Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по программе Школа2100


«Рассмотрено»
Руководитель МО
начальных классов
________/Володина И.В../
Протокол №1
от «26» августа 2015 г.

«Согласовано»
Заместитель директора
по УР МБОУ
«Лицей им. В.В.Карпова»
с. Осиново ЗМР РТ
_______/ Крапивина Е.С./
«26» августа 2015 г.
«Утверждено»
Директор МБОУ
«Лицей им. В.В.Карпова»
с. Осиново ЗМР РТ
___ ____/Королева Э.Н./
Приказ № 131-од
от «28» августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру 1 «Б» класса
Вараксиной Ирины Григорьевны,
учителя начальных классов


Рассмотрено на заседании
педагогического совета
МБОУ «Лицей им. В.В.Карпова»
с. Осиново ЗМР РТ
протокол № 1
от «27» августа 2015 г.

2015- 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:
примерной программы начального общего образования;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 с изменениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г. (п.19.5);
основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Лицей им. В.В. Карпова» с. Осиново ЗМР РТ;
учебного плана лицея, утв. приказом №131-од от 28 августа 2015 г.
с использованием авторской программы А.А.Вахрушева, О.В.Бурского, А.С. Раутиан «Окружающий мир», «Я и мир вокруг» образовательной системы «Школа 2100».
Предмет «Окружающий мир» - это основа естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Задача курса познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий. Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления мира.
Используется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объему того материала, которые ученики могут и должны усвоить.
Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Чтобы достичь целей для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира - при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни.
В рамках Образовательной системы «Школа 2100» школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.
Как же сформировать у ребёнка целостную картину мира? Бессмысленно начинать пытаться ему рассказывать незнакомые для него вещи. Он может заинтересоваться, но не сможет соединить эти новые знания со своим опытом (знания останутся «островками без мостиков»). Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. И пусть не всегда человек будет действовать в соответствии со своими знаниями, но дать ему возможность жить разумно и осмысленно мы должны. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. При этом у него постоянно начинают возникать вопросы (порождаемые «островками незнания»), которые требуют уточнения. Всё это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно его осваивая.
При этом принципиально важно не останавливаться на холодном рассудочном анализе окружающего мира. Человек неотделим от тех переживаний (эмоций, чувств, оценок), которые он испытывает по отношению ко всему, что происходит вокруг него. Таким образом, ещё одна наша цель – это помощь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Именно в рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции в конечном счёте поможет ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек – природа», «человек – общество». На взгляд авторов, единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой – это переход к экологическому хозяйству, которое будет не уничтожать природные экосистемы, а встраиваться в них. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование гражданского самосознания толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей. При достижении этих целей мы сможем надеяться на то, что наш ученик сумеет воспользоваться картиной мира.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам. Мы предлагаем не избегать вопросов-проблем по российской истории и современности. Человек, постоянно расширяя свой кругозор в течение жизни, сам приходит к решению этих проблем. Задача курса – поставить перед учениками эти вопросы, так как без них целостной картины истории не существует. При попытках решения этих проблем в начальной школе учителю следует обращать внимание детей на то, что для достижения цели требуется постоянное расширение своих знаний! Цель же историко-обществоведческой части курса окружающего мира состоит в том, чтобы ученик задумался над проблемными вопросами, чтобы по мере становления его личности он постоянно возвращался к попыткам их разрешения. Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.
Оценка усвоения знаний осуществляется через выполнение школьником заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и проверочных работах. Задания требуют не столько найти готовый ответ в тексте, сколько применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения. Такого рода использование знаний приводит к построению человеком адекватной действительности целостной картины понятного для него мира. Школьник, полностью выполнивший самостоятельно весь необходимый объем заданий в учебнике и рабочей тетради, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов, сколько будет уметь их применять в жизни. Важную роль в проведении контроля имеют тетради для самостоятельных и проверочных работ. Уровень заданий в учебниках и рабочих тетрадях, самостоятельных и проверочных работах различается своей сложностью. Задания в учебнике и рабочей тетради – самые трудные. Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который при желании могут усвоить школьники. При этом задания разного уровня сложности не отмечены. Материал проверочных работ целиком сориентирован на обязательном минимуме знаний – он является основой для итогового контроля учебного модуля (группы тем).
