Презентация на тему: Эмбриональное развитие организма


Эмбриональный период онтогенеза. Учитель биологии Табачновской СОШВерещагина Нина Васильевна. Цели урока. Деятельностная: создание условий для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся средствами технологии критического мышления;Содержательная: формирование знаний об основных этапах эмбрионального развития организмов, сущности сложного процесса взаимного влияния тканей зародыша в процессе развития;Методическая: использование современных педагогических технологий (технология развития критического мышления) для создания условий для развития коммуникативных умений – готовности получать необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения, осуществлять информационный поиск, извлекать информацию и использовать её. “История развития человека в течение девяти месяцев, предшествующая его рождению, вероятно, гораздо интереснее и содержит события более грандиозные, чем все последующие семьдесят лет его жизни”.Сэмюель Тейлор Колриджю Наше будущее в ваших руках. Этапы онтогенеза человека. Эмбриональный и Постэмбриональный. Что такое онтогенез? Онтогенезом, или индивидуальным развитием, называют весь период жизни особи с момента слияния сперматозоида с яйцеклеткой и образования зиготы до конца жизни. Период нашей жизни, который мы с легкостью отбрасываем, называя день своего рождения… Оплодотворение и образование зиготы происходит в маточной трубе.В матку попадает бластула, состоящая из 30 – 32 клеток, и внедряется в ее слизистую оболочку.Процесс образования гаструлы идет одновременно с образованием зародышевых оболочек: амниона и хориона.К концу 3-ей недели завершается образование нейрулы. ? ? ? ? ? ? ? Оплодотворение. Развитие организма начинается с одноклеточной стадии, которая происходит с момента слияния сперматозоида и яйцеклетки. Дробление Образующиеся клетки, ещё сильно отличаются от клеток взрослого организма, называются бластомерами (от греч. blastos – зародыш,meros – часть). При делении бластомеров размеры их не увеличиваются. Бластула Дробление завершается образованием однослойного многоклеточного зародыша – бластулы. Гаструляция Гаструла ( от греч. Gaster – желудок) – зародыш, состоящий из двух зародышевых листков: эктодермы ( от греч. ectos – находящийся снаружи); энтодермы ( от греч. entos – находящийся внутри); Гисто- и органогенез Органогенез – закладка из зародышевых листков различных органов, специализация клеток. В эмбриональный период развития организм проходит следующие стадии:зигота – клетка, образовавшаяся в результате оплодотворения;бластула – многоклеточный однослойный зародыш; гаструла – двухслойный, затем трехслойный зародыш;нейрула - зародыш с комплексом осевых органов: нервная трубка, хорда, кишечная трубка;органогенез – закладка органов из зародышевых листков. Заполните таблицу. Основные этапы Особенности этапа Схематические рисунки Сравните свои данные с данными заполненной таблицы. Запишите в тетрадь таблицу Зародышевый лист Органы эктодерма Нервная система, органы чувств, эпителий кожи, эмаль зубов энтодерма мезодерма Мышечная ткань, соединительная ткань, кровеносная система, почки, половые железы Развитие зародыша ПЕРВЫЙ ТРИМЕСТР 4 НЕДЕЛИ У ребёнка сформирована голова Формируются сердце, ручки и ножки. Устанавливается кровообращение, которое видно на ультразвуке. Формируется мозг и позвоночник 6 НЕДЕЛЬ Сердце теперь имеет четыре отделения. Формируются пальчики на руках и ногах Рефлекторная активность начинается с формирования мозга и нервной системы. Начинают быть видны глаза, уши, челюсть; формируются лёгкие, желудок и печень. Присутствуют все важные части тела ребёнка, хотя они ещё не полностью сформированы. Хорошо заметны глазки, уши, руки и ножки ребёнка. Продолжают формироваться мышцы и скелет ребёнка. Нервная система всё более усовершенствуется. 