Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике Пифагоровы штаны во все стороны равны (1 курс)

Федеральное агентство по образованию
ФГОУ СПО
ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА







Пифагоровы штаны
во все стороны равны


Методическая разработка внеклассного мероприятия






















2007

ОДОБРЕНО
Цикловой комиссией
Математика и общие естественнонаучные дисциплины
Председатель
________Е. Т. Толмачева

СОГЛАСОВАНО
Зам. Директор по воспитательной работе
ФГОУ СПО ЕКТС


_________И. В. Меркульева
УТВЕРЖДАЮ
Зам. Директор по
учебной работе
ФГОУ СПО ЕКТС


________А. С. Горнов







Автор: Башкирцева Г.А., преподаватель дисциплины « Математика» ФГОУ СПО Екатеринбургский колледж транспортного строительства




Рецензент: Баскова Е. М., преподаватель дисциплины «Математика» ФГОУ СПО Екатеринбургский колледж транспортного строительства







В методической разработке представлена методика проведения внеклассного мероприятия по дисциплине «Математика» - КВН. В работе описывается ход вечера, который состоит из пяти конкурсов. Даны подробные представления заданий, вопросов и ответов на них. При использовании этой методической разработки преподавателю предоставляется возможность привлечь внимание студентов к математике, в увлекательной форме расширить их знания.
Методическая разработка предназначена для преподавателей математики, работающих со студентами I курса ОУ СПО. А также форма проведения мероприятия может быть использована и преподавателями других дисциплин. CОДЕРЖАНИЕ

Введение 4
Планирование внеклассного мероприятия 5
Правила игры. Ход мероприятия 6
3.1. Вступительное слово ведущего 7
3.2. Приветствие «Начала» 8
3.3. Разминка «Невероятно, но факт» 9
3.4. Конкурс капитанов «Книга книгой, а мозгами двигай» 10
3.5. Домашнее задание «Юмор в окрестностях математики» 11-14
3.6. Ребус «Неопознанные математические цитаты» 15
3.7. Заключительное слово ведущего 16
Заключение 17
Приложения 18-27
5.1. Приложение 1 18-19
5.2. Приложение 2 20
5.3. Приложение 3 21
5.4. Приложение 4 22
5.5. Приложение 5 23-24
5.6. Приложение 6 25-27
Библиографический список 28
ВВЕДЕНИЕ

Предмет «математика» настолько серьезен, что полезно не упускать случая,
делать его немного
занимательным.
Блез Паскаль

Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Она способствует углублению знаний студентов, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Сознательно и прочно усвоить программу по математике без должного прилежания нельзя. Прилежание же зависит от доброй воли, которая ни принуждением не внушается, ни сама не приходит, а появляется чаще всего вслед за познавательным интересом. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, т. к. цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в формировании умения студентов работать и общаться в коллективе, а также чувства ответственности за порученное дело.
В этом случае дидактическая игра является одним из средств развития познавательного интереса. Но, как и любая игра, она должна отвечать основным правилам:
- Правила должны быть просты. Сложные правила приходится долго разъяснять и растолковывать, в результате теряется интерес;
- Игра должна быть интересна для всех, а для этого она должна быть доступна для всех предполагаемых участников. Доступность игры – это ее соответствие интеллектуальным возможностям студента;
- Задания, содержащиеся в игре, должны быть одинаковыми или равными по содержанию и сложности для всех.
Одной из самых известных и интересных игр является Клуб веселых и находчивых. КВН глубоко педагогичен по своей сути. Участие в его создании и проведении требует большого творчества и социальной отдачи. Практика проведения КВН свидетельствует о том, что в процессе его подготовки втягиваются даже те, кто не претендует на участие в команде.


ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ


Цель мероприятия: в увлекательной форме расширить знания студентов, рассказать интересные факты из истории математики.

Задачи: развивать творческие способности студентов, сообразительность, любознательность, логическое мышление; развивать и укреплять интерес к математике; формировать умение студентов работать и общаться в коллективе (развивать коммуникативные качества), а также чувства ответственности за порученное дело; учить студентов быстро ориентироваться в новых ситуациях, находить правильные и остроумные ответы, быть инициативными.