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Окружающий мир» входит в предметную область «Обществознание и естествознание». Согласно учебному плану МБОУ «Лицей им. В.В. Карпова» на изучение предмета «Окружающий мир» в первом классе выделяется 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебные недели).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
оценивать правильность поведения людей в природе;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу 1-го класса учащиеся должны знать:
– роль руки и слов в общении;
– роль опыта – как источника благосостояния людей;
– что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей и книг;
– что такое общение и какова его роль в жизни человека;
– что такое город;
– основные профессии людей и взаимопомощь людей разных профессий;
– основные природные богатства (солнечный свет, воздух, вода, почва, подземные кладовые, живые организмы и человек) и их роль в жизни человека;
– свойства живых организмов (питание, дыхание, рост, размножение) и их отличия от неживых предметов;
– основные черты сходства и различий растений и животных;
– основные группы домашних животных и растений;
– отличительные особенности человека от животных;
– элементарные сведения о строении человека;
– правила поведения в природе;
– основные признаки каждого времени года.
Учащиеся должны уметь:
– называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи;
– пользоваться словами, указывающими направление и время;
– наблюдать, делать умозаключения;
– пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы;
– различать профессии людей;
– различать природные богатства, живые и неживые;
– различать растения и животных;
– приводить примеры названий 5–10 дикорастущих растений и животных;
– приводить примеры названий 5–10 культурных растений и домашних животных;
– оценивать правильность поведения в природе;
– оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Как мы понимаем друг друга
Школьник, его обязанности. Школа. Рука и указательный палец – простейший способ общения. Рука. Указательный палец, почему этот палец так называется? Речь – основной способ общения людей. Использование слова для называния предмета, признака, действия. Предметы, которые нельзя показать пальцем (далекие, сказочные, предметы в будущем).
Польза обмена знаниями между людьми. Передача и накопление жизненного опыта – основа благосостояния людей. Источник жизненного опыта: собственный опыт, знания других людей, книги.
Понятия «справа», «слева», «посередине», «за», «перед», «спереди», «сзади», «вперед», «назад», «влево», «вправо», «выше», «ниже», «верх», «низ», «раньше» и «позже».
Как мы узнаем, что перед нами
Предметы и их признаки. Признаки общие с другими предметами и своеобразные. Различение предметов по признакам. Сравнение признаков данного предмета с другими. Свойства предметов, их части и действия с ними позволяют различать предметы. Сочетания предметов. Признаки сочетаний: предметы в качестве признаков; предметы с определенными признаками.
Как ты узнаешь мир
Органы чувств человека. Глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания. Память – хранилище опыта. Ум. Помощь родителей и учителей детям в узнавании мира. Книга хранит знания и опыт людей. Энциклопедия.
Твоя семья и твои друзья
Твоя семья и ее состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого ее члена, «профессии» членов семьи. Твоя помощь семье. Какими качествами должна обладать семья.
Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Как вести себя на кухне, в ванне. Правила использования электроприборов. Правила противопожарной безопасности. Осторожность при взаимоотношениях с чужими и незнакомыми людьми.
Друг и друзья. Общение как взаимодействие людей, обмен мыслями, знаниями, чувствами, воздействие друг на друга. Значение общения в жизни человека. Умение общаться. Роль вежливых слов в общении. Улыбка и ее роль. Выражение приветствия и прощания, благодарности, просьбы, извинения, отказа, несогласия. Как нужно слушать собеседника. Чудеса общения (слушание, разговор, музыка, рисунки, танцы и т.д.). Виды общения у человека и животных, их сходство.
Что нас окружает
Город и его особенности. Жилой район: дома, улицы, парки. Городской транспорт. Взаимопомощь людей разных профессий – основа жизни города. Путешествие по городу: жилые районы, заводы и фабрики, деловой и научный центр города, зона отдыха. Село, его особенности. Жизнь людей в селах и деревнях. Выращивание растений в огородах, садах и полях, разведение домашних животных. Правила безопасного поведения на улице. Светофор. Дорожные знаки.
Взаимосвязь людей разных профессий в процессе производства хлеба. Сказочный герой Колобок и его путешествие. Хозяйство человека. Роль природных богатств. Добыча из подземных кладовых. Изготовление вещей на заводах и фабриках. Сельскохозяйственные растения и животные, их помощь человеку. Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство. Сфера обслуживания. Транспорт.
Зависимость человека от природы. Живые природные богатства: животные и растения. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, запасы подземных кладовых. Силы природы – ветер, солнечный свет, течение рек. Роль природных богатств в хозяйстве человека. Бережное отношение к природным богатствам. Твердые, жидкие и газообразные тела, их отображение в русском языке. Три состояния воды: твердое (лед, снег), жидкое (вода), газообразное (пар).
Экскурсия «Безопасная дорога в школу».
Живые обитатели планеты
Растения, грибы, животные, человек – живые организмы. Рост, дыхание, питание, размножение – свойства живых организмов. Смертность живых организмов. Бережное отношение к живым обитателям Земли.
