Сборник игр для организации адаптационного периода первоклассников


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»

Сборник игр для организации адаптационного периода первоклассников
И
944880144145
Камышлов, 2015
Сборник игр на организацию адаптационного периода первоклассников/ сост. Соловьёва И.И. – Камышлов: ГБОУ СПО «Камышловский педагогический колледж», 2015.
Рецензент: Митрофанова С.В., преподаватель психолого-педагогических дисциплин.
Сборник предназначается для учителей, воспитателей общеобразовательных школ, студентов и преподавателей педагогических колледжей и вузов, так как в нём представлены игры для организации адаптационного периода, которые помогут студентам-практикантам, учителям, педагогам в организации успешной адаптации младших школьников к школе, по предупреждению дезадаптации.
© ГБОУ СПО СО «Камышловский педагогический колледж», 2015.
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Игры на профилактику биологических причин дезадаптации PAGEREF _Toc438399450 \h 7«Тир» PAGEREF _Toc438399451 \h 7«К своим флажкам» PAGEREF _Toc438399453 \h 7«Свеча» PAGEREF _Toc438399454 \h 7«Напряглись-расслабились» PAGEREF _Toc438399455 \h 7«Замок» PAGEREF _Toc438399456 \h 8«Волшебная мельница» PAGEREF _Toc438399457 \h 8«Повтори ритм» PAGEREF _Toc438399458 \h 9«Кулачки» PAGEREF _Toc438399459 \h 9«Колечко» PAGEREF _Toc438399460 \h 10«Взгляд влево вверх» PAGEREF _Toc438399461 \h 10«Горизонтальная восьмёрка» PAGEREF _Toc438399462 \h 10Игры на профилактику социальных причин дезадаптации PAGEREF _Toc438399463 \h 11«Давай-ка познакомимся!» PAGEREF _Toc438399464 \h 11«Откроем сердце другу» PAGEREF _Toc438399465 \h 11«Кто? Где? Когда?» PAGEREF _Toc438399466 \h 11«Теремок» PAGEREF _Toc438399467 \h 11«Угадай мое имя» PAGEREF _Toc438399468 \h 12«Поздороваться носами» PAGEREF _Toc438399469 \h 12«Салки – обнималки» PAGEREF _Toc438399470 \h 12«Бесконечное кольцо» PAGEREF _Toc438399471 \h 12«Ветер дует в сторону…» PAGEREF _Toc438399472 \h 13Дотронуться до одежды …цвета» PAGEREF _Toc438399473 \h 13«Это — Я» PAGEREF _Toc438399474 \h 13«Постройтесь по росту!» PAGEREF _Toc438399475 \h 13Игры на профилактику психологических причин дезадаптации PAGEREF _Toc438399476 \h 15«Говори наоборот» PAGEREF _Toc438399477 \h 15«Исключи лишнее» PAGEREF _Toc438399480 \h 15 HYPERLINK \l "_Toc438399503" «Найди различия» PAGEREF _Toc438399503 \h 16
«Повтори-ка» PAGEREF _Toc438399504 \h 16«Назови одним словом» PAGEREF _Toc438399505 \h 17«Съедобное - несъедобное» PAGEREF _Toc438399506 \h 17«Близнецы» PAGEREF _Toc438399507 \h 17«Отгадай чей голосок» PAGEREF _Toc438399508 \h 18«Что в свертке» PAGEREF _Toc438399509 \h 19«Это мой нос» PAGEREF _Toc438399510 \h 19«Фрукты» PAGEREF _Toc438399511 \h 19«Узелки» PAGEREF _Toc438399512 \h 19«Ха-ха-ха» PAGEREF _Toc438399513 \h 20Список литературы: PAGEREF _Toc438399514 \h 21
Пояснительная записка
Для успешного обучения младших школьников необходимо учитывать особенности их адаптации к школьной среде. Начало обучения в школе – один из значимых моментов в жизни человека. Это важное событие для ребенка, но оно не менее важно и для учителей. Особенности адаптации ребенка к школе во многом зависят от поведения учителя, и в его силах сделать так, чтобы этот процесс прошел для него наиболее безболезненно.
