Рабочая программа по углубленному изучению информатики в 10 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 99
Кафедра естественно-математических дисциплин
«УТВЕРЖДАЮ»«СОГЛАСОВАНО»«РАССМОТРЕНО»
Директор МБОУ СОШ № 99зам.директора по УВРна заседании кафедры
В.В. Ковалев ______Столповская Н.А. Протокол №от«____»___________2014 г.«____» __________2014г«____»________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по информатике
«Цифровое видео: «Основы видео монтажа»
в 10 классе
на 2014-2015 учебный год
Количество часов в неделю - 1 час, всего в год – 35 часовСоставитель: учитель информатики
Барбашина Олеся Евгеньевна
Воронеж
2014 год
Пояснительная записка
В наше время на службу человеку приходят все новые технические устройства, том числе и устройства для работы с фото и видеоизображениями, с цифровым звуком: сканеры, цифровые аппараты, видеокамеры. Они находят широкое применение во всех сферах человеческой деятельности: дома, в школе, в офисах компаний и т.д. Растет и уровень возможностей этих устройств. Становится очевидной необходимость обучения работы с ними уже в школе, поэтому цифровые фотоаппараты, сканеры, видеокамеры стали, согласно новому Государственному Стандарту общего образования, объектами изучения в курсе информатики и ИКТ. Первый опыт работы показывает, что познавательные интересы многих старшеклассников в изучении этой темы далеко выходят за рамки, предлагаемые Стандартом. Большинство учеников уже достаточно хорошо умеют пользоваться цифровыми устройствами. Возникает необходимость научить ребят не только и не столько работе с цифровой техникой, сколько дальней обработке полученной с помощью этой техники информации: обработке фото и видео, создание собственных слайд - фильмов, и видеороликов. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих "внепредметный" или "напредметный" характер. Одним их таких курсов является данный элективный курс «Цифровое видео: основы видео монтажа», предлагаемый для учащихся 10-х классов. Следует отметить, что данный курс может оказывать и воспитательное значение. Сейчас практически каждый старшеклассник имеет сотовый телефон с функциями фото и видеозаписи. Ученики с большим энтузиазмом используют эти возможности своих телефонов в школе, причем как на переменах, так и на уроках. Данный курс предоставляет учителю реальную возможность направить эту энергию в нужное русло: например, наладить регулярный выпуск видео-новостей о жизни школы, делать видеоролики для сайта школы, готовить видеоматериалы для различных мероприятий, конкурсов и т.д.
Оценивая возможность и целесообразность введения подобных элективных курсов, следует помнить и о таких важных задачах, как формирование при их изучении умений и навыков деятельности для решения практических жизненных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути. Такие элективные курсы должны быть ориентированы на приобретение школьниками навыков для успешного продвижения на рынке труда.
Курс призван дать возможность учащимся закрепить уже полученные и приобрести новые пользовательские навыки работы на персональном компьютере в наиболее популярных на сегодняшний день программных средах.
Требования к уровню подготовки обучающихся перед изучением курса:
Предполагается, что учащиеся владеют навыками работы в графическом редакторе Microsoft Paint, знают операционную систему Windows, состав, назначение и характеристики основных устройств ЭВМ, умеют работать с файлами и папками.
Цели курса:
Формирование интеллектуальных умений в области компьютерной графики и анимации, обработки видео- и звуковой информации:
Познакомить с основными базовыми понятиями и терминами компьютерной графики, анимации, видеомонтажа и компьютерного звука;
Углубить знания о представлении в ЭВМ графической, звуковой и видеоинформации;
Познакомить с основными принципами создания изображений и построения композиций.
Задачи курса:
Формирование практических умений в области компьютерной графики и анимации, обработки видео- и звуковой информации:
усовершенствовать навыки работы с графическим редактором Microsoft Paint;
сформировать навыки работы с графическими растровыми изображениями в графическом редакторе Adobe Photoshop;
научить работать с текстовыми эффектами, текстурами, имитировать природные явления в изображении;
научить оформлять рамки изображений;
сформировать навыки работы с фильтрами для создания трехмерных преобразований;
показать практическое применение Adobe Photoshop, используя основы фотокоррекции;
сформировать умения работы с цветом изображения;
сформировать навыки работы по созданию анимированных изображений с помощью Adobe Image Ready;
Сформировать навыки по созданию, обработке и монтажу клипов и фильмов;
Сформировать навыки работы со звуковыми файлами различных форматов, обработке, конвертации и монтажу звуковых файлов.