Сходство растений и животных: дыхание, питание, рост, развитие, размножение. Растения кормят всех обитателей Земли и насыщают воздух кислородом. Растения – «кормильцы». Животные чаще подвижны, ищут добычу, поедают пищу. Их «профессия» – «едоки». Охрана живых организмов в природе – важнейшая забота человека. Многообразие растений (цветковые и нецветковые растения). Грибы. Многообразие животных. Связь живых организмов разных «профессий» друг с другом. Их приспособленность к своему месту жизни.
Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них. Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак. Комнатные растения – пришельцы из разных стран. Уход за растениями (регулярный полив, свет). Сельский дом и его обитатели – животные, их использование человеком. Забота о домашних животных. Культурные растения. Садовые, огородные и полевые растения – кормильцы человека. Фрукты и овощи. Съедобные части растений.
Человек, как и животное: дышит, питается и рождает детенышей. Сходство человека с животными. Знакомство с назначением различных частей тела человека. Человек – разумное существо. Изготовление вещей. Поступки, свойственные разумному существу. Забота о природе.
Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая ее законов. Правила поведения в природе. Задания учащимся на сообразительность: что можно, а чего нельзя делать в природе. Бережное отношение к окружающему миру.
Отчего и почему
Последовательность событий и ее причины. Причина и следствие.
Времена года
Осень. Признаки осени: похолодание, короткий день, листопад, лед на лужах. Окраска листьев. Подготовка животных к зиме.
Зима. Признаки зимы. Погода зимой. Снег, снежинка, сосулька, морозные узоры. Животные и растения зимой. Помощь животным.
Весна. Признаки весны: ледоход, таяние снега, распускание листьев, прилет птиц, начало цветения растений, гнездование птиц. Цветы – первоцветы. Птицы и их гнезда.
Лето. Признаки лета: длинный день, короткая ночь, яркое солнце, гроза (гром, молния). Народные приметы. Все живое приносит потомство, созревание плодов. Грибы. Путешествие воды. Правила поведения при грозе. Гнезда и логова животных.
Экскурсия «Осенняя природа».
Экскурсия «Зимняя природа».
Экскурсия «Весенняя природа».
Экскурсия «Здравствуй, лето!»
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Класс : 1 б
Учитель: Вараксина Ирина Григорьевна
Количество часов: всего - 66 часов; в неделю 2 часа,
1 триместр - 24 часа,
2 триместр - 20 часов,
3 триместр - 22 часа.
Распределение часов по темам:
Тема раздела Количество часов
Как мы понимаем друг друга 10
Как мы узнаем, что перед нами 4
Как ты узнаешь мир 6
Твоя семья и твои друзья 7
Что нас окружает 13
Живые обитатели планеты 12
Отчего и почему 2
Времена года 12
Всего 66
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для учащихся:
- Вахрушев А.А., Бурский О. В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 1 класс. («Я и мир вокруг»). Учебник в 2 частях. – 3-е изд., перераб. – М.: Баласс; Школьный дом 2011 – 96 .с.
- Вахрушев А.А., Бурский О. В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 1 класс. («Я и мир вокруг»). – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2014. – 80 с.
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику “Окружающий мир” (“Я и мир вокруг”) для 1 класса М.: Баласс, 2014.
Для учителя:
Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг». Под ред. А.А.Вахрушева.- М.: Баласс,2008.-304 с.
Учебно-тематическое планирование по окружающему миру
№ Тема урока Кол-во часов Дата проведения Тип урока Планируемые результаты Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности Вид контроля, измерители
План Факт Метапредметные Предметные Личностные 1. Как мы понимаем друг друга Самый простой способ общения.
1 2.09 Комбинированный Регулятивные: познакомиться с учителем и одноклассниками.
Учиться находить класс, своё место в классе и т.п. во время экскурсии по школе
Познавательные: познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью Научатся: правильно показывать окружающие предметы;
ценить помощь других людей; объяснять, как люди помогают друг другу жить;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения) Мотивация учебной деятельности
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых
Текущий
2. Рука человека 1 4.09 Комбинированный Регулятивные: вырабатывать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
Познавательные: использовать общие приемы решения задач.
Коммуникативные: Составлять вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью Научатся: правильно показывать окружающие предметы;
ценить помощь других людей; объяснять, как люди помогают друг другу жить;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения), соблюдать правила поведения в школе; познакомятся с особенностями взаимоотношений со взрослыми, сверстниками Мотивация учебной деятельности
«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики». Младший школьник. Правила поведения и общения в школе, на уроке. Школьные (ученические) принадлежности. Помещения школы, их назначение. Права и обязанности школьника Текущий
3. Речь- основной способ общения людей. 1 9.09 Комбинированный Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
Познавательные: осуществление поиска информации( из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта)
Коммуникативные: составлять вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью Научатся: соблюдать правила поведения в школе; познакомятся с особенностями взаимоотношений со взрослыми, сверстниками Мотивация учебной деятельности
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых Текущий
4. Как люди используют слова. 1 11.09 Комбинированный Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
Познавательные: осуществление поиска информации( из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта)
Коммуникативные: составлять вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью
Научатся: соблюдать правила поведения в школе; познакомятся с особенностями взаимоотношений со взрослыми, сверстниками
Мотивация учебной деятельности
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Составление режима дня школьника Текущий
5. Ценный совет. Передача и накопление жизненного опыта. 1 16.09 Комбинированный Развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях - уметь объяснять как люди помогают друг другу
Текущий
6. Зачем нужен жизненный опыт? 1 18.09 Комбинированный Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения
Познавательные: самостоятельно выделяют, формулируют познавательные цели.
Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания, монологическое высказывание Научатся: моделировать и оценивать различные ситуации в школе и других общественных местах
Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых Текущий
7. Понятия где и куда? 1 23.09 Комбинированный Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения
Познавательные: самостоятельно выделяют, формулируют познавательные цели.
Коммуникативные: строит понятные для партнера высказывания, монологическое высказывание Научатся: моделировать и оценивать различные ситуации в школе и других общественных местах
Развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях Направления движений, взгляда в зависимости от положения человека относительно каких-либо предметов; определение этих направлений Текущий
8. Слова, обозначающие направления. 1 25.09 Комбинированный Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире
Ориентирование на местности. Направления движений и расположения предметов (объектов). Упражнение в определении направления движений, соответствующих словам, указывающим, куда двигаться (положить предмет), где что-либо находится Текущий
9. Учимся определять верх и низ. 1 30/09 Комбинированный Регулятивные: выбирать действия в соответствии с учебной задачей и условиями ее реализации, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном.
Познавательные: осознанное и произвольное высказывание в устной форме о времени и его течении.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Научатся: различать прошлое, настоящее, будущее
Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире
Ориентирование на местности
Упражнение в определении направления движений, соответствующих словам, указывающим, куда двигаться (положить предмет), где что-либо находится Текущий
10. Раньше и позже. 1 2.10 Комбинированный Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу: применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: использовать общие приемы решения задач
Коммуникативные: адекватно оценивать свое поведение, поведение окружающих; оказывать помощь в сотрудничестве Научатся: выделять и описывать предметы, определять предмет по набору его признаков
Мотивация учебной деятельности
Уметь выражать словами временные признаки Текущий
11. Как мы узнаём, что перед нами.
Предметы и их признаки.
1 7.10 Комбинированный Регулятивные: преобразовывать учебную задачу в познавательную.
Познавательные: осознанное и произвольное высказывание в устной форме о предметах быта, компьютере…
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Научатся: называть окружающие предметы и их признаки
Мотивация учебной деятельности
Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов
Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.) Текущий
12.
Как мы узнаём предметы. 1 9.10 Комбинированный Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные: отличать новое от уже известного старого с помощью учителя, ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы, используя учебник
Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения Научатся сочетать предметы, выделять их признаки
Мотивация учебной деятельности
Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Понятие сочетания предметов. Подбор (выбор) названий к рисункам
Текущий
13. Сочетания предметов. Признаки сочетаний 1 14.10 Комбинированный Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные: отличать новое от уже известного старого с помощью учителя, ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы, используя учебник
Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения Научатся сочетать предметы, выделять их признаки
Формирование целостного, социальноориентированного взгляда на мир; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Выполнение упражнений и заданий по рисункам на сравнение и определение предметов. Подбор (поиск) различных сочетаний предметов Текущий
14. Предмет в роли признака. 1 16.10 Комбинированный Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Познавательные:
осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о зависимости природных явлений от мены времен года.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Научатся: бережному отношению к живым существам;
Смогут проводить исследования объектов природы и фиксировать результаты наблюдений.
Называть основные особенности каждого времени года
Эмпатия
как понимание чувств других людей и сопереживание им, осознание ответственности человека за общее благополучие, устойчивое следование в поведении социальным нормам
Что такое окружающий мир.
Как человек познает природу, общество, самого себя. Разновидности листьев деревьев, многообразие их форм, цветов. Хвоя – это листья. Признаки осени.
Выполнение исследовательских заданий в природе, художественном тексте. Особенности времен года (на основе наблюдений) Текущий
15. Времена года.
Осень: природа готовится к зиме.
1 21.10 Комбинированный Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о зависимости природных явлений от мены времен года.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Научатся: различать времена года по их признакам, характеризовать времена года, устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Правила безопасного поведения в разное время года. Подготовка животных и растений к зиме. Перелетные и оседлые птицы родного края. Сезонная одежда Текущий
16 Признаки наступленияосени.
1 23.10 Комбинированный Текущий
17
Экскурсия.
