Конспект урока Натуральные волокна животного происхождения. Свойства шерстяных и шелковых тканей
Вдовина С.А, учитель технологии МБОУ «СОШ №11»
План-конспект урока технологии
6 класс
Раздел: Материаловедение
Тема: «Натуральные волокна животного происхождения. Свойства шерстяных и шелковых тканей»
Цели:
Сформировать представление о способах получения натуральных волокон животного происхождения.
Формировать умения по определению свойств шерстяных и шелковых тканей, научить распознавать эти ткани по внешнему виду.
Развивать критическое мышление, умение работать в группе, активизировать
познавательную деятельность учащихся.
4. Воспитать эстетический вкус, навыки аккуратности, бережное отношение к одежде, культуру общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Оборудование:
Компьютер, коллекция образцов тканей, коллекция «Шерсть», «Шелк», учебник, пинцет, образцы тканей, карточки-задания.
Материалы и инструменты:
Образцы тканей: шерсть, шелк.
Инструкционная карта.
Таблица «Сравнительная характеристика шерстяных и шелковых тканей».
Образцы тканей для лабораторной работы: шерстяной ткани – 2шт. шелковой ткани – 2шт.
Булавки, клей, ножницы, лупа.
Тип урока:
Открытие нового знания (ОНЗ).
Формы организации учебной деятельности:
Групповая, индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения:
Проблемный метод (при формулировании темы и целей урока, для развития
самостоятельности мышления);
Частично-поисковый метод;
Исследовательский метод (лабораторно-практическая практическая работа «Изучение свойств шерстяных и шелковых тканей»)
Ход урока.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Здравствуйте. Настроимся на работу (поаплодируем друг другу и пожелаем хорошего, удачного дня). Посмотрите, все ли необходимые принадлежности у вас имеются? Все готовы?
Тогда, Расшифруйте, пожалуйста, анаграммы. (карточки-задания лежат на столе) ( по группам, кто быстрее и правильно, получает 3 балла)
Анаграмма - загадка с перестановкой букв в слове для образования другого слова.
Учащимся класса раздаются карточки – задания, которые они должны расшифровать и поставить слова в логическом порядке.
ешртсь (шерсть)
ктнаь (ткань)
оволнко (волокно)
ромкак (кромка)
ешкл (шелк)
рпжяа (пряжа)
туко (уток)
соонав (основа)
(Слайд 2)
- К какой теме относятся данные понятия?
- Материаловедение
- Сегодня у нас урок открытия нового знания. Что для этого вы должны будете сделать?
- Сначала понять, что мы не знаем, а затем сами открыть новое.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
В прошлом учебном году мы с вами познакомились с натуральными волокнами растительного происхождения. Кто вспомнит два основных вида волокон этой группы? (Хлопок, лен). (Слайд 3)
Помимо натуральных волокон, т.е. подаренных самой природой, какие еще существуют волокна? (Химические).
Которые в свою очередь делятся на две группы искусственные и синтетические. (Слайд 4)
Когда мы с вами говорили о натуральных волокнах, я вам рассказывала об интересном качестве волокна, которое не горит в огне, мы еще записали, что эти волокна добавляют в ткань, из которой шьют костюмы для пожарных. К каким волокнам относиться этот вид ткани? (К минеральным). (Слайд 5)
- Перед вами на парте лежит по два образца ткани.
- Определите, из какого волокна изготовлены ваши образцы тканей.
3. Выявление причины затруднения.
- В чем причина затруднения? (Слайд 6)
- Мы не можем определять из какого волокна изготовлена ткань.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
- Сформулируйте цель урока.
- Научиться определять свойства тканей и распознавать ткани по внешнему виду.
- Сформулируйте тему урока.
- Натуральные волокна животного происхождения. Свойства шерстяных и шелковых тканей. (Слайд 7)
- Запишите в тетрадь число и тему урока.
Что вам может помочь в достижении цели?
- Мы должны научиться определять свойства тканей, сравнивать их между собой.
- Составьте план действий. (Слайд 8)
- Чтобы по внешнему виду отличить шерстяную ткань от шелковой мы должны:
1. ознакомиться волокнами животного происхождения;
2. научиться определять свойства шерстяных и шелковых тканей;
3. сравнить полученные данные с таблицей «Сравнительная характеристика шерстяных и шелковых тканей».
4. определить вид волокна, из которого изготовлена ткань.
5. Реализация построенного проекта.
- Для реализации вашего проекта давайте сначала познакомимся с тканями из шерсти и шелка.
