Статья по теме:Сотрудничество как эффективный способ социализации младших школьников

Сотрудничество как эффективный способ социализации младших школьников
О.А. Романенко
учитель начальных классов
МБОУ ООШ № 5 г. Амурска

Начальная школа - самоценный принципиально новый этап в жизни ребенка. Социализация в начальной школе рассматривалась в основном как адаптация ребёнка к новым для него условиям деятельности. Однако ФГОС нового поколения предъявляют новые требования к результатам начального образования. Ученики должны не просто успешно адаптироваться в новой для себя роли учеников, овладеть суммой знаний, но также освоить умения вступать в коммуникацию, анализировать и применять информацию для решения проблем, плодотворно сотрудничать с другими людьми, эффективно участвовать в совместной деятельности, ставить цели, планировать и оценивать собственные учебные действия. Иными словами, у выпускника начальной школы должны быть сформированы социальные компетенции.
Мониторинговые исследования уровня социализации первоклассников показали, что дети обладают низким уровнем социальных компетенций: не умеют конструктивно общаться, открыто и аргументировано говорить, отстаивать бесконфликтно свою точку зрения, работать в коллективе. Как организовать процесс взаимодействия всех частей учебно-воспитательного процесса, направленный на повышение социальных компетенций младших школьников? Считаю, что решению данной проблемы может помочь технология обучения в сотрудничестве.
Главная идея обучения в сотрудничестве – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Совместная деятельность наиболее эффективна тогда, когда учебный материал соединяет известное ученикам с неизвестным. Это побуждает детей к взаимодействию друг с другом: обращению за помощью, обсуждению возникшей догадки
Существуют основные отличия работы в малой группе по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы.
взаимозависимость членов группы;
личная ответственность каждого члена группы за успехи свои и товарищей;
совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся в группе;
социализация деятельности учащихся в группах;
общая оценка работы группы.
Групповая работа - наиболее сложный этап работы в технологии сотрудничества. Хочу напомнить, что групповая работа требует обдуманного применения и глубокой подготовки учителя и должна быть оправдана. Если нет необходимости в данном виде работе весь урок, возможно объединить детей на одном этапе урока. При создании групп каждый ученик должен быть занят деятельностью, а не быть наблюдателем. Следовательно, группы не должны быть большими по численности (рекомендуют 5-6 человек), у каждого в группе должна быть роль. Работая с применением групповых способов обучения, нужно установить правила работы в группе и обучить им детей. Правила помещаются на видном месте и должны строго выполняться всеми участниками группы. Обязательно после групповой деятельности нужна оценка работы группы. Нельзя оценивать по-разному детей, работающих в одной группе, и оценивается не только результат, но и то, как был организован процесс сотрудничества. Рефлексия может быть организована в виде устного обмена мнениями. Это вопросы: «самое удачное в работе», «самое неудачное в работе», «пожелания себе», «пожелания товарищам по классу», «самое трудное в работе», «самое интересное», «чему я научился в процессе работы».
Для начального этапа вхождения в групповую работу я использую несложные задания по типу «Снежный ком». Работа начинается с решения индивидуального аналогичного задания, которое получают все учащиеся и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах, где учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе обсуждения решений уже не происходит, группы делают доклады о своей работе. Задания такого типа являются переходным «мостиком» от парной к освоению групповых и коллективных форм работы.
Давайте обратимся к фрагменту уроку окружающего мира по теме "Путешествие в Африку"(ОС "Школа 2100"), где при освоении нового знания использовался данный приём.
Цель данного урока состоит из:
цели дидактической (для учителя): ученики получать возможность познакомиться с материком Африка - климатом, населением. животным и растительным миром ;
цель ученика: помочь Айболиту попасть в Африку и спасти больных животных.
Исходя из данной цели дети сами ставят задачи урока:
Погода
Растения
Животные
Страны
И т.д.( на доске учитель записывает все запросы детей)
Исходя из задач урока, материал учебника разбит на 4 части: население Африки, государства, животный мир, климат. Каждая часть помещена на карточке с подробной инструкцией по выполнению работы.
Пример карточки:
1. Слова для справок:
слонов
жирафов
львы
гепарды
зебр
обезьян
В Африке можно встретить самых крупных травоядных животных – африканских______________, самых длинношеих животных_______________и самых умных зверей – человекообразных ________________.
В тропических степях пасутся стада полосатых ________________.
За ними охотятся хищники - _________________ и ______________.
Инструкция
1. Прочитай слова для справок и текст с пропущенными словами.
2. Попытайся догадаться, о ком или о чём этот текст.
3. Впиши в предложения подходящие по смыслу слова. Используй
для этого:
статью «Африка» из учебника;
иллюстрации;
карту «Африка. Природные зоны. Животный мир»;
слова для справок.
4. Перечитай полученный текст и озаглавь.
У каждого из вас на столах 1 часть урока.
Индивидуальные карточки ( работа в течении 2 минут). Ученики выполняют работу по карточке согласно инструкции.
Работа в паре. Каждый теперь знает лишь одну из 4-х частей рассказа. Предлагаю обменяться информацией в парах. Как это сделать? Расскажи свой рассказ соседу и задай ему вопрос, если тебе что-то непонятно. Но нам надо договориться, как вы будете работать в паре. ( идёт выработка правил работы в паре. ) Также на данном этапе вырабатывается сигнал, который покажет, что пара готова ответить.
Работа в группах ( ученики объединяются в группы по 4 человека).Итак, теперь каждый из вас знает две части рассказа. Как составить целый рассказ об Африке? ( рассказать друг другу) А правила работы в группе будут отличаться от правил работы в парах? (Почти не изменятся, только слушают теперь трое одного и необходимо определить последовательность с 1-го по 4-ый. Напомнить сигнал о затруднении и об окончании работы.)
Критерии оценки групповой работы:
Я буду наблюдать за вашей работой, как вы:
слушаете друг друга
помогаете друг другу
вместе решаете возникшую проблему
Отчёт групп.
Какая группа готова представить свою версию рассказа? Посмотрите внимательно на слайд.
Африка находится в жарком поясе. На севере Африки расположена самая большая пустыня Сахара. Днём в пустыне очень жарко, а ночью становится холодно. Большую часть Африки занимают тропические степи - саванны. В саваннах лето дождливое, а зима сухая.
В Африке можно встретить самых крупных травоядных животных – африканских слонов, самых длинношеих животных жирафов и самых умных зверей – человекообразных обезьян.В тропических степях пасутся стада полосатых зебр.За ними охотятся хищники – львы и гепарды.
В Африке живут люди с тёмным цветом кожи, которая защищает их от солнечных лучей. Это низкорослые охотники джунглей пигмеи и длинноногие масаи.
На материке Африка расположено много государств. На севере материка находится пустынная страна Египет. В зоне экватора расположена Кения. Самое южное государство Африки - Южно-Африканская республика.