8 НЕДЕЛЬ 10 НЕДЕЛЬ Пальцы на руках и ногах уже имеют ногти. Малыш начинает двигаться в животе матери. Но она этого пока ещё не чувствует. Сердцебиение ребёнка может быть услышано специальным стетоскопом. Присутствуют все важные органы человека Продолжают развиваться мышцы. 12 НЕДЕЛЬ Ребёнок начинает глотать, почки производят мочу, кровь образуется внутри костей. Сформировавшиеся мышцы позволяют ребёнку делать полные движения Сформированы веки малыша.  Можно определить пол ребёнка 14 НЕДЕЛЬ Сформирована голова, руки и ноги человека. Кожа ребёнка выглядит прозрачной. Начинают расти волосы на голове ребёнка Движения малыша становятся всё более скоординированные. Кожа ребёнка розовая, хорошо видны ушки. Хорошо видны все части тела и лицо ребёнка. Малыш может моргать, производит хватательные движения и открывает ротик. Продолжает активно толкаться в животе мамы. 16 НЕДЕЛЬ 18 НЕДЕЛЬ Длинна плода достигает 20-25 см, а вес около 250 г. Функционирует слуховой аппарат и плод слышит голос матери, ее сердцебиение, внешние шумы. Пуповина становится сложным аппаратом и способствует передаче 284 л. Жидкости в день. 20 НЕДЕЛЬ Длина плода 30,5 см. Плод начинает активно шевелиться. На звуки может реагировать толчками. 24 НЕДЕЛИ Появляется специальная «смазка» на чувствительной коже ребенка защищающая ее от воздействия окружающей жидкости. Если ребенок родится, то при надлежащем уходе он выживет. Плод хорошо знает голос матери, реагирует на поглаживания ее живота. 28 НЕДЕЛЬ 36 НЕДЕЛЬ Ребенок готов к рождению. 40 НЕДЕЛЬ Рождение. Критические периоды онтогенеза оплодотворение;имплантация (7-8-е сутки эмбриогенеза);развитие осевого комплекса зачатков органов и плацентацию (3-8-я недели);развитие головного мозга (15-20-я недели);формирование основных систем организма, в том числе половой (2024-я недели);рождение;период до 1 года;половое созревание (11-16 лет). Факторы влияющие на развитие зародыша Заполните схему в тематической карте Факторы влияющие на развитие зародыша Результат выполнения. Физическиевоздействия Наследственные факторы Вирусные и бактериальные инфекции Химические воздействия Курение Наркотические вещества Алкоголь Стрессы отрывок стихотворения Али Ибн Сина «Поэма о медицине» О детях, находящихся ещё в утробе матери:Как следует, о том веду я речь.Дитя в утробе матери беречь.Ничто зловредное его пусть не коснётся,Пусть мать питается не как придётся,А ест еду и влагу с пользой пьёт,Так, чтоб нормально развивался плод.Пускай отбросов в пище будет мало,Чтоб кровь она при этом очищала.Как вы понимаете строки этого стихотворения? Дневник еще не родившегося ребенка “Как я жил до моего рождения 2-й месяц после зачатия. “Сегодня у меня праздник: два месяца. Я уже существую. Но, к сожалению, праздную не Я один — мама уже выкурила несколько сигарет и выпила стакан вина. От этого мне тяжело, слабый я какой-то, голова болит и тошнит. У меня есть друг, которому тоже исполнилось 2 месяца. Его мама ела витамины и пила молоко. Он веселый и большой уже. Завидно!” Дневник еще не родившегося ребенка “Как я жил до моего рождения 5-й месяц после зачатия. “Вчера у мамы были гости. И мама, конечно, с ними выпила вина. А сегодня с утра у нее болит голова. Поэтому она съела какую-то таблетку и уже выпила несколько чашек кофе. Неужели она не знает, что этого делать нельзя!!? Мне так плохо…” Дневник еще не родившегося ребенка “Как я жил