Помните, знакомую с детства загадку: «По горам, по долам ходят шуба да кафтан». Это овца. Именно овцы дают основную массу шерсти, перерабатываемой в текстильной промышленности России. (Слайд 9)
Вы получили задание подготовить сообщения, попросим выступить девочек из 1 бригады.
Историческая справка. Выступление учеников.
Немного истории (Слайд 10)
До сих пор никто не знает точно, почему древнее руно называлось золотым. Возможно, шерсть древних колхидских баранов действительно имела золотистый оттенок, а, может быть, жители древней Колхиды с помощью овечьей шкуры добывали золото: расстилали шкуру на дне ручья, и шерстинки задерживали золотые песчинки, приносимые водой. Конечно, тогда еще не было известно, что руно само по себе содержит золото... А недавно в Британском центре ядерных исследований решили определить химический состав овечьей шерсти. Особо чувствительные приборы обнаружили в волокнах золото. Нашли его в составе белковой структуры волос и других животных. Причем содержание золота у разных животных приблизительно одинаковое. К сожалению, пока никто из ученых не смог ответить на вопрос: откуда золото в шерсти и для чего оно?Еще 5 - 6 тысяч лет назад горожанки Египта и Вавилона считали самой модной одеждой костюм из тонкой шерсти. (Слайд 11)
Это очень стимулировало развитие тонкосуконной промышленности, а пастухам пришлось незамедлительно приступить к выведению новых пород тонкорунных овец с длинным и очень тонким подшерстком. Ко временам Гомера красивые шерстяные костюмы стали очень популярны, и, может быть, поэтому была организована специальная экспедиция к берегам Кавказа, где будто водились бараны с золотым руном. В конце концов, овцы с развитым шерстяным покровом сумели обогатить многие страны, в том числе и Англию. (Слайд 12)
Открывающий заседание английского парламента спикер, как известно, до сих пор по традиции восседает на мешке с шерстью.
Какие новые знания вы для себя открыли, выслушав одноклассниц?
- Шерсть, снятая с овец называется руном
_История одежды из шерсти имеет многовековые традиции.
Учитель
Чем же на самом деле является золотое руно? ( Золотое руно – это качественная шерсть овец) (Слайд 13)
Лучшую шерсть дают тонкорунные мериносовые овцы. С древних времен люди использовали для прядения в основном овечью шерсть. Кто мне подскажет из шерсти, каких животных можно получить волокно?
Задание №1
Перечислите животных, из шерсти которых можно получить волокно. (Слайд 14)
(Овца, верблюд, коза, кролик, овцебык, лама, альпака и т.д. (Слайд 15)
Шерстью называют волосяной покров овец и других животных. (Слайд 16)
Вначале состриженную шерсть (Слайд17) перебирают и сортируют в соответствии с прочностью, тонкостью, волнистостью, цветом; треплют – разрыхляют и удаляют засоряющие примеси; далее происходит тщательная мойка шерсти от грязи и песка с мылом и содой; затем сушат в сушильных машинах.
Подготовительное производство (Слайд 18) (Работа по схемам в коллекции на рабочих местах учащихся одновременно с объяснением учителя).
Откройте учебники на странице 8, прочитайте 1 абзац и допишите предложения на карточках-заданиях.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Задание № 2 (Слайд 17,18)
Дополните предложения.
Шерсть, снятая с овец, называется руно.
Наиболее тонкое, мягкое, извитое волокно называется пух.
Более толстое, жесткое, менее извитое волокно называется волос или шерсть.
Мало прочное и очень жесткое волокно называется войлок.
Шелк
А сейчас, мне хотелось бы послушать выступления учащихся 2 бригады.
Историческая справка. Выступления учеников.
Легенда о шелке. (Слайд 21)
Впервые секрет изготовления шёлка был открыт в Китае пять тысяч лет назад. Древняя легенда гласит, что однажды 14-летняя Си Линг Чи, жена третьего императора Китая Хуан Ди, которого называли еще «Желтым императором», в саду дворца под кроной тутового дерева пила чай и в ее чашку с чаем с дерева упал кокон шелкопряда. Юная императрица и ее служанки были крайне удивлены, увидев, как в горячей воде кокон начал разворачиваться, выпустив тонкую шелковую нить. Заинтересовавшись, девушка стала наблюдать, как разворачивался кокон. Си Линг Чи была так поражена красотой и прочностью шелковой нити, что собрала тысячи коконов и из них соткала императору одежду. Так крошечная бабочка-шелкопряд подарила всему человечеству шелк, а императрица в благодарность за столь ценный подарок была возведена в ранг божества.