Согласно письму министерства Российской Федерации «Рекомендации» по организации обучения первоклассников в адаптационный период» от 20 апреля 2001 года N 408/13-13: «Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования».
Целью данного сборника является обобщение и систематизация игр для организации адаптационного периода первоклассников.
В данном сборнике представлены игры:
на профилактику биологических причин дезадаптации;
на профилактику социальных причин дезадаптации;
на профилактику психологических причин дезадаптации.
Данная логика игр обусловлена причинообусловленностью дезадаптации по Г. Ф. Кумарина.
В первом разделе представлены игры релаксационной направленности: на снятия напряжения рук, ног, зрительных анализаторов и т.д.
Во втором разделе представлены игры на знакомство, сплочение, развитие межличностных отношений.
В третьем разделе представлены игры на развитие мыслительных процессов (мышление, внимание, память, восприятие, воображение) и мыслительных операций (сравнение, обобщение). Детская игра - сфера активного обогащения личности, поскольку представляет свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений, обеспечивает деятельностью, развивающей неограниченные возможности детей, их таланты в наиболее целесообразном применении.
Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам.

113601567945
Игры на профилактику биологических причин дезадаптации«Тир»Цель: развитие точности, быстроты движения, глазомераМишени могут располагаться на разных концах листа и на разном расстоянии друг от друга. Карандашная линия , изображающая полет пули , обязательно должна быть прямой. Можно попасть близко от цели, но лучше - в центр.
«К своим флажкам»Цель: ориентироваться в пространстве, взаимодействовать в коллективе.
Играющие делятся на 3-4 группы. Группы становятся в кружки. В центре каждого круга находится игрок с цветным флажком в вытянутой в вверх руке. По первому сигналу учителя все ученики, кроме игроков с флажками разбегаются по площадке. По второму сигналу разбежавшиеся игроки останавливаются, приседают и закрывают глаза, а игроки с флажками по указанию учителя переходят на другое место. После слов учителя: “ К своим флажкам!”- играющие открывают глаза и бегут к флажку своего цвета, чтобы первыми построиться в круг. Группа, построившиеся первой, выигрывает.
«Свеча» Цель: снятие физического напряжения, путём дыхательной гимнастики.
Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
«Напряглись-расслабились»Цель: снятие телесного напряжения.
В положении стоя или сидя ребенку предлагается напрячь все тело как можно сильнее, через несколько секунд напряжение сбросить, расслабиться. Проделать то же самое с каждой частью тела (педагог называет поочередно части тела, останавливаясь на каждом сегменте в отдельности — правая рука, шея, спина, живот, поясница, правая нога и т.д.).
«Замок»Цель: расслабление рук
Сложить руки в «замок» и тянуть их:
1) вверх, вниз, в стороны; прогнуться назад и потянуться руками вверх; руки за спиной в замке тянуть вверх;
2) взять правой рукой левый локоть и тянуть его вправо, то же левой рукой;
3) зацепиться пальцами рук друг за друга и тянуть руки в разные стороны, то же — по одной паре пальцев.
«Волшебная мельница»Цель: снятие напряжения плечевого сустава и кистей рук.
Ребенок представляет, что его руки — это лопасти волшебной мельницы, которые могут, складываясь и распрямляясь, вращаться в разные стороны.
Все внимание — на ощущениях в разминаемых суставах.
1) Вращать прямую правую (левую) руку в плечевом суставе вперед, назад, направо, налево; обе руки в одном и противоположных направлениях (правая — вперед, левая — назад); поставить кисти к плечам и совершать такие же круговые движения;
2) вытянуть прямые руки в стороны, согнуть их в локтях и свободно раскачивать предплечья, затем вращать их по кругу; аналогично предыдущему — вращение рук в локтевых суставах (при этом плечи и кисти неподвижны);
3) вращать руки в лучезапястном суставе (руки вытянуты вперед, локти слегка согнуты, плечи и предплечья неподвижны).
«Повтори ритм»Цель: настраивание организма на общий ритм деятельности.
Педагог задает ритм, отстукивая его одной рукой, например, «2–2–3» (в начале освоения дается зрительное подкрепление — ребенок видит руки педагога).