до моего рождения 6-й месяц после зачатия. “Мама с папой сегодня поссорились. Они так громко кричали. Я понял, что Я им совсем не нужен. Не буду Я у них рождаться! Не люблю Я их! Родители моего друга никогда не ссорятся и все время с ним разговаривают…После ссоры мама собрала тяжелый-тяжелый чемодан и ушла. У нее сердце чуть не отказало от тяжести… Понимаете: Я чуть не умер!” Дневник еще не родившегося ребенка “Как я жил до моего рождения 7-й месяц после зачатия. “Мне уже 7 месяцев, но выгляжу Я как шестимесячный. А мне так хочется быть большим и сильным! А моя мама сегодня поссорилась с мамой моего друга, потому что та говорила, что моей маме теперь в горячую баню ходить нельзя, но мама ее не послушала и все равно пошла.Мне сначала было хорошо, тепло. А потом стало как-то уж очень тесно — и маму куда-то очень быстро повезли.…Вдруг Я увидел яркий свет. Я испугался и закричал. Меня сразу опутали какими-то проводочками и трубочками. Поместили меня под стеклянный колпак… Я уже родился! А мой друг родится через два месяца — здоровый и веселый.А главный дяденька в белом халате сказал: “Какой он маленький, хиленький, да и пальчиков у него шесть”. А Я подумал — разве так не должно быть?” В медицинской карте новорожденного “Мальчик. Вес при рождении 2300 г., рост 45 см. Роды преждевременные — на 34 неделе беременности, протекавшей с токсикозом в 1-й и 2-й половине беременности.Имеются признаки незрелости, ребенок неактивен, крик слабый, грудь берет плохо. Кожные покровы бледные. Со стороны внутренних органов имеются изменения. Четко прослушивается систолический шум, границы сердца смещены влево: необходимо обследование с целью исключения порока сердца.Диагноз: недоношенность 1-й степени, врожденный порок сердца.Отягощающий анамнез: мать на протяжении всей беременности курила, употребляла алкоголь.” Крик не рожденного ребенка Выслушайте крик моей измученной души. Я был убит своей мамой в тот самый год, когда многим из вас мама дала самое ценное - жизнь на Земле. Моя жизнь только начиналась и была жестоко оборвана. А ведь я так любил ЖИТЬ, я хотел ЖИТЬ! Неужели, люди, вы не слышитенаши стоны – стоны не рождённых детей? Опомнитесь, люди! Вы сами загоняете себя в тупик! Оставьте своё потомство!» Ребёнок, который не родился. «Дневник не родившегося ребенка» - 1-й месяц внутриутробного развития: У меня появились первые кровеносные сосуды. О радость! Я существую 21 день, а у меня уже начинает формироваться сердце. Оно уже бьется! На последней недели месяца появились зачатки ручек и ножек. А по форме я очень напоминаю ушную раковину.Происходит закладка внутренних органов: кишечника, печени, почек. Я расту. Уже целых 4 мм!2-й месяц внутриутробного развития:Я еще не вижу окружающего мира, но мне кажется, что он распахнет мне солнечные двери навстречу прекрасной жизни.Уже через 7 месяцев ты возьмешь меня, мамочка, на ручки! Я жду этого с нетерпением!- 3-й месяц внутриутробного развития:Я рад, что не разлучаюсь с мамой. Мамочка, я не люблю, когда ты переживаешь. Твое настроение передается мне, и я тоже переживаю. Мама, я уже научился сжимать кулачки и поворачивать головку. Двигаю ручками и ножками. Я люблю жизнь! Я хочу жить! «Дневник не родившегося ребенка» …Мама, ты сегодня сказала, что меня скоро не будет, но я уже многое умею: двигаю ручками и ножками. Я уже большой! Мама! Я не могу поверить, что ты хочешь меня убить, этого просто не может быть! Ведь я так люблю тебя! Ты сказала: «Аборт»! 