Предварительная подготовка:

- создание жюри и обеспечение его необходимыми материалами;
- помощь студентам в организации команд, наглядном оформлении и подготовке домашнего задания;
- подбор материала для конкурсов.

Оборудование и наглядные пособия:

- плакаты с высказываниями;
- листы с заданиями;
- карточки с записью состава команды;
- листы с критериями и системой оценивания;
- сводная таблица оценок для работы жюри;

Оформление:

- тема игры;
- цитаты о математике;
- названия конкурсов.
ПРАВИЛА ИГРЫ

1.Участвуют 3 команды по 5- 6 человек.

2. Порядок выступления определяется по жребию в начале игры.

3. Победителей каждого конкурса определяет жюри по пятибалльной системе.

4. Игра оценивается по следующим критериям:

- чувство юмора и связь с математикой;
- остроумие и находчивость;
- оригинальность и форма выступлений;
- соответствие темам конкурсов;
- умение слушать выступления участников из других команд;

5. Жюри должно обращать внимание соревнующихся на излишнее подтрунивание соперников, на проявленное зубоскальство, шутки сомнительного характера.

6. За нарушение дисциплины снимаются баллы.


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1) Организационный момент. Вступительное слово ведущего.

2) Игра: - приветствие команд «Начала»
- разминка «Невероятно - но факт»
- конкурс капитанов «Книга книгой, а мозгами двигай»
- домашнее задание «Юмор в окрестностях математики»
- заключительный конкурс «Неопознанные математические цитаты»

3) Подведение итогов, заключительное слово ведущего.


ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВЕДУЩЕГО

Ведущий: - Здравствуйте, уважаемое жюри и самые веселые и находчивые студенты!

Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто еще не знает,
Что может любить математику,
Математический КВН посвящается!

- Сегодня в игре принимают участие не только студенты «сильные» в математике, но и те у кого больший интерес вызывают гуманитарные дисциплины. Но не смотря на это все участники будут находиться в равных условиях.
- Поэтому тема нашего КВНа «Пифагоровы штаны во все стороны равны».

- Цель игры очевидна: показать, что математика вовсе не такая «сухая» наука, иногда и в ней проскальзывает озорная улыбка. Ею интересовались не только «чистые» математики, но и люди других профессий.

- Представляю вам жюри сегодняшних соревнований, в которое вошли люди высокоинтеллектуальные, умные и образованные (представление жюри).

ПРИВЕТСТВИЕ «НАЧАЛА»

Приветствие – это визитная карточка команды. В нем участники рассказывают о себе, своем спонсоре, приветствуют команду соперников, жюри, излагают позицию к происходящему, демонстрируют свое чувство юмора, задают тон игре.

- В
·
·
· веке до н.э. жил выдающийся древнегреческий математик. До сих пор его сочинение по геометрии изучают в школе, а называлось оно «Начала». И наш первый конкурс – приветствие будет называться «Начала»

- Каждый в своей жизни делает какие-то открытия. Я надеюсь, сегодня мир математики откроется для некоторых с другой стороны.
(Выступление команд)

Примечание: Варианты названий команд.
1) Матемамонты;
2) Геродотики;
3) Кандидаты околоматематических наук;
4) Фанаты дифференциального исчисления;
5) Интеграл – чемпион;
6) Спотыкаэдр;
7) Жертвы производной;
8) Семейство плоских кривых;
9) Шесть пифагорят.

(Жюри подводит итоги первого конкурса)
РАЗМИНКА «НЕВЕРОЯТНО - НО ФАКТ»

Разминка – начало соревнования, задающее тон дальнейшему действию. Ее темп определяет темп всего вечера. Она должна быть быстротечной и парадоксальной как по характеру вопросов, так и ответов. Разминка состоит из пяти вопросов, заданных командами друг другу и ответов на них. На подготовку ответов дается всего 30 секунд. Желательно, пока команды обдумывают ответы, чтобы звучали часы или стук метронома, чем будет подчеркнуто напряжение, будет заполнена возникшая пауза. Важно, чтобы вопросы гарантировали возможность импровизации.

- В математике много удивительного. Ею занимались и занимаются люди разных профессий. Например, русский писатель А.С. Грибоедов окончил физико-математический факультет университета. И наоборот, многие математики были поэтами.