Более трех тысяч лет Китай хранил тайну этого удивительного материала, а любая попытка вывезти коконы шелкопряда из страны каралась смертной казнью. По преданию, только в 550 году нашей эры два бродячих монаха в своих посохах выдолбили небольшие отверстия, куда и спрятали личинки тутового шелкопряда. Так шелк попал в Византию.
В Индии шелк появился благодаря хитрости индийского царя, посватавшегося к китайской принцессе и в качестве приданого потребовавшего семена тутового дерева и личинки шелкопряда. Не в силах отказать жениху, принцесса спрятала семена и личинки в прическу и вывезла из страны.
Большой спрос на шёлк из Европы послужил началом великому Шёлковому пути. (Слайд 22)Появившийся в Римской империи шелк был настолько дорог, что ценился на вес золота и часто использовался как валюта в торговле, а носить его позволено было только очень богатым людям. (Слайд 23). Император Юлий Цезарь демонстрировал свое могущество тем, что при триумфальном вхождении в Рим велел натянуть на тенты драгоценную шелковую ткань.
В Европе струящаяся и нежная на ощупь шелковая одежда ценилась не только за красоту и износостойкость, но и за другое не менее важное качество в ней не заводились насекомые, изводившие в ту пору даже знатных особ, не грешивших излишней чистоплотностью.
В 15 веке во Франции моду на шелковое белье впервые ввела небезызвестная маркиза де Помпадур. И по сей день эта «легкая как облако» и «прозрачная как лед» ткань считается атрибутом хорошего вкуса и роскоши.
Шелк, а точнее, шелковая нить – это продукт деятельности тутового шелкопряда. (Слайд 24) Бабочка тутового шелкопряда невзрачная, окраска ее толстенького мохнатого тельца белая с легким кремовым рисунком, или темно-серовато-коричневая. Размах крыльев тутового шелкопряда – около 4,5см, но летать эти бабочки не умеют.
Тонкие нити, которые получают из коконов гусеницы тутового шелкопряда, насекомого, известного в Китае с незапамятных времен (по мнению Конфуция, с 3 тысячелетия до нашей эры).
Тутовый шелкопряд в полном смысле слова домашнее животное.
В природе дикие виды этой бабочки уже не встречаются. Гусенички тутового шелкопряда выводятся из яиц (грены) при температуре 23–25°С. (Слайд 25). Для развития яиц требуется 8–10 дней, после чего на свет появляются маленькие, длиной всего около 3мм, личинки. Они окрашены в темно-бурый цвет и покрыты пучками длинных волос. Личинки тутового шелкопряда питаются исключительно листьями тутовника (шелковицы), они поедают листья без остановки и днём и ночью, из-за чего очень быстро растут. Гусеницы очень быстро растут, но не растет их шкурка. Поэтому, когда шкурка становится совсем мала, у гусениц тутового шелкопряда происходит линька.
За свою жизнь гусеница тутового шелкопряда линяет 4 раза. После четвертой линьки гусеница выглядит уже весьма внушительно: длина ее тела составляет около 8см, толщина – около 1см, а масса – 3–5г.
Тело ее теперь почти голое и окрашено в беловатый, жемчужный цвет или цвет слоновой кости. Но главное – это маленький бугорок под нижней губой, из которого сочится клейкое вещество, которое при соприкосновении с воздухом тут же застывает и превращается в шелковую нить.
Даже самая маленькая, только что появившаяся из яйца гусеничка уже может выделять тонкую нить. С каждым днем гусеница все больше и больше готовится к окукливанию. Вес кокона вместе с куколкой составляет от 1 до 4г. На изготовление кокона уходит около 4 суток. (Слайд26) Примерно через 20 дней куколка превращается в бабочку.
Большая часть коконов идет на получение шелка-сырца – материал, получаемый при совместной размотке нескольких коконов. (Слайд 27)
Чтобы получить 1кг шелка-сырца, нужна примерно тысяча гусениц, поедающих за полтора месяца 60кг листьев тутовника – это три тутовых дерева!
(Работа по схемам в коллекции на рабочих местах учащихся одновременно с объяснением учителя).
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Задание № 3 ( Слайд 28)
Дайте название каждой стадии, определив процесс развития тутового
шелкопряда.
Яйца
Гусеница
Кокон
Куколка
Бабочка
Физкультпауза ( Слайд 29)
Для дальнейшей реализации вашего проекта я предлагаю работу в парах.