Написан верный вариант текста. Договоритесь в группе, кто будет читать текст со слайда. Остальные проверяют текст по карточке. Задание слушателям – внимательно прослушать ответ и сопоставить со своим вариантом. В соответствии с полученной последовательности постройте свой рассказ.Пересказ по опорным словам.
Первичное закрепление.
Перед вами основная информация из текста, используя ее, определите, что Айболиту необходимо учесть, отправляясь в путешествие в далекую от нас Африку.
Перед вами лежат чемоданчики и карточки со словами. Помогите Айболиту собрать чемоданчик для поездки. Почему взяли именно эти вещи? Мы достигли цели? Почему мы смогли это сделать?
Что помогло нам составить такой большой рассказ за короткое время?
Рефлексия данных этапов.
Сегодня на уроке вы работали по одному, в парах, в группах.
Поднимите карточку с одним человечком те, кому было удобно работать одному? Почему? Кого больше привлекла работа в парах? Почему? Кому было удобнее работать в группах? С чем это связано?
Для того, чтобы групповая работа давала желанный развивающий и социализирующий эффект, в основе обучения в группе должно лежать именно сотрудничество, а не соревнование. Учащийся пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на начальном этапе обучения.
Умения работать в сотрудничестве приобретаются постепенно, и должно стать одной из стратегических целей учителя.