- Вот, как сами математики шутят по этому поводу:
Однажды известного математика Д. Гильберта спросили о судьбе одного из его учеников, подававшего когда-то больше надежды. «А, тот, -вспоминал Гильберт. – Он стал поэтом. Для занятий математикой у него слишком мало воображения».

- Проверим, а как с воображением у наших участников. Второй конкурс – разминка «Невероятно – но факт»
( Каждая команда задает по одному вопросу)

Примечание: Варианты вопросов и ответы на них:
1) Невероятно – но факт, на ноль делить нельзя
(ведь если ты пустое место, кто с тобой будет делиться);
2) Невероятно – но факт, 5 угольный квадрат существует
(он был обнаружен в районе Белоярской атомной станции, а еще 4 угольный треугольник и 3 угольный круг).

(Жюри оценивает команды и подводит итоги двух конкурсов)
КОНКУРС КАПИТАНОВ «КНИГА КНИГОЙ, А МОЗГАМИ ДВИГАЙ»

Конкурс капитанов – это дуэль в остроумии и находчивости капитанов команд. Здесь многое зависит от личности капитана и требует от него универсальных способностей, быстрой реакции, умения сосредоточиться, и, обязательно, чувство юмора. Этот конкурс может быть построен как ответы на вопросы или как беседа на заданную тему.

- Пусть ты не станешь Пифагором
Каким хотел бы, может быть,
Но коль являешься студентом
Обязан математику учить!

- Третий конкурс - конкурс капитанов « Книга книгой, а мозгами двигай»

Первое задание: Крыша дома несимметрична: левый скат составляет с горизонталью 60о, а правый 70о. Если на гребень крыши петух откладывает яйцо, в какую сторону оно покатится?

Второе задание: Три кошки за три минуты ловят трех мышей! Сколько нужно кошек, чтобы за 100 минут поймать 100 мышей? (правильный ответ 3).

Третье задание: « Не собьюсь!»
Капитанам предлагается сосчитать от 1 до 50, называя числа по очереди: один, два, а вот вместо чисел заканчивающихся на «три» или делящихся на «три», придется говорить фразу «не собьюсь».

Конкурс проходит в быстрой форме. Кто сбивается или долго думает не получает баллы.

Например: 1, 2, не собьюсь, 4, 5, не собьюсь, 7, 8, не собьюсь, 10, 11, не собьюсь, не собьюсь, 14, не собьюсь,16,17 и т. д.

(Жюри оценивает капитанов и подводит итоги трех конкурсов)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «ЮМОР В ОКРЕСТНОСТЯХ МАТЕМАТИКИ»

Домашнее задание – один из центральных элементов встречи. В нем в наибольшей степени проявляется творческий потенциал команды, ее артистичность, мастерство, импровизация. Он показывает степень подготовленности команды к мероприятию, т. к. подразумевает предварительную подготовку. Это маленькое, длительностью около 10 минут, представление. Оно должно отвечать теме и проходить в едином непрерывном темпе. Вялость действий, паузы, затянутость – недопустимы. Здесь с помощью гротеска тема доводится до максимальной выразительности.

- Жизнь - не шутка. Но от шутки откажись, и безжизненной тотчас же станет жизнь. (Ф. Носков)

- Четвертый конкурс - домашнее задание «Юмор в окрестностях математики».

- Предварительно, командам было выдано задание. Сейчас в течение 3-10 минут они должны выступить, а жюри оценить их актерский талант.
(проходят выступления команд)


«Треугольник и квадрат»:

Жили – были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный
Стал расспрашивать квадрат:
«Почему ты злишься, брат?»
Тот кричит ему: «Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!»
Но квадрат ответил: «Брат!
Я же старше, я квадрат».
И сказал еще нежнее:
«Неизвестно, кто нужней!»
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя сказал: «Приятных
Я тебе желаю снов. Спать
Ложился – был квадратом,
А проснешься без углов!»
Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет квадрата.
Онемел Стоял без слов
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!

«Экзамен по математике»:

За столом сидит экзаменатор (Э). Заходит ученик (У) и садится к экзаменатору.

