Мастер-класс на тему Использование ИКТ в управлении проектной деятельностью учащихся младших классов


Использование ИКТ в управлении проектной деятельностью
учащихся младших классов
Слайд: Мел и доска – наши главные инструменты,
но хочется большего
Добрый день, уважаемые коллеги.
На экране представлены слова:
Слайд:
Интеллигентный
Пассивный
Равнодушный
Обидчивый
Коммуникабельный
Терпеливый
Ехидный
Капризный
Трусливый
Предлагаю Вам выбрать те, которые нельзя отнести к профессиональным качествам педагога.
Из первых букв составьте слово (проект). Из оставшихся также соберите из первых букв еще одно слово (ИКТ)
- Предположите, о чем пойдет речь в моем выступлении
Слайд:
Использование ИКТ в управлении проектной деятельностью учащихся младших классов
Введение современных информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта.
ИКТ (информационные коммуникационные технологии) – это:
Слайд:
Сеть Интернет.
Программные средства: MS Power Point.
Персональные компьютеры.
Мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска.
Электронные учебные пособия.
Диски
Мультимедийные презентации
Фонотека
Цифровые энциклопедии
Документ – камеры.
Главной целью внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс должно стать появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды.
Особую роль играет  проектно-исследовательская деятельность. Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.
Что такое проект?
Слайд
Проект – (от латинского projectus — «брошенный вперёд») — это мысленное прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого действия.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать структуру работы. Участниками разработки проектов являются как учащиеся и учителя, так и родители.
- Определите, пожалуйста, что такое проект для каждого из участников (Ученик, учитель, родитель)
Слайд:
Что такое проект для ученика:
Что такое проект для учителя:
Что такое проект для родителей?
Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект — это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся
Проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация.
Поддержание мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности, помощь советом, информацией, проявление заинтересованности
Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Сегодня школа - первый опыт ребёнка в образовательной системе - место пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс.
Применение ИКТ в проектной деятельности поможет учащимся освоить новые способы работы с источниками информации, формировать основы информационной культуры. В результате самостоятельной работы у учащихся возрастает мотивация к изучению школьных предметов. Информационные технологии выступают при этом средством:
- поиска дополнительной информации по различным учебным предметам;
- представления учебной информации, контроля и диагностики;
- организации деятельности учащихся (индивидуальная и групповая работа на персональном компьютере, с использованием локальных сетей, с применением современных телекоммуникаций);
- использования технологий, направленных на развитие личности учащегося
Информационно-коммуникационные технологии играют огромную роль на всех этапах проектно-исследовательской деятельности. В ходе разработки и реализации проекта ученики проводят огромную поисково-исследовательскую работу, используя большое количество источников информации. Неоценимую помощь в этом оказывает сеть Интернет. Желательно предварительно вместе с учащимися составлять каталог информационных ресурсов по интересующим вопросам, что позволит быстро осуществить поиск необходимых сведений.
Слайд:
nation.geoman.ru - Народы мира
animal.geoman.ru - Животные
bird.geoman.ru - Птицы
invertebrates.geoman.ru - Насекомые
fish.geoman.ru - Рыбы
plant.geoman.ru – Растения
forest.geoman.ru - Лесная энциклопедия
http://viki.rdf.ru/ - Детские электронные книги и презентации
http://vkids.km.ru - Сайт для детей и родителей «Virtual Kids».
http://skazochki.narod.ru - Сайт «Детский мир». Детские песни, мультфильмы, сказки, загадки и др.
http://www.kinder.ru - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов.
Слайд:
Электронные учебные пособия для создания проектов
Слайд:
Коллекция ЦОР для создания проектов(1)
Слайд:
Коллекция ЦОР для создания проектов(2)
Как и любая другая, проектная деятельность имеет свои этапы, цели и задачи.
- Предлагаю Вам расставить этапы по-порядку:
Слайд:
Этапы проектной деятельности:
Планирование деятельности.
Осуществление деятельности по решению проблемы.
Погружение в проект.Презентация результатов
Оформление результатов. 1. Погружение в проект.2. Планирование деятельности.3. Осуществление деятельности по решению проблемы.4. Оформление результатов.5. Презентация результатов
Завершающий этап заключается в создании компьютерной презентации, оформлении работы и подготовки к её защите. Работа над презентацией, её публичное представление и защита положительно влияют на развитие у детей навыков общения и публичного выступления. Красиво и в соответствии со всеми требованиям оформить работу позволяет текстовый редактор MSWord. Учащиеся приобретают навыки установки параметров страницы, вставки в текст различных объектов, создания ссылок и т.д.
Проектные работы, которые могут иметь место в начальной школе:
Слайд:
Слайд – презентация
Электронные экскурсии
Издательское дело (электронная газета)
Электронное портфолио (личное и класса)
Интерактивные тесты
Сайт класса
Объявления, буклеты, листовки
Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
С чего мы начинаем проект? Назовем несколько принципиальных положений, которых придерживаемся. Для начала – идея. Она должна быть значимой в исследовательском, творческом плане. Тема проекта формулируется естественным для детей языком. Для мотивации учащихся стараемся задавать такие вопросы, в которых заложены проблемы, вызывающие у них наибольший интеллектуальный интерес и эмоциональный отклик. Например, в первом классе актуальна тема «Моя семья». Для этого нами обозначается проблема: мы не знакомы – необходимо познакомиться.
Слайд:
(фото проектных работ из ТПО по окружающему миру)
Результаты выполненных работ должны быть материальны и должны иметь практическую и познавательную значимость – это важно! Если решаемой задаче придается какой-то практический характер, (например, мы будем создавать на компьютере пособия по предмету или издавать книгу, то мотивация деятельности оказывается особенно сильной).
У учащихся есть возможность приобрести навыки работы на компьютере, научиться работать с различными видами информации и постичь основы проектно-творческой деятельности на основе программы ПервоЛого.
Слайд
ПервоЛого – это универсальная учебная компьютерная среда на базе языка Лого для дошкольников и начального школьного образования. Её целью является развитие у детей логического и алгоритмического мышления, творческих способностей, художественных возможностей.
Одним из главных методов изучения материала является самостоятельное выполнение практических заданий на компьютере.Это могут быть и очень простые проекты, состоящие из картинки и текста или звука, и весьма сложные - включающие в себя различные запрограммированные объекты, роль которых исполняет, традиционная для Лого черепашка.
Программа позволяет осуществить проектный подход к занятиям, а также объединить на одном уроке различные школьные дисциплины: рисование, музыку, математику, окружающий мир, литературное чтение, русский язык.
Занятия с помощью данной творческой среды представляют собой увлекательную игру, которая обучает работать с графикой, текстовым редактором, элементарной мультипликацией. Обучение азам языка программирования происходит неформально, в ходе создания маленьких творческих работ. Базовый словарь занятий с компьютером похож на словарь уроков предметно-практического обучения: открой-закрой, возьми-положи, нарисуй столько же, раскрась больше, слева, справа и т.д. Отличительной особенностью ПервоЛого является реализация визуального программирования, когда команды языка представлены в виде картинок, щелкая по которым в требуемой последовательности, учащийся создает свои программы.
Таким образом, минимум надписей на экране, наличие меню, окон, красочных пиктограмм, подсказок, акцент на управлении мышью - все эти элементы простого и дружественного интерфейса, способствуют быстрому освоению детьми навыков общения с современным компьютером. Ученики получают мощный инструмент для создания собственных проектов, в том числе мультимедийных презентаций на любую тему.
Слайд:
Вот некоторые примеры заданий, которые можно использовать в программе ПервоЛого на уроках литературного чтения в начальной школе:
№ Вид задания Описание
1. Иллюстрация к произведенииюК любому тексту можно создать альбом Лого с иллюстрациями. Каждый герой будет подвижен, его можно показывать или выбирать из нескольких в нужный момент урока. Ученики могут работать с листом Лого, как с фланелеграфом. (Фланелеграф –  учебное наглядное пособие: доска, обтянутая фланелью, на которую по типу аппликации крепятся вырезанные фигурки).
2. Слайд
Создание обложки для книги Задание похоже на «Иллюстрацию к произведению», но в этом задании кроме иллюстрации (Иллюстрацию ребята рисуют сами, сканируют ее (или фотографируют) заранее, вносят в формы черепашки), учащиеся вписывают автора произведение, название произведения, жанр произведения.

