Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Горанчук Татьяны Михайловны


Самоанализ
педагогической  деятельности
учителя начальных классов
Горанчук Татьяны Михайловны
Мы живем во время больших перемен в нашей стране. Сейчас важно задуматься именно о будущем, о новом веке и нас в нем. Ведь я преподаватель, а представителям нашей профессии свойственно видеть близкую и далекую перспективу. К тому же педагог, занимаясь воспитанием и образованием детей, работает на будущее. А чтобы создать будущее, нужно самому быть человеком новой формации, человеком, видящим себя и свою профессию через десятки лет.
Я считаю, что учитель – главная фигура в образовательном процессе. Его работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами. Она значительно шире и сложней. Мне кажется, что профессионал не «ходит на работу», не отбывает «учебные часы», а совместно с детьми проживает и переживает все, что происходит каждый день в школе, соединяя воедино и невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он находит возможность и проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на непрерывном творческом поиске во всех видах взаимодействия с учащимися.
Моя позиция – не передавать информацию, а развивать разные виды деятельности (собственный поиск, сравнение, анализ, обобщение, создание творческих работ и исследование).
Переход на новые образовательные стандарты подвёл меня к выбору УМК «Планета Знаний». Для более полной информации по данной программе приняла участие в работе информационного- методического модульного семинара «Учебно – методическая система «Планета знаний» как средство реализации требований ФГОС и совершенствования преподавания предметов в начальной школе». Данный семинар, помог мне понять, что данный учебно-методический комплект – его содержание, структура, дидактическая и методическая системы, подбор иллюстративного и справочного материала реализуют требования нового государственного стандарта начального общего образования.
Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребёнка. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес – важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. В первые годы обучения в школе очень заметно их развитие. Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность. Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу; дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу. Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, уроки с использованием ИКТ и электронными учебниками, различные занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонёк пытливости. В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.
Французский писатель и философ Ж.Ж. Руссо говорил: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым». Этот принцип подвел меня к выбору темы самообразования: «Формирование у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни».
От любого компонента здоровья, будь то физическое, психическое или социальное зависит успешность (или неуспех) ребёнка в школе, в свою очередь, организация образовательно-воспитательного процесса влияет на состояние здоровья школьников.
ОВП включает в себя урочную, внеурочную и внеклассную деятельность.
Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, но не менее важно сохранить в процессе обучения здоровье детей.
Принцип «Не навреди!» является основополагающим в моей работе. Цель моей педагогической деятельности - внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс. Знания о здоровье человека, социальной среде, умения и навыки по их сохранению помогают развитию личностных качеств ребёнка, то есть формируют культуру здоровья, имидж здорового образа жизни.
Для достижения поставленной цели в воспитательной работе, я определила основную задачу : создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся и формирование мотивации к здоровому образу жизни.
Использую на уроках примеры, задачи, факты и различные аргументы, которые постепенно убеждают школьников к ведению здорового образа жизни. Демонстрирую свое отношение к образу жизни, к вредным привычкам, но не в формальных оценках, а в искренних высказываниях, в которых читается личное убеждение.
Веду работу с родителями учащихся по инструктированию о методах родительской педагогики, привлекаю их к совместной подготовке и проведению (участию) во внеклассных мероприятиях.
Тяга и склонность младших школьников к игре обуславливает необходимость максимально активного использования игровых форм и методов в моей работе.
При проведении воспитательной работы по пропаганде ЗОЖ, профилактике зависимостей (курение, алкоголизм, наркомания), пропаганде физкультуры и спорта, а также выработке теоретических знаний и убеждений, мною используются следующие формы работы: беседы, работа с книгой (чтение и обсуждение); праздники здоровья; конкурсы рисунков ( «Что полезно для здоровья?»), стихотворений, пословиц и поговорок ( «Мудрое слово о здоровье»); практические занятия по уходу за волосами, ногтями, зубами; обсуждение ситуаций «А если не мыть руки?», «Одеваюсь по погоде»; игры ( тематические, дидактические, подвижные игры на свежем воздухе).
Теоретические знания и практические навыки учащихся углубляются и расширяются на занятиях внеурочной деятельности «Школа здоровья». Программа разработана мной для более полного представления об основах здорового образа жизни и рационального питания. На занятиях в «Школе здоровья» я уделяю большое внимание формированию у детей основ культуры питания, пробуждению у детей интерес к народным традициям, связанных с питанием и здоровьем, расширяю знания об истории и традициях русского народа, формирую чувства уважения к народной культуре.
В работе с родителями провожу беседы и консультации по вопросам организации правильного питания и здорового образа жизни младшего школьного возраста.