«Осенняя природа»
1 28.10 экскурсия Текущий
18
. Как ты узнаёшь мир.
Органы чувств человека 1 30.10 Комбинированный Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: сопоставлять признаки предметов и органов чувств. С помощью которых они узнаются.
Коммуникативные: составлять вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью Научатся: бережному отношению к организму;
Оценивать важность бережного отношения к своему здоровью, объяснять какие собственные привычки мне нравятся и не нравятся, оценивать, что полезно для здоровья, а что нет Органы чувств, их роль в жизнедеятельности организма. Названия органов чувств (уши, глаза, нос, язык, кожа рук) Текущий
19
Пять наших помощников. 1 11.11 Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: сопоставлять признаки предметов и органов чувств. С помощью которых они узнаются.
Коммуникативные: составлять вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью Научатся: бережному отношению к организму;
Оценивать важность бережного отношения к своему здоровью, объяснять какие собственные привычки мне нравятся и не нравятся, оценивать, что полезно для здоровья, а что нет Органы чувств, их роль в жизнедеятельности организма. Названия органов чувств (уши, глаза, нос, язык, кожа рук) 20.
Наши помощники память и ум. 1 13.11 Комбинированный Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются.
Коммуникативные: составлять вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью Научатся:
объяснять роль памяти и ума в понимании окружающего мира.
Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
Органы чувств, их роль в жизнедеятельности организма. Представление о значении понятий «память», «ум». Роль памяти и ума в расшифровке показаний органов чувств Текущий
21
Как память и ум исправляют наши ощущения. 1 18.11 Комбинированный Текущий
22. Помощь родителей и учителей детям в узнавании и мира. Книги 1 20.11 Комбинированный Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели.
Коммуникативные: ставить и задавать вопросы, строить
понятные для партнера высказывания Научатся: объяснять, какую роль играют родители, учителя и
книги в становлении и обучении человека Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека Текущий
23 Как нам помогает опыт других людей. 1 25.11 Комбинированный Регулятивные: отвечать
на вопросы, выполнять задания, выполнять работу.
Познавательные: самостоятельно
применять алгоритмы деятельности при решении проблем
Коммуникативные: ставить и задавать вопросы, строить
понятные для партнера высказывания Научатся:
Самостоятельно применять полученные
знания
Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки
Органы чувств, их роль в жизнедеятельности организма Самостоятельная работа
24 Ты, семья и твои друзья.
Ты и твоя семья. 1 27.11 Комбинированный Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели.
Коммуникативные: ставить и задавать вопросы, строить
понятные для партнера высказывания. Научатся: бережному отношению к своему организму;
ценить родителей и учителей Осознание ответственности человека за общее благополучие, принятие образа «хорошего ученика» Семья – самое близкое окружение человека. Решение проблемного вопроса: что необходимо, чтобы семья была счастливой? Текущий
25. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого ее члена.
1 2.12 Комбинированный Регулятивные: моделировать и оценивать различные ситуации поведения с друзьями. Оценивать реальные и игровые ситуации общения. Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Познавательные: практическая работа по освоению правил поведения в доме. Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном. Записывать телефоны экстренной помощи
Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе
Коммуникативные: оставлять вопросы, формулировать свои затруднения, обращаться за помощью Научатся:
составлять рассказ о своей семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи Навыки сотрудничества в разных ситуациях. Умение не создавать конфликтные ситуации; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире Семья – самое близкое окружение человека. Составление рассказов о жизни семьи
Текущий
26. Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. 1 4.12 Комбинированный Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об опасностях, подстерегающих человека в жизни.
Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, вести диалог, слушать собеседника Научатся: выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Формирование целостного взгляда на мир, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
Номера телефонов экстренной помощи. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой
Текущий
27. Правила использования электроприборов, обращения с газом, водой. 1 9.12 Комбинированный Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об опасностях, подстерегающих человека в жизни.
Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, вести диалог, слушать собеседника Научатся: приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных
объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
Номера телефонов экстренной помощи. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой Текущий
28. Ты и твои друзья. Учимся самостоятельно принимать гостей. 1 11.12 Комбинированный Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об опасностях, подстерегающих человека в жизни
Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, вести диалог, слушать собеседника Научатся: выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями;
моделировать и оценивать различные ситуации поведения с друзьями Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Культура поведения в школе и других общественных местах. Правила дружбы, общения. Составление рассказов о своем друге. Анализ конкретных ситуаций, связанных со взаимоотношениями между друзьями. Учимся взаимодействовать друг с другом Текущий
29. Друг и друзья 1 16.12 Комбинированный Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об опасностях, подстерегающих человека в жизни
Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, вести диалог, слушать собеседника Научатся: выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями;
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения с друзьями Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире Текущий
30.