Э: - Извлекать корни умеешь?

У: - Да, конечно. Нужно потянуть за стебель растения посильнее, и корень его извлечется из почвы.

Э: - Нет, я имел в виду другой корень, например, из девяти.

У: - Это будет «девя», так как в слове «девять» суффиксом является «ть».

Э: - Вы меня не совсем поняли, я имел в виду корень квадратный.

У: - Квадратных корней не бывает. Они бывают мочковатые и стержневые.

Э: - Арифметический квадратный корень из девяти извлекать умеешь?

У: - Ну, конечно! Это три, так как три в квадрате равно девяти.

Э: - Наконец-то, теперь реши задачу: Рыбак в первый день поймал 1 кг рыбы. Во второй день в два раза больше, чем в первый, а в третий день вдвое больше, чем во второй. Сколько всего килограммов рыбы поймал рыбак?

У: - (без запинки) Эта задача решается алгебраически! Значит, в первый день 1кг рыбы поймал рыбак? И во второй день вдвое больше поймал тоже рыбак? А в третий день – тоже рыбак?

Э: - Ну, да!?

У: - Тогда все понятно, нужно обозначить рыбака через Х!
Басня «Ученый кот»:

У кошки маленький котеночек подрос.
Как дальше быть? - возник вопрос.
Ловить мышей – такая штука,
Что тут нужна теперь наука.
Решила мать, что впору
Послать котенка в школу.
И вот за партой в классе
Сидит пушистый Вася
С усердием большим, как наказала мать,
Принялся кот науку постигать.
Он изучил до тонкости по темам
Строение мышей (по графикам и схемам).
Их чучела изготовлял из тряпок
В кружке «умелых лапок».
Решал, едва не плача,
Он про бассейн задачу.
( Сколь выльется сметаны,
Когда открыты краны? )
Был в геометрии, как дома,
Знал доказательств остроту.
Тригонометрия знакома
Была прилежному коту.
И через десять лет, науками богат,
Понес наш кот из школы аттестат
В то время из какой-то горки
Мышонок вылезал из норки,
Хоть Васька изучал мышиный род по книгам,
Исконного врага узнал он все же мигом.
Но как схватить?
Нельзя же прыгнуть сразу!
Тут надо применить Научных знаний базу
Вот неизвестного мышонка
За икс он принял очень тонко
Затем в системе CGS
Нашел его удельный вес
13 EMBED Equation.3 1415– скорость, ускоренье – a.
(А брызги сыплются с пера!)
По теореме Пифагора
Он путь нашел довольно скоро;
Привел ответы, глядя в книгу,
К логарифмическому виду;
Вписал последнюю строку
И приготовился к прыжку
Пока ученый кот над уравненьем бился,
Мышонок – неуч в норке скрылся.
Запомните, друзья, соль истины такой:
ТЕОРИЯ МЕРТВА БЕЗ ПРАКТИКИ ЖИВОЙ!


(Жюри оценивает сценический конкурс и оглашает сумму баллов за четыре конкурса)

РЕБУС «НЕОПОЗНАННЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЦИТАТЫ»

Ребус – заключительный элемент игры. Здесь проявляется логическое мышление и сообразительность участников. В ходе проведения конкурса задействованы все члены команды.

- Пятый конкурс: ребус «Неопознанные математические цитаты». Проверим, насколько сообразительны участники команд.

- Жюри в этом конкурсе оценивает быстроту и точность отгадки. За каждым ребусом скрывается цитата о математике, сказанная выдающимся человеком (см. приложение).

Цитаты для ребусов.

Математика – это язык, на котором говорят все точные науки
Н.И. Лобачевский
В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии
Н.Е. Жуковский
Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии
А.С. Пушкин
Дополнительные:
Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит
М.В. Ломоносов
Знание – самое превосходное из владений
Ал-Бируни
Способный к математике изощрен во всех науках в природе
Платон
Математика есть лучшее и даже единственное введение в изучение природы
Д.И. Писарев
(Жюри оценивает пятый конкурс) ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ВЕДУЩЕГО

- Вот и подошла к концу наша встреча. Прежде чем жюри объявит победителей, хочу поблагодарить все команды за участие.

