Внедрение информационных технологий на уроках в начальной школе
М.В.Толмачева, Н.В. Головина, Е.Н. Линникова,
КГУ «Средняя общеобразовательная школа №9»
ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В начальной школе невозможно провести урок без наглядности. Раньше это были различные плакаты, картинки, иллюстрации и многое другое. В настоящее время с применением наглядности проблем не возникает – на помощь пришёл компьютер. Урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии, вызывает у детей эмоциональный отклик. Экран притягивает внимание, которого трудно добиться при фронтальной работе с классом.
Информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. Технология проведения уроков с использованием современных технических средств и новых информационных технологий тренирует и активизирует память, наблюдательность, сообразительность, концентрирует внимание учащихся, заставляет их по-другому оценить предлагаемую информацию. Компьютер на уроке значительно расширяет возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации. А это в сою очередь позволяет усиливать мотивацию учащихся к учебе.
Изготовление презентаций – это творчество учителя, позволяющее ему наиболее полно и ярко донести до детей необходимую информацию, это способ самовыражения учителя. Презентации повышают интерес к предмету, развивают умственную активность и активизирует познавательную деятельность учащихся. Ребёнок не только воспринимает информацию, но и запоминает, когда видит на экране. «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать» гласит пословица.
Для проведения уроков литературного чтения нашими учителями часто используются презентации, созданные при помощи программы Microsoft Power Point. При создании презентаций преподаватели стараются использовать материал не только в текстовой форме, но и в форматах видео, аудио. Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их содержание аудио средства. Записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений обучают выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.
Для проведения уроков русского языка и математики используются слайды, содержащие схемы и таблицы, которые помогают рационально использовать учебное время урока при их заполнении и осваивать детьми программный материал. Кроме того, учителя систематически используют на уроках учебные и игровые программы, интерактивные тренажеры, а также Интернет - ресурсы. Причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы на уроке.
В последние годы широкое распространение в школах получил так называемый метод проектов. Приобщение учащихся к научно-исследовательской поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе. Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. Он разрабатывается по инициативе учащихся, но тема может быть предложена учителем.
Часть учеников начальной школы имеют определённый навык работы на ПК, и учителя стремятся к тому, чтобы эти навыки дети использовали в качестве инструмента для решения учебных задач, создания собственных проектов. Обучающиеся готовят сообщения к урокам окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства пользуясь ресурсами Интернета. Ученики самостоятельно создают мини - проекты с презентациями. В них содержатся фотографии, иллюстрации, портретная галерея знаменитых людей, рисунки и текстовый материал.
Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя содержание собственной презентации. После просмотра ученики задают уточняющие вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и использованию эффектов анимации. Это помогает ребятам не только усвоить материал урока, но и научиться разрабатывать простейшие мультимедийные продукты.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств. Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:
- делает обучение более эффективным;
- способствует индивидуализации обучения;
- повышает мотивацию обучения;
- активизирует познавательную деятельность учащихся.
Будущее формируется в школе. Сегодняшние ученики должны быть готовыми успешно интегрироваться в общество. Решать эту задачу помогает массовое внедрение информационных компьютерных технологий в образовательный процесс. Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.
15