Как нужно общаться. Повторение и самостоятельная работа по теме «Твоя семья и друзья» 1 18.12 Комбинированный Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные:
строить рассуждения, осуществлять рефлексию способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
Коммуникативные:
адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь Научатся: Самостоятельно применять полученные
знания
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимо-отношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах Самостоятельная работа
31. Времена года.
Зима- покой природы. 1 23.12 Комбинированный Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о зависимости природных явлений от мены времен года.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Научатся: различать времена года по их признакам Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, осознание ответственности человека за общее благополучие, устойчивое следование в поведении социальным нормам
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Правила безопасного поведения в разное время года
Текущий
32
Зима. Признаки зимы. Погода зимой 1 25.12 Комбинированный Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о зависимости природных явлений от мены времен года .
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Научатся:
характеризовать времена года
Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, осознание ответственности человека за общее благополучие, устойчивое следование в поведении социальным нормам
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Правила безопасного поведения в разное время года. Обсуждение вопроса: почему зиму называют покоем природы? Текущий
33
Зимняя экскурсия. «Зимняя природа» 1 13.01 экскурсия 34. Что нас окружает. Город и его особенности 1 15.01 Комбинированный Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Адекватно использовать речь для регуляции своих действий
Познавательные: осознанное и произвольное высказывание о занятиях людей в родном городе.
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать затруднения Научатся: уважительному отношению к людям труда;
соблюдать правила дорожного движения Оценивать простые ситуации и поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых правил человеколюбия, уважения к труду, важности бережно
го отношения к своему здоровью и здоровью всех живых существ. Осознавать себя частью большого общества; объяснять, что связывает меня с земляка
ми, народом, с моей Родиной.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Определение понятий: городской житель (горожанин), сельский житель (сельчанин). Наблюдение по картинкам и видеосюжетам особенностей сельской и городской местностей, построек, различий в ведении хозяйства. Составление рассказов о занятиях сельских жителей, об особенностях их труда и его значении; обмен впечатлениями о посещении разных городов, мест отдыха, деревень. Обсуждение вопросов: почему обществу необходимо развитие городов и сёл? Что важнее – город или село? Беседа
35. Мой дом, моя улица 1 20.01 Комбинированный Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Адекватно использовать речь для регуляции своих действий
Познавательные: Осознанное и произвольное высказывание о занятиях людей в родном городе.
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать затруднения Научатся: уважительному отношению к людям труда;
соблюдать правила дорожного движения Оценивать простые ситуации и поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых правил человеколюбия, уважения к труду, важности бережно
го отношения к своему здоровью и здоровью всех живых существ. Осознавать себя частью большого общества; объяснять, что связывает меня с земляка
ми, народом, с моей Родиной. Текущий
36. Правила безопасного поведения на улице. Светофор. Дорожные знаки 1 22.01 Комбинированный Регулятивные: составлять план и последовательность действий при разборе конкретных правил дорожного движения.
Познавательные: осознанное и произвольное высказывание в устной форме о правилах уличного движения.
Коммуникативные: ставить вопросы напарнику с целью проверки усвоения знаний, обращаться за помощью к учителю и напарнику Научатся:
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения)
Развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Номера телефонов экстренной помощи
Беседа
37. Учимся быть самостоятельными на улице 1 27.01 Комбинированный Регулятивные: составлять план и последовательность действий при разборе конкретных правил дорожного движения.
Познавательные: осознанное и произвольное высказывание в устной форме о правилах уличного движения.
Коммуникативные: ставить вопросы напарнику с целью проверки усвоения знаний, обращаться за помощью к учителю и напарнику Научатся:
выполнять правила уличного движения в ходе заочной экскурсии Развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах. Светофор. Виды светофоров, их назначение. Сигналы светофора. Дорожная разметка. Группы дорожных знаков. Ознакомление с терминами: тротуар, пешеход, участники дорожного движения, переход, шоссе Текущий
38. Хозяйство человека. Сельское хозяйство. 1 29.01 Комбинированный Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий
Познавательные: дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире.
Коммуникативные: работа в группах, способы взаимодействия, определять цель и пути ее достижения Научатся: характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни Мотивация учебной деятельности Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Обсуждение вопросов
кого называют мастером своего дела, мастером – золотые руки? Почему общество нуждается в труде людей различных профессий? Текущий
39. Хозяйство человека. Промышленность. 1 3.02 Комбинированный Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий
Познавательные: дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире.
Коммуникативные: работа в группах, способы взаимодействия, определять цель и пути ее достижения Получат представление о ценности научных знаний и изобретений, облегчающих жизнь человека Принятие образа «хорошего ученика», мотивация учебной деятельности Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Коллективное (общее) ведение хозяйства. Многообразие профессий и их взаимосвязь. Ознакомление с продуктами производства заводов, фабрик, особенностями труда рабочих, служащих и других специалистов. Отрасли народного хозяйства. Загадки о профессиях. Составление рассказов о домашних животных, их пользе человеку.