(Объявление победителей, вручение почетных грамот и дипломов (см. приложение)).

- Сегодня мы пытались показать, что и в математике можно посмеяться. Но закончить встречу хочу стихотворением Д. Кедрина

«Задача»

Мальчик жаловался, горько плача:
- В пять вопросов трудная задача!
Мама, я решить ее не в силах,
У меня и пальцы все в чернилах,
И в тетради места больше нету,
И число не сходится с ответом!
- Не печалься! – мама отвечала,-
Отдохни и все начни сначала!
Жизнь поступит с мальчиком иначе:
В тысячу вопросов даст задачу.
Пусть хоть кровью сердце обольется,-
Все равно решать ее придется.
Если скажет он, что силы нету,-
Но ведь жизнь потребует ответа!
Времени она оставит мало,
Чтоб решать задачу ту сначала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

КВН – это игра которая развивает интеллектуальный потенциал, эрудицию, кругозор и несомненно чувство юмора; воспитывает культуру общения, поведения и способность к взаимодействию. Интересная информация и понравившиеся шутки в дальнейшем обсуждаются в группах, чем повышается общий интерес к предмету. Студенты которые по какой-либо причине не участвовали в игре в другой раз проявят большую инициативу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Предмет «математика» настолько серьезен, что полезно не упускать случая, делать его немного занимательным.
Блез Паскаль

Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле.
А.Н. Крылов

Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе.
М.И. Калинин
Человек – это дробь. Числитель – это, сравнительно с другими, достоинства человека, знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства, не во власти человека. Но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, а этим уменьшением приблизиться к совершенству.

Л.Н. Толстой

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

1. Приветствие – это визитная карточка команды. В нем участники демонстрируют свое чувство юмора, задают тон игре.

2. Разминка – начало соревнования, задающее тон дальнейшему действию. Ее темп определяет темп всей игры. Она должна быть быстротечной и парадоксальной как по характеру вопросов, так и ответов. Важно, чтобы вопросы гарантировали возможность импровизации. На подготовку ответов дается всего 30 секунд.

3. Конкурс капитанов – это дуэль в остроумии и находчивости капитанов команд. Здесь многое зависит от личности капитана и требует от него универсальных способностей, быстрой реакции и умения сосредоточиться.

4. Домашнее задание – один из центральных элементов игры. В нем в наибольшей степени проявляется творческий потенциал команды, ее артистичность, мастерство, импровизация. Он показывает степень подготовленности команды к мероприятию, т. к. подразумевает предварительную подготовку. Это маленькое, длительностью не больше 10 минут, представление. Оно должно проходить в едином непрерывном темпе. Вялость действий, паузы, затянутость – недопустимы. Здесь с помощью гротеска тема доводится до максимальной выразительности.

5. Ребус – заключительный элемент игры. Здесь проявляется логическое мышление и сообразительность участников. В ходе проведения конкурса задействованы все члены команды. Жюри в этом конкурсе оценивает быстроту и точность отгадки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Состав команды

Название
команды
(группа)


1


2


3


4


5


6




Состав команды
Название
команды
(группа)


1


2


3


4


5


6




ПРИЛОЖЕНИЕ 4
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА БАЛЛОВ ЗА КАЖДЫЙ КОНКУРС
Распределение мест






Всего баллов






Ребус






Домашнее задание






Конкурс капитанов






Разминка






Приветствие






Название команды
(группа)





ПРИЛОЖЕНИЕ 5



Почетная
грамота

Выдана команде группы А,ПСМ,ПР-11
За участие
в математическом КВНе
«Пифагоровы штаны
во все стороны равны»



Председатель жюри:


Преподаватель математики:

13 EMBED Word.Document.8 \s 1415






БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Альхова З. Н., Макеева А. В. Внеклассная работа по математике. – Саратов: «Лицей», 2001.
2. Воронова Е. А. Мы начинаем КВН! – Изд. 4-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
3. Зенкевич И. Г. Эстетика урока математики: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.
4. Польянова Т. А. Игра в культурно - досуговой деятельности. Учебное пособие. – Екатеринбург, 2003.








13PAGE 15


13PAGE 14815




Root Entry