Затем происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, с закрытыми глазами):— ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно (хлопки или удары по столу), комбинированно (например, «2» – правой рукой, «2» – левой рукой, «3» – одновременно двумя руками);
— ребенку предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами: сначала отмашка всей ногой, затем движения только стопой; прыжки на одной, двух ногах.
«Кулачки»Цель: психомышечная тренировка с фиксацией внимания дыхании; напряжение и расслабление мышц рук.
Сомкните пальцы в кулачок (руки лежат на коленях) покрепче, чтобы косточки даже побелели. Вот так, хорошо! Сильно-сильно! Да, не очень-то приятно. Руки устали. Распрямите кулачки, медленно. Вот пальцы и расслабились. Ладоши потеплели, отдыхают, им легко, приятно. (3 раза)
А теперь сделайте вдох-выдох, вдох-выдох
Руки на коленях, кулачки зажаты.
Крепче с напряженьем пальчики прижаты.
Большой палец прижимаем к остальным.
Пальчики сильнее сжимаем-
Опускаем, разминаем.
(легко приподнимает и роняет расслабленную кисть каждый ребенок.)
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают наши пальчики!
«Колечко»Цель: развитие мелкой моторики.
Поочерёдно перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и (последовательно) указательный, средний, безымянный и мизинец. (Упражнения нужно выполнять, начиная с указательного пальца, и в обратном порядке – от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем, обеими руками вместе.)«Взгляд влево вверх»Цель: снятие зрительного напряжения
Правой рукой зафиксируйте голову за подбородок. Возьмите в левую руку карандаш или ручку и вытяните её в сторону вверх под углом 45 ͦ  так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинайте делать упражнение в течении 7 секунд. Смотрите на карандаш в левой руке, затем меняйте взгляд на «прямо перед собой» (7 сек). (Упражнение выполняется 3 раза. Затем карандаш нужно взять в правую руку и упражнение повторить.)«Горизонтальная восьмёрка» Цель: снятие зрительного напряжения
237490815975Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставив большой палец вытянутым. Нарисуйте в воздухе горизонтальную восьмёрку как можно большего размера. Рисовать начинайте с центра и следите глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы.
Игры на профилактику социальных причин дезадаптации«Давай-ка познакомимся!»Цель:  объединение коллектива, преодоление барьера между детьми, привитие навыков общения.
Дети становятся в круг. Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи...», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, потом он бросает мяч другому игроку, при этом снова произносятся слова: «Как зовут тебя, скажи...» — и так далее.
«Откроем сердце другу»Цель:  познакомиться с детьми, познакомить их между собой.
Каждый игрок получает жетон в форме сердечка, на котором он пишет имя. Ведущий идет со шляпой по кругу. Игроки громко называют свое имя и опускают сердечки в шляпу. После этого ведущий второй раз проходит по кругу. Теперь задача игроков — достать из шляпы одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать хозяину.
«Кто? Где? Когда?»Цель: познакомить детей при расположении их по каким-либо признакам.
Игроки становятся в круг. По сигналу ведущего дети перестраиваются так, чтобы они располагались:
в алфавитном порядке;
по месяцам рождения;
по знакам зодиака;
по увлечениям.
«Теремок»Цель: создавать условия для знакомства детей в ходе театрализованной игры.
К ведущему подходит первый игрок и спрашивает:
— Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
— Я ... (называет свое имя). А ты кто?
— Я ... (называет свое имя). К ним подходит второй игрок, и диалог повторяется.
«Угадай мое имя»Цель: познакомить детей путем разгадывания имён друг друга.
Вместо представления игрок дает остальным детям подсказки:
мое имя начинается на букву «О»;
мое имя заканчивается на букву «А»;
мое имя состоит из шести букв и др.
Все остальные должны отгадать, какое это имя.
«Поздороваться носами»Цель: преодолеть барьер между детьми, познакомить их путем невербального общения.
За 1 минуту поздороваться с как можно большим количеством человек. Здороваться можно руками, носами, коленками, губками и т.д.
«Салки – обнималки»Цель: разрядка, взаимовыручка, «спасающий физический контакт».