Обсуждение вопросов: что дает человеку лес? Почему лес надо беречь? Хозяйственная деятельность человека. Отрасли хозяйства.
Выращивание овощей, фруктов. Текущий
40.
Хозяйство человека. Транспорт. Виды транспорта. 1 5.02 Комбинированный Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: строить рассуждения, осуществлять рефлексию способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь
Научатся:
самостоятельно применять знания и умения на уроках
Получат представление о ценности научных знаний и изобретений, облегчающих жизнь человека
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки
Беседа
41
Хозяйство человека. Все профессии важны. 1 10.02 Комбинированный Текущий
42
. Живые и неживые природные богатства 1 12.02 Комбинированный Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений, формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: осуществлять поиск информации
Коммуникативные: формулировать свои затруднения, определять функции участников, способы взаимодействия
Научатся: приводить примеры использования человеком богатств природы, сравнивать и различать природные объекты и изделия.
Принятие образа «хорошего ученика», мотивация учебной деятельности
Растения. Животные. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Живые природные богатства, неживые природные богатства, силы природы – различие понятий.
Правила безопасного поведения в природе. Составление рассказов на тему «Как человек использует природные богатства»
Текущий
43
Как человек использует богатства природы.
1 24.02 Комбинированный Текущий
44
. Твердые, жидкие и газообразные тела 1 26.02 Комбинированный Регулятивные: составлять план и последовательность действий; использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные: осознанное и произвольное высказывание в устной форме о свойствах льда и снега.
Коммуникативные:
строить монологическое высказывание, слушать собеседника, проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных и коммуникативных задач Научатся сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы на примере воды и ее состояний Мотивация учебной деятельности Твердые тела, жидкости, газы, их свойства (наличие формы, нельзя сжать, текучесть). Опытно-экспериментальная деятельность с водой. Составление рассказов на тему « Путешествие и превращения капельки». Работа со схемами, формулирование выводов о состояниях воды при нагревании и охлаждении Текущий
45
Живые организмы и неживые предметы. Свойства живых организмов. 1 2.03 Комбинированный Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: строить рассуждения, осуществлять рефлексию способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь Научатся сравнивать и различать живые т неживые предметы. Уметь выделять их свойства. Мотивация учебной деятельности . Живые природные богатства, неживые природные богатства, силы природы – различие понятий.
Правила 46. Обобщение по теме «Что нас окружает».
Итоговая контрольная работа № 2 1 4.03 Итоговый Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные:
строить рассуждения, осуществлять рефлексию способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь Научатся самостоятельно применять знания и умения на уроках Научатся самостоятельно применять знания и умения на уроках Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей Итоговый
47. Времена года.
Весна- природа пробуждается.
1 9.03 Комбинированный Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о зависимости природных явлений от мены времен года.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Научатся:
определять последовательность событий и их связи
Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, осознание ответственности человека за общее благополучие, устойчивое следование в поведении социальным нормам
Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обсуждение вопроса: почему весну называют порой пробуждения природы? Текущий
48. Цветы-первоцветы. Птицы и их гнезда 1 11.03 Комбинированный Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Познавательные:
осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о зависимости природных явлений от мены времен года .
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Научатся характеризовать времена года Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, осознание ответственности человека за общее благополучие, устойчивое следование в поведении социальным нормам
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Правила безопасного поведения в разное время года. Сезонная одежда. Одежда весной, ее отличие от зимней. Составление рассказов о первоцветах Опрос
49
. Весенняя экскурсия.
«Весенняя природа» 1 16.03 экскурсия Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные: осознанное и произвольное высказывание в устной форме о жизни растений и животных весной.
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности Научатся: устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровье
сберегающего поведения Особенности времен года (на основе наблюдений). Сопоставление народных примет о весне с явлениями действительности в природе Текущий
50
Живые обитатели планеты. Растения и животные. 1 18.03 Комбинированный Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, предвосхищать результат
Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о растениях, грибах, животных.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения, определять общую цель и пути ее достижения Научатся: бережному отношению к живым организмам;
находить взаимосвязи в природе; уметь отличать живое от неживого по их признакам;
Мотивация учебной деятельности Растения. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края. Животные. Дикие и домашние животные. Текущий
51. Сходство растений и животных 1 30.03 Комбинированный Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, предвосхищать результат, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о растения, грибах, животных. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения, определять общую цель и пути ее достижения Научатся: различать растения и животных, использовать информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями Осознание ответственности человека за общее благополучие; экологическая культура; ценностное
отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесбере. Текущий
52. Связь живого и неживого. 1 1.04 Комбинированный Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, предвосхищать результат, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о растения, грибах, животных. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения, определять общую цель и пути ее достижения Научатся: различать растения и животных, использовать информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями Осознание ответственности человека за общее благополучие; экологическая культура; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения Растения. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края. Животные.
Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края Текущий
53
. Растения и грибы. 1 6.04 Комбинированный Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Познавательные: извлечение необходимой информации в ходе изучения новой темы; дополнение и расширение имеющихся знаний, представлений об окружающем мире.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения, определять общую цель и пути ее достижения Научатся: приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой.
Осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Ознакомление с понятием «природное равновесие». Красная книга и ее значение. Растения. Животные. Роль растений и животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным. Растения и животные родного края Текущий
54
Животные. 1 8.04 Комбинированный Растения. Животные. Роль растений и животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным. Растения и животные родного края. Текущий
55. Домашние животные и растения - наши друзья. Забота человека о них. 1 13.04 Комбинированный Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о комнатных растениях, домашних животных.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Научатся: группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; понятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личного смысла учения Обсуждение вопросов: как человек приручил (одомашнил) диких животных? Какими путями окультуривали растения? Как человек научился получать зерно, овощи? Комнатные растения и уход за ними. Собака – друг и помощник человека Текущий
56
. Домашние животные и растения - наши помощники 1 15.04 Комбинированный Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о комнатных растениях, домашних животных.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Научатся: группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных.
Научатся характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; понятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личного смысла учения Роль домашних животных и культурных растений в жизни человека. Обсуждение вопроса: почему человек не может жить без домашних животных и культурных растений? Три группы растений: овощи, фрукты, злаки. Упражнение в группировке растений. Загадки о растениях и животных Текущий
57
Культурные растения. 1 20.04 Комбинированный Текущий
58.
Человек - разумное существо 1 22.04 Комбинированный Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные:
строить рассуждения, осуществлять рефлексию способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь Научатся: приводить примеры особенностей человека как разумного существа; объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки Человек – часть природы. Правила поведения в природе. Посильное участие в охране природы (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными). Правила безопасного поведения в природе Текущий
59
Кто такой человек? 1 27.04 Комбинированный Текущий
60. Экология. Правила поведения в природе 1 29.04 Комбинированный Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: строить рассуждения, осуществлять рефлексию способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь Научатся:
самостоятельно применять знания и умения на уроках Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки Человек – часть природы. Правила поведения в природе
Беседа
61. Обобщение по теме «Живые обитатели планеты» 1 4.05 Закрепление Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: строить рассуждения, осуществлять рефлексию способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь Научатся:
самостоятельно применять знания и умения на уроках Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки Растения и животные. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Роль растений и животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к обитателям планеты Беседа
62. Времена года.
Лето. Признаки лета 1 6.05 Комбинированный Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о зависимости природных явлений от смены времен года
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Научатся:
находить основные отличительные признаки лета в природе,
называть основные особенности каждого времени года.
Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, осознание ответственности человека за общее благополучие, устойчивое следование в поведении социальным нормам
Что такое окружающий мир. Как человек познает природу, общество, самого себя.
Особенности времен года (на основе наблюдений) Беседа
63. Особенности лета. 1 11.05 Комбинированный Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о зависимости природных явлений от смены времен года
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Научатся:
объяснять мир: называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека; определять своё отношение к миру: оценивать правильность поведения людей в природе. Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, осознание ответственности человека за общее благополучие, устойчивое следование в поведении социальным нормам
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Правила безопасного поведения в разное время года Текущий
64. Отчего и почему. Отчего и почему 1 13.05 Комбинированный Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: строить рассуждения, осуществлять рефлексию способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь Научатся:
называть роль воды в жизни человека; оценивать правильность поведения людей в природе. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки Понимание связи неживой и живой природы. Ознакомление с понятиями «причина явления», «следствие». Упражнение в соотнесении рисунков с ходом (последовательностью) событий, в нахождении и обосновании причины и следствия того или иного явления Текущий
65. Отчего и почему 1 18.05 Комбинированный Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: строить рассуждения, осуществлять рефлексию способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
Коммуникативные:
адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь Научатся: самостоятельно применять знания и умения полученные на уроках
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки Растения и животные родного края. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Роль растений и животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к обитателям планеты Текущий
66 Экскурсия в природу.
«Здравствуй, лето!» 1 20.05 экскурсия Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: строить рассуждения, осуществлять рефлексию способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь Научатся:
называть достопримечательности родного края, окружающие предметы и их взаимосвязи;
объяснять как люди помогают друг другу жить; оценивать правильность поведения людей в природе и в быту. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена Текущий