Профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя информатики


Выступление на заседании
Малого педагогического совета
учителя информатики
Дарчиевой Е.П.
ЦДО ГБОУ СОШ г.БесланПрофессиональные компетенции педагога,
отражающие специфику работы
учителя информатики
Профессиональная компетентность педагога информатики и ИКТ находится в постоянной динамике, адекватно реагируя на изменения потребностей педагогической практики, активно влияя на состояние информационно-образовательной среды и формируя меняющиеся образовательные потребности.Педагог, претендующий на преподавание информатики в Центре дистанционного обучения детей — инвалидов, должен обладать информационной компетентностью на более высоком уровне.
Информационная (информационно-коммуникационная) компетентность - одна из основных и приоритетных составляющих профессиональной компетентности педагога, предполагает:
рациональную, творческую деятельность в условиях информатизации общества и образования,
умение разрабатывать информационные модели, позволяющие эффективно решать профессиональные задачи;
умение осваивать и применять новые информационные технологии, учебно-методические комплексы в практической работе.
Информационная компетентность для педагога становится основой его информационной культуры, которая представляет собой всю совокупность достижений человечества в области создания и использования информации, информационных ресурсов, информационных услуг, автоматизированных информационных средств и технологий.
Информационная культура педагога, а точнее, культура информационной деятельности включает:
наличие уровня знаний, позволяющих педагогу свободно ориентироваться в социокультурном и информационно-образовательном пространстве региона, страны;
владение информационными технологиями, активное использование информационных услуг и ресурсов в проектировании профессиональной педагогической деятельности;
умение пользоваться новыми информационными инструментами и средствами для создания авторских образовательных ресурсов, способствуя развитию единого информационно-образовательного пространства учреждения и региона. Вместе с тем существуют специальные компетенции, которые необходимы для преподавания данного предмета, связанные с его внутренней логикой и местом в системе знаний, что выдвигает перед учителем особые задачи.Главным образовательным результатом освоения информатики учащимся является формирование:· способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность,· способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств.Указанные способности реализуются в информационной деятельности, в которой приобретаются и используются: конкретные знания, умения и навыки в области информатики, в том числе умения: формировать внутреннюю (мысленную) модель математической ситуации (включая пространственный образ);· выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий;· пользоваться заданной математической моделью, в частности формулой, алгоритмом, прикидывать возможный результат моделирования ;· применять средства ИКТ в решении задачи там, где это эффективно;· способность преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам.Основная задача учителя – сформировать у учащегося модель информационной деятельности, учитывая особенности ребенка с ОВЗ.
Роль учителяУчитель информатики участвует в межпредметных проектах, требующих информационной компетентности, и в оценивании содержания работ по другим предметам, размещенным в информационной образовательной среде .Предпосылки работы учителя Соответствие ФГОС всех ступеней школьного образования:-в метапредметных и личностных результатах, включая грамотное и эффективное использование русского языка и языка преподавания,-в предметных результатах, относящихся к информатике,- в применении информатики в других школьных предметах и необходимых для этого результатах из других предметов.Общепедагогическая компетентность учителя информатики· Определение совместно с учащимся достигнутых результатов (на основе анализа его работ, зафиксированных в информационной среде) и их динамики, выявление трудностей и препятствий, формирование и проверка гипотез об их преодолении; многокритериальное оценивание результата отдельной работы и текущего состояния учащегося (относительно предшествующего) и сообщение ему об этом.· Определение на основе анализа учебной деятельности учащегося оптимальных (в том или ином образовательном контексте) способов его обучения и развития.· Определение совместно с учащимся, его родителями, другими участниками образовательного процесса (социальный работник, психолог, дефектолог, методист ) зоны его ближайшего развития, предсказание и планирование его «коридора ближайшего развития».· Определение, на основе анализа собственной деятельности (в частности, по ее фиксации в ИС), с помощью методической службы, оптимальных моделей педагогической деятельности, подверженных постоянному развитию и изменению.
· Планирование образовательного процесса для детей на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики учащихся, уточнение и модификация планирования.· Организация применения ИКТ учителем и учащимися в образовательном процессе: для его фиксации и как инструмента деятельности, анализ домашних работ в ИС.· Организация олимпиад, конференций, турниров, игр в школе.
9 ноября 2015г.