Игра типа салок, но с одним новым правилом: нельзя салить тех, кто стоит, крепко обнявшись. Но так стоять можно не более 7 секунд.
«Бесконечное кольцо»Цель:  сплочение команды, выбор верной тактики действий, развитие командного мышления.
Группа встает в круг и берется за руки. На руке у ведущего висит веревочное кольцо. Не разрывая рук все должны пролезть сквозь него (по кругу) и вернуть кольцо обратно. Второе кольцо можно пустить в другую сторону.
«Ветер дует в сторону…»Цель: познакомить детей с помощью распределения их по каком-либо признакам.
Играющие становятся в круг. Ведущий говорит: "Ветер дует в сторону… " (пр. того у кого есть брат) - те играющие, к которым относится высказывание ведущего (те у кого есть братья) - должны встать в круг.
Дотронуться до одежды …цвета»Цель: развитие чувства сплоченности.
Играющие должны дотронуться до одежды (своей или чужой) того цвета, которого скажет ведущий. Ведущий должен успеть осалить кого-нибудь, кто не успел дотронуться. Осаленный становиться водящим.
«Это — Я»Цель: создание положительного эмоционального фона у детей группы и чувства принадлежности к группе.
Игроки становятся в круг. Ведущий, стоящий в центре, называет два имени (одно — женское, другое — мужское). Игроки, чьи имена назвали, кричат: «Это — Я!», и меняются местами. Задача ведущего — занять освободившееся место. Тот, кто не успел занять свободное место, становится ведущим. Если среди играющих есть только один человек с одним из двух названных имен, то он кричит:
«Это — Я», и остается на месте.
«Постройтесь по росту!»Цель: преодоление барьеров в общении между детьми и их раскрепощение.
Участники становятся плотным кругом, закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться с закрытыми глазами по росту. После того как все участники найдут свое место, дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание ( как себя чувствовали участники) или нет.
Примечание: эта игра имеет несколько вариаций. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных — естественно, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т. д. 
33782042545
Игры на профилактику психологических причин дезадаптации«Говори наоборот»Цель: развитие  мышления, воображения.Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.«Исключи лишнее»Цель:  развитие  мышления
Инструкция: выберите из 3 слов одно лишнее.Цвет:апельсин, киви, хурмацыплёнок, лимон, василёкогурец, морковь, травасахар, пшеница, вата.Форма:телевизор, книга, колесокосынка, арбуз, палатка.Величина:бегемот, муравей, слондом, карандаш, ложка.Материал:банка, кастрюля, стаканальбом, тетрадь, ручкаВкус:конфета, картошка, вареньеторт, селёдка, мороженоеВес:вата, гиря, штангамясорубка, перышко, гантели«Найди различия»Цель: развитие мышления, логики,  внимания.
Предложите ребенку внимательно рассмотреть картинки и найти отличия между ними
205740-2540«Повтори-ка»Цель: развитие у детей памяти и внимательности.
Выбирается тема игры, например «Дикие животные». Один из играющих называет какого-либо зверя, допустим льва.
Второй повторяет «лев» и от себя прибавляет название другого животного «тигр». Третий игрок — лев, тигр, и прибавляет «носорог» и т. д.
Тот, кто не сможет повторить всех животных или перепутает их порядок — выбывает из игры.
Примечание. По желанию играющих слова можно подбирать на любые темы, например: домашние животные, птицы, цветы, города и т. д.
«Назови одним словом»Цель: развитие мыслительной операции – обобщение.
Взрослый называет несколько слов, ребенок подбирает обобщающее слово. Например:
-автобус, мотоцикл, велосипед…
-крыжовник, смородина, клубника…
-скрипка, пианино, баян…
-топор, пила, клещи…
-шарф, шапка, рукавицы…
«Съедобное - несъедобное»Цель: развитие внимания, реакции, сообразительности и ловкости.
Играющие встают в шеренгу либо в круг. Ведущий подходит по очереди к каждому игроку и с определенного расстояния кидает ему в руки мяч, одновременно произнося какое-либо слово. Если это слово относится к разряду «съедобное» (фрукты, овощи, названия блюд), игрок должен поймать мяч. В противном случае - отбить его. Если игрок ошибается и ловит мяч на слове «валенки» например, это вызывает неописуемый восторг и остальных участников, которые по-доброму смеются над товарищем.
