно-кинетические представления, понятие массы, плотности, силы, энергии, законы Паскаля.
В данной программе в соответствии с разделами программы определён круг основных вопросов, знания которых необходимы учащимся. К ним относятся:
- физические идеи, опытные факты, понятия, законы, которые учащиеся должны уметь применять для объяснения физических процессов, свойств тел, технических устройств и т.д.;
- приборы и устройства, которыми учащиеся должны уметь пользоваться; физические величины, значения которых они должны уметь применять при решении вычислительных и графических задач; физические процессы, технические устройства, которые могут являться объектом рассмотрения в качественных задачах.
Данная программа должен обеспечить учащимся следующие общеучебные, интеллектуальные и экспериментальные умения:
- научиться интерпретировать научные понятия, символы;
- давать объяснение явлению или процессу;
- пользоваться табличными данными;
- извлекать информацию из различных источников;
- пользоваться оборудованием, отбирать и использовать измерительные приборы;
- планировать и выполнять экспериментальные исследования для проверки выдвинутых гипотез;
- делать выводы из результатов эксперимента;
- оформлять результаты эксперимента в виде таблиц, графиков.


Методическое обеспечение программы


1. Беседы по отдельным темам с использованием презентаций: «Как влияет скорость на движение и жизнь живых существ?», «Что такое молекула и с чем её едят?», «Три царства состояния вещества» и т. д. Конкурс «Нужна ли нам физика?», «Выполнение задания дирекции института». Семинар, «Каким законам мы подчиняемся ежесекундно?».

2. Практические работы проводятся учащимися в домашних условиях при выдаче необходимых рекомендаций, алгоритмов действий и предполагаемых результатов. Лабораторные работы проводятся на самом курсе в присутствии учителя с предварительной подготовкой.

3. Дидактический материал: использование карточек, плакатов, макетов, моделей. Лекционный материал основан на материале курса и дополнительной литературы в форме беседы и краткой записи в виде схем, таблиц, алгоритмов, игр.

4. Дидактические игры: «Из чего всё» (основные положения теории строения вещества), «Физика в ванне» (давление в жидкостях и газах), «Быстрее всех» (основы кинематики), «Сила силу не осилит» (основы динамики), «Триумф» (законы сохранения), «По морям, по волнам» (давление жидкостей и газов), «Простые механизмы» (работа, мощность, энергия).

5. Презентация по темам «Физическое лото», «Домино» - сила, виды силы, единицы измерения.
Содержание программы дополнительного образования
·



Данная программа рассчитана на учащихся, обучающихся на первой ступени. Кроме того, учитываются возрастные особенности учащихся и их общеобразовательная подготовка.
Данная программа построена на логике, развитие мышления учащихся:
механика движения – взаимосвязь скорости движения на разных этапах с инерцией и движением нашей планеты во Вселенной;
в мире молекул – сравнение движения материальных объектов и движение на уровне микромира, связь с диффузией;
силы – виды сил и их действие на окружающие нас тела, на нас самих, их значение в жизни;
давление – как происходит давление в микромире и макромире, почему некоторые предметы плавают, а некоторые идут на дно;
работа и энергия – какая энергия полезная и для чего она, откуда возникает и куда «девается», если движение прекращается.

Развивающее значение программы по физике определяется использованием теоретических знаний для объяснения явлений – учащиеся начинают находить причины явлений, объяснить их микромеханизм, а это требует большей мыслительной деятельности, чем запоминание фактов.
Такая деятельность способствует повышению познавательного интереса учащихся к предмету физика и даёт возможность применять в повседневной жизни постигающие тайны.

Особенность изучения программы позволяет опытным путём рассмотреть в ознакомительном плане наблюдения, опыты, практические задания. При изучении данной программы на первой ступени учащиеся учатся объяснять многие изучаемые явления и понятия, приобретают опыт наблюдения и ведения экспериментальной записи.

Программа первой ступени построена в соответствии с усложнением форм движения материи, и каждый раздел изучается с учётом возрастных особенностей учащихся, что позволяет лучше использовать внутрипредметные связи, применять полученные знания для изучения последующих разделов изучения физики.
Учебно-тематический план

№ п/п
Перечень разделов, тем
Кол-во часов
Теория
Практика в классе
Практика дома

I
Механическое движение
5
3,5
0,5
1

1
Скорость
1
1



2
Средняя скорость
1
0,5

0,5

3
Измерение скорости
1
0,5
0,5


4
Скорость транспорта
1
0,5

0,5

5
Инерция
1
1



II
В мире молекул
5
3
1,5
0,5

6
Броуновское движение
1
1



7-8
Структура и размеры молекул
2
1
1


9
Скорость молекул
1
0,5

0,5

10
Диффузия
1
0,5
0,5


III
Силы
6
4,5
1,5
0

11
Силы вокруг нас
1
1



12-13
Всемирное тяготение
2
1
1


14
Трение
1
1



15
Закон Гука
1
1



16
Динамометры
1
0,5
0,5


IV
Давление
12
7
3,5
1,5

17-18
Давление твёрдых тел, газов и жидкостей
2
1
1


19-20
Сообщающиеся сосуды
2
1
1


21
Барометр
1
1



22
Манометр
1
1



23
Гидравлические машины
1
1



24-25
Архимедова сила
2
1
0,5
0,5

26-28
Плавание тел
3
1
1
1

V
Работа и энергия
7
3
3
1

29-30
Простые механизмы и их использование
2
1
1


31-33
Энергия, виды энергии
3
1
1
1

34-35
Закон сохранения энергии
2
1
1



Список литературы

Ланге В.Н. экспериментальные физические задачи на смекалку. - М.: Наука, 2000.
Физика в школе. Научно-методический журнал. - М.: Школа-Пресс, 1999-2009.
Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда. - М.: Просвещение, 2000.
Я познаю мир: Дет. энцикл.: Физика/ Сост. О.Г. Хинн. – М.: ТКО АСТ, 2002.
Бублейников Ф.Д., Веселовский И.Н. Физика и опыт. – М.: Просвещение, 1999.
Ланина И.Я. 100 игр по физике. – М.: Просвещение, 1999.
М.И. Блудов. Беседы по физике. - М.: Просвещение, 2000.
Вечера по физике/ составитель Э.М. Браверманн. - М.: Просвещение, 1999.
С. О.Ф. Кабардин. Физика: Справ. материалы: Учебное пособие для учащихся. – М.: Просвещение,2000.
Сборник качественных задач по физике. – Тольятти: Развитие через образование,1997
Т.И. Трофимова. Краткий курс физики с примерами и решениями задач. – М.: КНОРУС, 2007.
Г. Хорошавина. Экспресс-курс физики для школьников, абитуриентов, студентов. – Ростов н/Дону: Феникс, 2008.
В.И. Лукашик. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007
А.В. Пёрышкин. Физика 7 класс. – М.: Дрофа, 2006



15