3. Слайд
«Расположи картинки в правильной последовательности развития событий в сказке» Задание направлено на понимание учащимися содержания прочитанного произведения.

(пример задания для 1 класса)
4. Слайд
Составление характеристики героев прочитанного произведения Учащиеся находят изображения героев сказки в поисковой системы интернета.Вставляют эти изображения в формы черепашки
С помощью значка «А» (текст) записывают характеристику каждого героя. Сравнивают героев.

5. Слайд
«Дополни пословицы» В первом столбике дано начало пословицы, во втором – конец пословицы. Методом перетаскивания учащиеся соединяют начало и конец пословиц.

6. «Определи, кто написал данные произведения» С помощью «Новорожденной черепашки» учащиеся вставляют рядом с названием произведения портрет автора.
Портреты авторов заранее были вставлены мною в формы черепашки.

Применение творческой среды ПервоЛого в образовательном процессе позволяет создать условия для формирования личного успеха, стимулирует творчество учащихся и повышает их мотивацию, а простота и доступность современных технологий предоставляют возможность оперировать простыми в использовании компьютерными средствами в проектной деятельности.
Проектная деятельность должна систематически организовываться на уроках. Часть уроков-проектов запланирована в рабочей программе по предмету.
Применение ИКТ в начальных классах не должно сводиться к поиску дополнительной информации по заданной теме, а должно носить поисково-творческий характер, умение создавать новый творческий продукт.Этим требованиям отвечает проектная деятельность школьников, которая усиливает творческие, нравственные, социальные основы личности ребёнка.
Слайд
"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому,и это станет моим навсегда".
Древняя мудрость