Конспект урока по литературе на тему Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»(4 класс)
Урок литературы в 4 классе
Тема : Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»
ЦЕЛЬ: учащиеся поймут, что красоту зимней природы можно выразить разными средствами: поэтическим словом, музыкой, картинами. показать детям красоту зимней природы различными средствами: музыкальными, поэтическими, художественными; развивать творческое воображение, учить наблюдательности, умение видеть прекрасное в повседневном, слушать и понимать музыку; продолжить работу по развитию правильного, сознательного, выразительного чтения; обогащать словарный запас; воспитывать любовь к природе. ХОД УРОКА: 1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.
2. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА. Всем известна загадка:
Кто, угадай-ка, седая хозяйка:
Тряхнёт перинки, над миром пушинки? (ЗИМА).
К нам на новоселье жалует зима,
А за ней веселье.
Смех и кутерьма.
А ну снежок, а ну дружок,
Лети, не уставай.
И двор, и дом,
И все кругом,
И школьный сад,
И нас ребят,
И все, и все, и все подряд
Теплее укрывай.
- В снежных вихрях, словно на светлых пушистых крыльях белой стаей голубей, мчится к нам… Чародейка Зима
3. СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА «ЗИМА».
- Какие ассоциации возникают вас, когда вы слышите слово «зима»?
Уч.Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его. Это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими ее оттенками! Можно по-разному увидеть и услышать зиму. И в этом нам помогут произведения мастеров слова. Они написаны в разное время, каждый из авторов по-своему увидел и описал зимнюю природу. И в то же время есть в этих картинах что-то общее.
4. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ВОСПРИЯТИЮ КАРТИНЫ ЗИМНЕГО ЛЕСА. - Вспомните, как изменились лес и парк с наступлением зимы?
5. ЗНАКОМСТВО СО СТИХОТВОРЕНИЕ Ф. И. ТЮТЧЕВА «ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ…» – Вы познакомились с картинами о «Зиме». А теперь посмотрим, как изобразил зиму поэт Ф.И. Тютчев – певец русской природы. А какие стихи Ф. И. Тютчева вам знакомы? 2) Презентация биографии поэта: - Ф.И. Тютчев родился в селе Овстуг Орловской губернии, в средней полосе России, на границе бескрайних степей и могучих лесов и дубрав. Любовь к литературе привил ему домашний учитель. Ученье Тютчеву давалось легко, он был одарённым ребёнком. Маленький Фёдор много читал и поражал сверстников своими знаниями. В 15 лет он студент Московского университета, его стихи А.С. Пушкин печатает в своём журнале «Современник». С детства Тютчева окружала красивая русская природа. Он был неравнодушен к ней и посвятил русской природе много своих стихов.
6. ЗНАКОМСТВО СО СТИХОТВОРЕНИЕМ.- В стихотворении, которое мы сегодня прочитаем, изображается состояние природы зимой. – Послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою…» и подумайте, о чём в нём говорится? Похоже ли оно на сказку? Почему? - Почему поэт называет зиму Чародейкою? -Подберите к слову « чародейка» синоним. (Волшебница, кудесница)
7.Минутка отдыха «Волшебный сон»
- Сядьте так, как вам удобно. Сейчас мы с вами немного отдохнём.
Реснички опускаются… Глазки закрываются… Вы спокойно отдыхаете… (2 раза) Сном волшебным засыпаете. Ваши руки отдыхают, Ноги тоже отдыхают, Отдыхают… засыпают… (2 раза) Шея не напряжена И рас – слаб – лен – на Дышится легко, Свободно, глубоко (длительная пауза)
- О зимнем лесе говорят, что он молчит. А поэт подметил, что «…Стоит он околдован, сном волшебным очарован…» Как ты понимаешь это? - Найдите метафоры и эпитеты, которые помогают увидеть красоту зимнего леса. - Созвучны ли стихи Тютчева картине Шишкина? Что общего в этих произведениях? Чем они различаются? - Какое настроение звучит в этом стихотворении? - Каким чувством хочет поделиться с нами Тютчев?
8. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ.9. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
10. ОБОБЩАЮЩАЯ БЕСЕДА. - Что общего в произведениях Тютчева, Шишкина и Чайковского? - Что нового, интересного и необычного помогли тебе увидеть в зимней природе авторы этих произведений? ( Разбор сочинений и рисунков учащихся к уроку). - Над чем заставляют задуматься эти произведения? - Понравился вам урок? Чем?
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. - Выучить стихотворение «Чародейкою Зимою…» наизусть; составить пятистишие о зиме