Изучите таблицу Сравнительная характеристика шерстяных и шелковых тканей
Сравнительная характеристика шерстяных и шелковых тканей
Признак
Шерстяная
Натуральный шелк
Блеск
Малозаметный
Нерезкий
Гладкость
Шероховатая
Гладкая
Мягкость
Средней жесткости
Мягкая
Сминаемость
Малая
Малая
Извитость нитей
Извитые
Прямые
Вид обрыва нити
Кисточка с расходящимися извитыми волоконцами
Связанная масса волоконец
Характер горения
6. Первичное закрепление во внешней речи.
- Какие свойства характерны для шерстяных тканей?
- Они обладают малозаметным блеском, на ощупь шероховатые, средней жесткости, сминаемость малая, нити извитые, обрыв нитей в виде кисточки с расходящимися извитыми волоконцами.(Слайд 30)
- Какие свойства характерны для шелковых тканей?
- Слабый, не резкий блеск, на ощупь – гладкие, мягкие, сминаемость малая, имеют прямые нити, на месте обрыва нитей образуется связанная масса волоконец. (Слайд 31)
- Какое свойство тканей из таблицы вы не смогли определить самостоятельно?
- Горение.
Демонстрация опыта – горение шерстяных и шелковых волокон.
- Определите характер горения, запах, что остается в остатке.
- Волокна шерсти во время горения спекаются. Когда их выносят из пламени, горение прекращается. На конце образуется спекшийся шарик, который легко растирается пальцами. Запах жженого рога.
- Шелк горит плохо, образуя черный спек, рассыпающийся в пальцах. Запах жженого рога или пера.
По характеру горения можно определить характер ткани, чистая она или с добавлением химических волокон. Достаточно поджечь всего одну нитку из ткани.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Приступаем к лабораторно-практической работе
В любой работе главное техника безопасности. Вспомним правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами. (Слайд 32)
Правила безопасности всегда соблюдай:
Иголки, где попало не бросай,
Ножницы храни в коробке,
А в подушечке – иголки!
Ножницы крепко сомкни,
Потом за лезвия возьми,
Теперь передавай,
Правила эти не забывай!
Лабораторно-практическая работа (Слайд 33)
Определение вида тканей
Оборудование: по одному образцу шерстяной и шелковой ткани, лупа, булавки, ножницы, клей, форма отчета.
Порядок выполнения работы
Рассмотрите внешний вид образцов, определите, у какого образца поверхность блестящая, а у какого матовая.
Определите на ощупь гладкость и мягкость каждого образца.
Определите сминаемость образцов (сожмите каждый образец в руке, подержите его так 30 с, а затем расправьте).
Выньте из образцов по одной нити и определите извитость каждой из них, вид обрыва нити.
Обобщив полученные данные, определите вид ткани и приклейте и подпишите.
Признак
Образец №1
Образец №2
Блеск
Малозаметный
Нерезкий
Гладкость
Шероховатая
Гладкая
Мягкость
Средней жесткости
Мягкая
Сминаемость
Малая
Малая
Извитость нитей
Извитые
Прямые
Вид обрыва нити
Кисточка с расходящимися извитыми волоконцами
Связанная масса волоконец
Вид ткани
Название
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Вы открыли новое знание. Какой следующий шаг вашей работы?
- Применить новое знание в практической деятельности.
- Где вы можете использовать знания, полученные по материаловедению?
- При раскрое ткани и изготовлении юбки, при уходе за одеждой.
9. Рефлексия деятельности на уроке. (Слайд 34)
- Какую цель ставили на уроке?
- Научиться распознавать ткани из натуральных волокон животного происхождения.
- Как различить по внешнему виду шерстяные и шелковые ткани?
- По свойствам. Надо определить свойства и сравнить с таблицей.
- Теперь такая таблица есть у вас в папке, и вы сможете это сделать самостоятельно.
Вы достигли цели?
- Да.
- Сделайте анализ своей деятельности и ее результатов на уроке.
«Светофор»:
Зеленый – мне все понятно. Я молодец!
Желтый – у меня не все получилось, но я старалась.
Красный – мне надо быть внимательней.
Домашнее задание Составить кроссворд на тему «Материаловедение». Вы можете воспользоваться не только знаниями, полученными на сегодняшнем уроке, но и в прошлом учебном году.
Вот и закончился наш урок, мы познакомились со способами получения натуральных волокон животного происхождения, узнали о свойствах шерсти и шелка. Я надеюсь, что знания, полученные на уроке пригодятся вам в жизни.
Спасибо за урок. До свидания.
15