Урок решения задач по теме: Площади многоугольников
Паспорт педагогической разработки
Тема (название): Разработка урока по теме: «Урок решения задач по теме «Площади многоугольников»»Автор: Минязева Гулиса Шагитовна, учитель математики.
Название учреждения, адрес, телефон:Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение Открытая (сменная) общеобразовательная школа, г. Инта, ул. Полярная, д.18Область педагогической разработки:Образование
Характеристика инновационного продукта:
Актуальность: Разработка урока представлена с использованием технологической карты урока, в которой отражены этапы деятельности учителя, учащегося и формируемые способы деятельности.Новизна: использование технологической карты урока
Практическая значимость: систематизация пройденного материала, возможность легко и быстро проанализировать прошедший урок и наметить этапы следующего; «прозрачность» для анализа деятельности учителя и учащихся на уроках.
Автор: Минязева Гулиса Шагитовна, учитель математики.
Общеобразовательное учреждение: МБВСОУ ОСОШ, г. Инта, Коми Республика.
Предмет: математика (геометрия)
Авторы учебника: Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. Геометрия: Учебник для 7-9 кл. изд.-М.: Просвещение, 2013.
Класс: 8 класс.
Уровень образования школьников: основного общего образования.
Тема: «Решение задач по теме «Площади многоугольников». (1час)
Тип урока: урок практикум с элементами исследования
Цель урока: формировать у учащихся умения строить математические модели; умение находить площадь многоугольников; уметь применять их при решении задач практической направленности; развивать внимание, память, логическое мышление; воспитывать настойчивость, трудолюбие, аккуратность.
Задачи:
образовательные:
- научить решать задачи практического содержания;
- знакомить с историей и полем деятельности профессии строителя;
- научиться применять теоретические знания для нахождения площади треугольника, прямоугольника, трапеции.
развивающие:
- развивать познавательную активность, творческие способности, мышление, умение анализировать и обобщать, переносить знания из одной ситуации в другую;
- учить искать, извлекать, систематизировать, отбирать необходимую для решения задач практической направленности информацию из учебника и дополнительной литературы, преобразовывать и применять ее.
воспитательные:
вызвать интерес к практическому применению полученных знаний по теме, формировать навыки взаимоконтроля и самооценки. Воспитывать культуру общения, умение работать в парах, группах, слушать друг друга, воспитывать чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке.
Методы обучения: ситуативный, проблемно-поисковый, исследовательский, коммуникативный, моделирующий деятельности.
Формы организации работы учащихся: индивидуальная, самостоятельная, работа в парах, группах.
Формы и приемы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, дискуссия, диагностика.
Оборудование: персональный компьютер, подключенный к сети Internet, принтер, проектор, экран, учебник, рабочая тетрадь, доска, памятка, модели.
Цели использования ИКТ:
- создать условия для повышения продуктивности обучения (так как увеличивается объем изучаемого материала в рамках урока);
- способствовать усилению наглядности материала (делает материал более интересным для любого ученика с разной мотивацией к учению)
Сопутствующие цели урока:
- вовлечь в деятельность на уроке каждого учащегося;
- расширить кругозор учащихся путем решения задач практического содержания, повторения основных понятий темы, методов решения;
- показать красоту предмета и практическую значимость.
Технологическая карта урока
№ Деятельность учителя Деятельность учащегося Формируемые способы деятельности
Этапы деятельности Осуществляемые действия познавательные коммуникативные регулятивные
1 2 3 4 5
I этап. Постановка цели и задач урока
1 Организация начала урока.
Педагог (П) приветствует и предлагает учащимся разделится на три группы.
Обращает внимание на экран:
Аристотель говорил:
« Ум заключается не только в знании, но и в умении приложить знание на деле». Прокомментируйте – как вы понимаете это высказывание
Разбиваются на три группы
Высказывают свои мнения
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками 2 Проверка выполнения домашнего задания:
- результаты вычисления площади своей комнаты;
- сделать план на листке форматом А-4;
- разделить план на разные многоугольники;
- по желанию оформить решение задачи в виде презентации.
Прежде, чем вы приступите к заданиям, послушаем рассказ о профессии строителя: в чем ее особенности, какими знаниями и умениями должен обладать современный строитель?
Умеем ли мы вычислять площадь параллелограмма, треугольника, прямоугольника и трапеции?
Взаимопроверка домашнего задания
Просмотр презентации ученика
Сообщение ученика
Отвечают на вопросы и
пишут формулы площади геометрических фигур Умения, связанные с мыслительными операциями (видеть проблему, выдвигать гипотезы, устанавливать)
Умение вести диалог, выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении решения проблемы, аргументировать свою точку зрения.
Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
Осознание своего призвания и формирование своего индивидуального стиля в профессиональной деятельности Умение планировать цель и определять пути ее достижения.
Овладение алгоритмом решения организационных задач.