5 октября. Сегодня началась моя жизнь, хотя мои родители об этом пока не знают. Я — девочка, у меня будут светлые волосы и голубые глаза. Все уже определено, даже то, что буду любить цветы.19 октября. Некоторые считают, что я еще не человек. Но я настоящий человек, так же как маленькая крошка хлеба все же настоящий хлеб. Моя мама есть, и я тоже есть.23 октября. Я уже умею открывать рот. Подумать только, через год я научусь смеяться, а потом и говорить. Я знаю, что моим первым словом будет "мама".25 октября. Сегодня начало биться мое сердце.2 ноября. Я каждый день понемножку расту. Мои руки и ноги начинают принимать форму.12 ноября. У меня формируются пальчики — смешно, какие они маленькие. Я смогу гладить ими мамины волосы.20 ноября. Только сегодня доктор сказал моей маме, что я живу здесь, под ее сердцем. Как она, наверное, счастлива!23 ноября. Мои папа и мама, должно быть, думают, как меня назвать.10 декабря. У меня растут волосы, они гладкие, светлые и блестящие,13 декабря. Я уже немного вижу. Когда мама принесет меня в мир, он будет полон солнечного света и цветов.24 декабря. Интересно, слышит ли мама тихий стук моего сердца? Оно бьется так ровно. У тебя будет здоровая маленькая дочка, мама!28 декабря. Сегодня моя мама меня убила.Православная Удмуртия № 8-9, 1995 г. Информ. листок М-П. центра "Жизнь" № 3 Рекомендации будущим матерям: Прекратить употребление психоактивных веществ.За месяц до зачатия перестать употреблять спиртные напитки.Проконсультироваться с врачом по поводу лекарственных веществ, которые принимаются будущей матерью.Расстаться с курением, а также стараться избегать тех мест, где собираются курящие люди.Перед зачатием пройти полное обследование здоровья и необходимое лечение.По возможности исключить употребление снотворных и успокоительных средств.Соблюдение личной гигиены и норм полноценного питания. Закрепление. Дайте ответ:Индивидуальное развитие организма – это…Оплодотворенная яйцеклетка – это…Ряд митотических делений следующих друг за другом - …Шарообразный однослойный зародыш с полостью внутри - …Двухслойный зародыш с полостью внутри - …Наружный слой клеток двухслойного зародыша- …Внутренний слой клеток двухслойного зародыша - …Третий зародышевый листок – это… Закрепление. Ответы:Индивидуальное развитие организма – это онтогенезОплодотворенная яйцеклетка – это зиготаРяд митотических делений следующих друг за другом - дроблениеШарообразный однослойный зародыш с полостью внутри - бластулаДвухслойный зародыш с полостью внутри - гаструлаНаружный слой клеток двухслойного зародыша- эктодермаВнутренний слой клеток двухслойного зародыша - энтодермаТретий зародышевый листок – это мезодерма Итоги урока -мы узнали, как из одной клетки – зиготы образуется все многообразие клеток многоклеточного организма;- изучили основные этапы онтогенеза;- увидели этапы эмбрионального развития человека;- узнали о факторах, влияющих на эмбриональное развитие зародыша человека;-пришли к выводу, что женщина и мужчина в ответе за не родившегося ребенка. Рефлексия сегодня я узнал… было интересно…было трудно… я выполнял задания…я понял, что… теперь я могу…я почувствовал, что… я приобрел…я научился… у меня получилось …я смог… я попробую…меня удивило… урок дал мне для жизни…мне захотелось… Домашнее задание. § 15, а)создать буклет «Мы против абортов»,б) Оформить альбом «16 мгновений моей жизни»,в) Ответить на вопросы к параграфу, г)Решить кроссворд. Оставляйте потомство, люди!Нет прекрасней его на свете!И не бойтесь хлопот и усталости,Жизни трудной и распалённой!Бойтесь только холодной старости,Одиночеством оскорблённой.Чтобы петь, чтоб землёй гордиться,Чтоб познать всю радость на свете,-Очень, очень хотят родитьсяНе рождённые вами дети СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!