Урок — мастерская по литературе (внеклассное чтение) в 6 классе. Тема: « Поэты XX века о природе, родине и о себе».
Урок - мастерская по литературе (внеклассное чтение) в 6 классе.
Тема: « Поэты XX века о природе, родине и о себе».
Цель: - организовать деятельность обучающихся по знакомству с творчеством поэтов XX века в форме творческой мастерской по созданию книги стихов;
- создать условия для развития навыка работы с научно-популярной литературой и поэтическим текстом;
- помочь в формировании способности комплексного применения знаний и способов деятельности на практике;
- способствовать развитию ассоциативного мышления, монологической и диалогической речи учащихся;
- помочь учащимся осознать личную причастность к ценностям русской литературы.
Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности, урок творчества и развития речи.
Форма урока: творческая мастерская как часть коммуникативно-творческой работы.
Оформление: выставка книг, иллюстрации учащихся, макет книги стихов, таблички на столах, презентации к выступлению учащихся по группам.
Техническое оснащение: компьютер, проектор.
Подготовка к уроку: Примерно за две недели до урока класс делится на пять групп, каждая из которых готовит своё выступление по примерному плану( биография поэта, стихи, иллюстрации к стихам, музыкальное сопровождение). Выступление каждой группы оформляется в виде отдельной главы, которые потом собираются в книгу «Поэты XX века о природе, родине и о себе».
Ход урока:
1. Организационный этап.
(звучит песня «У природы нет плохой погоды»).
- «Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо – отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия»,- так говорил замечательный русский писатель И.С.Тургенев. Эти слова и станут эпиграфом к нашему уроку.
Почему современные люди стали более прозаичными, мало интересуются поэзией? Как научить их видеть вокруг себя красоту?
На эти вопросы мы попробуем ответить в конце урока.
2. Постановка проблемы.
- Сегодня у нас не просто урок, а творческая мастерская. Мы попытаемся создать книгу со стихами известных русских поэтов 20-го века. Пять групп получили свои задания – познакомить нас с разными поэтами, их произведениями. Каждая группа создала свой раздел в книге. В конце урока мы оценим работу каждой группы. Предоставим им слово!
3.Выступление творческих групп.
а) первая группа выступает с сообщением по А.А. Блоку.
- биограф знакомит с краткой биографией А.Блока;
-чтец читает стихи «Там неба осветлённый край»,
- звучит в исполнении артиста М. Аверина стихотворение «Снег да снег»,
-демонстрируются подобранные иллюстрации к стихам, звучит музыкальное сопровождение.
б) вторая группа выступает с сообщением по Ф.К.Сологубу (стихи «Под черёмухой цветущей», «Что в жизни мне всего милей».)
в) третья группа выступает с сообщением по А.Ахматовой и Б. Пастернаку. (Стихи «Перед весной бывают дни такие», « После дождя»).
г) четвёртая группа выступает с сообщением по А.Т. Твардовскому. (Стихи «Я иду и радуюсь. Легко мне», «Есть обрыв»)
д) пятая группа выступает с сообщением по А. Вознесенскому. (Стихи «Снег в сентябре»).
4.Внимание, ребята, у вас на столах лежат таблицы для оценки работы каждой группы. Поставьте отметки каждой группе. Таким образом мы сможем узнать вашу точку зрения и подвести итоги работы на уроке.
5. Рефлексивно-оценочный этап.
У нас получился макет книги, которую мы с вами сами создали. Это наш первый опыт в совместной поисково-творческой работе. А теперь давайте ответим на поставленный в начале урока вопрос: «Почему современные люди не интересуются поэзией?»
«Что нужно сделать, чтобы научить ценить красоту?» (быть внимательнее к окружающей природе, к людям, уметь ценить каждый миг жизни, близких людей.)
Домашнее задание: по плану написать анализ стихотворения А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие..»