«Близнецы»Цель: развитие внимания, реакции, сообразительности.
Учащиеся встают и выходят из-за парт. Они кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По сигналу ведущего они выполняют следующие команды:
– присесть;
– встать;
– встать на цыпочки;
– наклониться влево;
– наклониться вправо;
– прогнуться назад;
– простоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене;
– простоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене.
Ребята должны выполнять команды слаженно и тихо.
«Отгадай чей голосок»Цель: развитие внимания, слуховой памяти, реакции, воображения.
Все играющие образуют круг, а один из них становится в центре и закрывает глаза.
Дети, держась за руки, идут по кругу вправо (влево) и произносят:
Вот построились мы вкруг,
Повернулись разом вдруг.
На эти последние слова все отпускают руки и поворачиваются на 360 градусов, продолжают движение в том же направлении.
А как скажем:
Скок, скок, скок,
Отгадай, чей голосок.
Слова «скок, скок, скок» говорит один, которого заранее выбрали.  Стоящий в центре открывает глаза и старается отгадать, кто произнес слова «скок, сок, скок». Если водящий отгадал, тот идет в середину. Если водящий не угадает, он продолжает водить – стоять в середине круга.
«Что в свертке»Цель: развитие восприятия.
Для участия в игре дети разбиваются на две команды. К игре команды должны заранее подготовиться. Члены обеих команд должны принести из дома 5-6 предметов необычной формы, завернутые в бумагу, чтобы трудно было догадаться, что в сверстке. Ощупывают каждый предмет все члены команды. За правильно названный неразвернутый предмет каждой команде дается фишка.
«Это мой нос»Цель: развитие у детей внимания.
Что вы ответите человек, который указывает на свой локоть и говорит: «Это мой нос?». Ну, вы можете показать на свою голову и сказать: «Это мой локоть?», тогда он, возможно, покажет мне свою ступню и скажет: «Это моя голова». Задача как можно дольше продержаться и не запутаться.
«Фрукты»Цель: развитие памяти, внимания, творческого мышления.
Группа встает в круг. Каждый выбирает себе название фрукта на первую букву своего имени. Предлагается обмен фразами типа «Яблоко любит апельсин». После этого «апельсин» должен назвать новую пару. Если этого не происходит и ведущий успевает коснуться «апельсина», то они меняются местами. 
«Узелки»Цель: развитие командного чувства, логического мышления.
Группа встает в круг и вытягивает руки в центр. После случайного сцепления рук, группе предлагается развернуться в круг так, чтобы рядом стояли люди со сцепленными руками. 
«Ха-ха-ха»Цель: развитие внимания, памяти, умения сдерживать свои эмоции.
Задача игроков состоит в том, чтобы не засмеяться. Играющие садятся или становятся в круг и один из участников произносит как можно серьезнее: «Ха!». Следующий говорит: «Ха-ха!». Третий: «Ха-ха-ха!» и так далее. Тот кто произнесет неправильное количество «Ха!» или засмеется – становится зрителем. Зрители могут смешить остальных участников игры.
Игра заканчивается тогда, когда засмеется последний участник игры.1270922655

Список литературы:Методическая разработка по психологии на тему:  «Сборник упражнений для развития восприятия младших школьников» - http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2012/04/10/sbornik-uprazhneniy-dlya-razvitiya-vospriyatiya-mladshikh
Игры на развитие мелкой моторики, внимания, координации движений, артикуляции - http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/12/18/igry-na-razvitie-melkoy-motoriki-na-razvitie-vnimaniya
Игры для развития внимания, памяти и мышления - http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2012/04/23/igry-dlya-razvitiya-vnimaniya-pamyati-i-myshleniya
Комплекс упражнений для снятия психоэмоционального напряжения - http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/09/14/kompleks-uprazhneniy-dlya-snyatiya-psikhoemotsionalnogo-napryazheniya
Комплекс упражнений для снятия физического напряжения и усталости на уроках - http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/09/25/kompleks-uprazhneniy-dlya-snyatiya
1612900107315