Современное технологичное общество, гигантские шаги научно-технического прогресса просто заставляют педагога стремиться овладеть всевозможными техническими новинками. Наша школа оснащена современной техникой, интерактивной доской, компьютерами, современными образовательными программами, есть доступ в Интернет, что заставило меня осваивать всю эту современную технику. Реализуя программу развития ОУ, активно использую все эти возможности на уроках.
Мои дети являются активными участниками международной игры – конкурса по языкознанию «Родное слово », международном математическом конкурсе «Кенгуру». В 2013 году Колкатинова Александра и Дудкина Вероника в конкурсе «Родное слово» получили диплом победителей II степени, а Корнев Никита и Попова Анна получили диплом победителей III степени.
За время своей работы добиваюсь неплохих результатов обучения. На 2012-2013 учебного года из 19 учащихся закончили учебный год на «5» - 5 ученика, на «4» - 9 ученика, с одной «3» - 1 ученик.
В каждом классе учащиеся различаются своими способностями в изучении предмета, своими склонностями к тем или иным учебным дисциплинам. Моя задача - уделять внимание отстающим ученикам, для чего разрабатываю дифференцированные задания, организовываю дружескую помощь одноклассников. Но в помощи также нуждаются и сильные ученики, интерес которых не ограничивается рамками школьной программы. Направить, посоветовать, рекомендовать материал для углубленного изучения предмета – вот моменты, на которых заостряю внимание.
В последние годы все активнее входят в нашу жизнь информационно-компьютерные технологии. Моя задача не только не отставать от быстро меняющихся жизненных условий, но и научить детей использовать компьютер как помощника в овладении знаниями по предмету. Учащимся, которые проявляют повышенный интерес к изучению отдельных предметов, предлагаю приготовление домашнего задания сочетать с составлением презентаций, посещение занимательных сайтов.
На данном этапе занимаюсь созданием персонального сайта учителя. Надеюсь, подобранный материал для моего сайта поможет моим ученикам в познавательном процессе, родителям и коллегам. Для коллег размещаю информацию на сайте http://www.proshkolu.ru/ . Так же как классный руководитель веду электронный дневник на сайте http://dnevnik.ru/.
Как современного классного руководителя меня волнуют вопросы: как правильно работать с классом, контролировать учебу, организовывать внеурочную деятельность, разбирать сложные ситуации, общаться с родителями, работать с документами, расти профессионально. Ответы на многие вопросы нахожу на сайте «Справочник классного руководителя» (http://klass.resobr.ru/)
Решение Министерства образования РФ о введении в 2010 – 2011 учебном году в начальной школе ФГОС второго поколения подтолкнуло меня к внедрению технологии «Портфолио» в учебный процесс. Использование данной технологии помогло мне расширить работу с каждым учащимся в классе, сосредоточить на нем внимание, развить межличностные отношения с ним. Помогло выявить творческий потенциал учащихся. Считаю, что использование технологии «Портфолио» формирует готовность к самостоятельному познанию; развивает мотивацию дальнейшего творческого роста; способствует повышению качества образования в начальной школе.
Как классный руководитель создаю условия для всестороннего развития личности. Устанавливаю тесный контакт с классом, достигаю взаимопонимания с родителями.
Оцениваю успехи ребенка не только в учении, но и в общественных делах, тем самым, повышая его самооценку и статус коллектива класса в целом. На протяжении всех лет учащиеся участвуют в различных конкурсах школьного и районного уровня.
Стараюсь помочь каждому ребенку поверить в свои возможности, воспитываю организованность, самостоятельность, ответственность, культуру поведения. Вместе с родителями организуем походы, праздники, родительские собрания.
С самого начала своей педагогической деятельности занимаюсь самообразованием. Сейчас нахожусь в поиске новых форм, методов, приемов обучения и воспитания. При этом отдаю предпочтение нетрадиционным формам, использованию ИКТ. Широкое использование сюжетных игр, проблемных ситуаций, ИКТ способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитие их творческого воображения.
Постоянно ищу новинки в методической литературе, газетах, журналах, интернете. Неустанный творческий поиск, умение моделировать урок, учитывать все до мелочей, используя при этом опыт передовых учителей и собственное творчество.
Происходит переоценка своей деятельности, своего потенциала. Стали появляться новые взгляды на творчество, новые задумки на будущее. Все новое дает возможность по-новому взглянуть на самые простые и обыденные вещи.
Проанализировав свою работу за предыдущие годы, я поняла, что устойчивого положительного результат можно добиться, только работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью ребенка».