Школьный электронный альманах как вид проектной деятельности во внеурочной работе в рамках ФГОС.
Школьный электронный альманах как вид проектной деятельности во внеурочной работе в рамках ФГОС.
Для обоснованного раскрытия темы мы изучили некоторые нормативные документы, отражающие специфику ФГОС, познакомились с рядом педагогических статей и хотим представить несколько основных положений, которыми руководствуемся в своей деятельности.
В рамках нового федерального государственного образовательного стандарта реализуется системно-деятельностный подход. То есть каждый урок и каждое внеурочное мероприятие создают условия для развития ученика и учителя. Основная цель этого подхода – воспитание личности, развитие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, в рамках этого подхода вполне реализуется метод проектов. Метод проекта отвечает всем требованиям ФГОС. В рамках системно-деятельностного подхода, когда главной целью становится развитие личности – метод проекта является наиболее актуальным.
Метод учебного проекта - это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Проект - наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности.
Существует несколько подходов к классификации проектов. По доминирующей деятельности учащихся проекты подразделяют на пять групп.
Виды проектов:
1) практико-ориентированный проект;
2) исследовательский проект;
3) информационный проект;
4) творческий проект;
5) ролевой проект.
По своей поясняющей характеристике нам интересен творческий проект.
Творческий проект предполагает максимально свободный авторский подход к оформлению результатов. Продукт - сборники сочинений, видеофильмы, театрализации, альбомы, стенгазеты, произведения декоративно-прикладного и изобразительного искусства, альманахи и т.п.
Таким творческим проектом во внеурочной деятельности нашей школы является электронный альманах «Люблю мой край». Перед началом реализации проекта среди учащихся было проведено анкетирование по вопросам:
Что такое «альманах»?
Какой материал может быть содержанием «альманаха»?
Актуально ли в настоящее время издание альманахов?
Возможно ли издание в школе электронного альманаха интересного и познавательного для подростков?
Результаты анкетирования выявили, что дети не знают ничего по данному вопросу. И только поиск информации в интернете привел учащихся к выводам, что работа над школьным альманахом может быть интересна и доступна многим.
Так для продуктивной работы было организовано несколько творческих групп: авторы и литературные редакторы, художники и проектировщики, компьютерные редакторы и оформители, занимающихся под руководством трех преподавателей нашей школы: учителя русского языка и литературы, учителя истории и обществознания, учителя математики и информатики. Творческим проектом является как издание альманаха в целом, так и работа в группах над определенным заданием.
Работа над данным проектом направлена на:
создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству;
приобщение обучающегося к общечеловеческим ценностям, национальным ценностям и традициям;
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения творческой самореализации ребенка, его интеграции в систему отечественной и мировой культуры-
развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся.
профилактику асоциального поведения обучающихся;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка.
Работа над альманахом организуется в соответствии с основными этапами внеурочной проектной деятельности:
1. Подготовительный этап, выбор темы (что есть, что можно добавить).
2.Этап проектирования, сбор сведений (как расположим, как оформим, где можно добыть информацию)
3. Практический этап, выбор мини – проектов, реализация проектов (сочиняют, рисуют, фотографируют, снимают, исследуют, добывают различную информацию, создают и редактируют веб-страницу, размещают её в сети интернет).
4. Заключительный этап - презентация.
Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Коллективный выбор детьми единой темы может и должен регулироваться учителями. Совершенно иная картина с выбором подтем. Здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно. Это может быть поиск материала по теме, исследовательские работы, собственные литературные, художественные, фото или видео работы. Совокупность выбранных детьми подтем, задает структуру будущего творческого проекта.
Дети готовят выбранные ими мини - проекты, сочетая действия в школе и вне школы. Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и не может справиться с выбранным проектом. Основной принцип работы над проектами, которыми руководствуются педагоги: каждый ребенок имеет право участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях, выйти в любой момент из любого проекта или начать свой, новый проект.
Проект школьного электронного альманаха является самопрезентующимся. Он доступен каждому желающему, т.к. расположен на сайте школы в сети интернет. Он доступен для просмотра родителям, что является немаловажным аспектом для взаимодействия и взаимопонимания родителей и школы по вопросу детской занятости и развитию интересов детей. Для оценки качества работы всего творческого коллектива проект принимал участие в городском конкурсе «Свой голос». Рекомендовано участие в областном туре данного конкурса. Высоко оценен сам замысел проекта и качество литературного материала, рекомендовано сотрудничество с городской библиотекой.
Таким образом, школьный электронный альманах как вид проектной деятельности во внеурочной работе в рамках ФГОС является хорошей технологией для решения образовательных и воспитательных целей школьной образовательной программы.
ъђЗаголовок 2зђЗаголовок 315