3 Создание проблемной ситуации:
Педагог (П) предлагает посвятит урок теме профессии строителя и назвать урок деловая - игра: «Строитель» так, как задачи, которые мы будем решать, тем или иным образом связаны с данной темой. Это задачи практического содержания, при решении которых будете использовать на практике знания по изученной теме «Площадь многоугольников».
Требуется выполнить работу по настилке полов строящего детского сада. Предлагается настилка паркетного пола размером 5,75 м шириной и 8 м длиной. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов и равнобочных трапеций. Размеры плиток в сантиметрах указаны на рисунках.
(слайд №1) Учащиеся (У) знакомятся с условиями предлагаемой задачи, обсуждают вопрос о том, что им не хватает знаний для решения этой задачи (практическое применение, принцип укладки паркета).
Самостоятельное формулирование познавательной цели, установление причинно-следственных связей (обобщать, рассуждать и др.) Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации Формирование процесса целеполагания и планирования работы
IIэтап. Восприятие и осознание практической значимости материала
4 Лекция с элементами беседы.
Умеем ли мы вычислять площадь параллелограмма, треугольника прямоугольника и трапеции?
Какие специалисты нужны для выполнения практической задачи?
Столяры для изготовления паркетных плиток указанных размеров, в таком количестве, чтобы после настилки пола не осталось лишних плиток, число треугольных плиток было минимальным, а плиток в форме параллелограммов и трапецией было одинаковое количество.
Поставщики им нужно доставить необходимое количество плиток на строительную площадку.
Паркетчики должны проконтролировать, доставку, сколько и каких паркетных плиток им понадобится для покрытия пола.
При определении принципа укладки паркета,
Догадавшиеся дают объяснения и получают бонусы, остальным помогает учитель.
П.: для удешевления строительства очень важен вопрос экономии материалов
У. слушают учителя, добавляют информацию к ранее изученным сведениям.
У.
Каждая группа при обсуждении определяет принцип укладки паркета: в каждом ряду по ширине укладывают
по 2 треугольника и по 8 параллелограммов и трапеций.
Каждая команда приступает к практическим вычислениям:
Площадь одной полосы шириной 20 см и длиной 575 см равно 11500 см2.
Если площадь двух треугольников 300 см2, а площадь параллелограмма и трапеции 700 см2, то в одной полосе по ширине игрового зала поместится по 8 параллелограммов и трапеций:
(11500-300):700=16
Таких полос в длине комнаты поместится 800:20= 40. Следовательно, для настилки пола понадобится 80 треугольников и по 320 параллелограммов и трапеций.
У.
1. высказывают свои версии решения задачи, обсуждают способы ее решения, дискутируют.
2. Записывают решение задачи в рабочую тетрадь. Умение воспринимать и обрабатывать информацию в устной форме
Умения обрабатывать
систематизировать, классифицировать и оформлять информацию.
Умение слушать и слышать другогоУмение представить конкретное содержание и сообщить его в письменной форме. Умение организовать деятельность по выполнению поставленной учебной задачи (волевая саморегуляция)
Овладение алгоритмом решения организационной задачи; умение принимать решение
5 Проверка понимания учащимися практического материала: устная работа с использованием ИКТ: фронтальный опрос
П.:
- просит задавать вопросы;
- выставляет оценки активным участникам данной деятельности. У. устно решают предложенные задачи, используя презентацию.
Умение воспроизводить информацию Умение аргументировать, доказывать свою точку зрения
Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Оценка осознания уровня усвоения предложенного материала
IIIэтап. Подведение итогов урока
6 П. каждому ученику:
- просит задавать вопросы;
- выставляет оценки представителям от групп, выступающих с сообщениями;
3. Совместно с учащимися проверяет решения задач, исправляет ошибки;
4. Предоставляет достоверную информацию о реальных результатах учения;
5. Дает оценку успешности достижения цели;
6. Вместе с учениками намечает способы коррекции знаний.
Презентация к уроку
Каждый ученик:
1. Дает самооценку качества и уровня овладения знаниями и способами действий
2. Сравнивает самооценку с оценкой учителя
3. Намечает перспективу последующей работы
Установление причинно-следственных связей: устанавливают связь между целью урока, своей деятельностью и полученным результатом. Формирование собственного мнения и позиции.
Сотрудничество в использовании информации для решения поставленной задачи и осознания результата деятельности Оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, осознание качества работы и уровня усвоения. Повышение эффективности ресурсов самоопределения.
Домашнее задание
7 Задает домашнее задание:
Повторить, учебник: геометрия 7-9 кл., п.51, 52,53 решить задачи № 471,
Индивидуально (Определить сколько паркетных плиток нужно в форме: прямоугольного треугольника, равнобокой трапеции и параллелограмма для настилки пола паркетом вашей комнаты отдыха.
У. записывают в дневники домашнее задание;
задают учителю имеющиеся вопросы. Работа с информацией Способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Умение организовать деятельность по выполнению поставленной учебной задачи
Список литературы
Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» Математика.
Геометрия, 7-9: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение.
Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации для учителя. /Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков и др. – М.: Просвещение, 1997.
4. Сборник задач с практическим содержанием.