Формирование умений и навыков проектной деятельности:
умения планировать деятельность;
умения описать деятельность по достижению цели;
умения анализа полученного результата;
умения корректирования деятельности.
Учебная деятельность:
Для сферы использования информационных технологий характерна проектная деятельность. Поэтому в данном элективном курсе широко используется метод учебных проектов, что внесет немалый вклад в профессиональное самоопределение школьников. Кроме этого, проектная деятельность, как правило, связана с работой в коллективе и будет способствовать развитию таких важных способностей, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнеров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятыми другими людьми. Эти способности рассматриваются в настоящее время как важные компоненты образовательных результатов.
Обучение с помощью метода учебных исследовательских проектов реализовано в данном элективном курсе по информатике на разных уровнях.
Первый — проблемное изложение процесса выполнения проекта, при котором учитель строит свое сообщение в форме воспроизведения логики выделения проблемы из заданной проблемной ситуации; поиска, выдвижения гипотез; их обоснования и проверки, а также оценки полученных результатов.
Второй — выполнение проекта учащимися под руководством учителя. Учитель может расставить ориентиры по выполнению выбранного, по желанию учащихся, проекта в виде обобщенных проблемных вопросов, связанных с существенными моментами, тогда каждое конкретное действие учащийся станет строить сам. но общее направление его поиска будет нежестко задано.
Третий — самостоятельное выполнение учащимися учебного исследовательского проекта. На этом уровне моделируется исследовательская деятельность специалистов рассматриваемого профиля по решению их профессиональных задач.
Содержание программы
1. Основные понятия компьютерной графики и дизайна (3ч)
Цветовые изображения и их характеристики. Дизайн. Цвет в web- дизайне. Правила художественного и технического дизайна. Пропорциональность изображения. Золотое сечение. Композиция изображения. Использование цвета, цветовые веса. Создание фона.
Растровая и векторная графика (1ч)
Преимущества и недостатки растровой и векторной графики. Растр, пиксель, разрешение, масштабирование, точка, линия, сплайн. Форматы графических файлов (gif, bmp, pcx, jpeg, tiff, psd, cdr и др.). Виды цифровых изображений.
2. Дополнительные возможности графического редактора Microsoft Paint (3ч)
Редактирование изображений, режимы работы и инструменты, опции.
3. Знакомство с графическим редактором Adobe Photoshop. Создание и редактирование графических изображений в редакторе Adobe Photoshop. (14ч)
Создание и сохранение файлов изображений. Палитры изображения. Способы выделения изображений. Выделение объектов сложной конфигурации в режиме быстрой маски. Операции с изображениями: удаление, копирование, перемещение. Контур, маска, слой, фильтр изображения. Приемы ретуши. Трансформация изображения. 3D- трансформация. Оформление тени объекта с помощью дубликата слоя. Работа с текстом. Текстура, текстовые эффекты. Коррекция фотоизображений. Фотомонтаж. Печать изображений. Сканирование (оцифровка) изображений. Работа над проектом.
Знакомство с основными возможностями редактора Adobe Photoshop для создания анимированных изображений (на примере Adobe Image Ready). (3ч)
Подготовка изображения для создания анимации. Палитра, панели инструментов, режимы работы для создания анимации, роловеров, кнопок. Сохранение анимированного изображения в файл.
4. Знакомство с основными возможностями редактора клипов и фильмов Windows Movie Maker. (10ч)
Представление видеоинформации в ЭВМ. Ключевые понятия (сборники, проекты, клипы, фильмы, устройства видеозаписи). Требования к оборудованию. Поддерживаемые типы файлов. Панели инструментов, режимы работы. Раскадровка и шкала времени. Запись видео. Съемка изображений. Импорт существующих файлов мультимедиа. Сохранение, изменение проекта. Просмотр проектов и клипов. Монтаж клипов. Использование видеопереходов, видеоэффектов и названий. Представление звуковой информации в ЭВМ (глубина кодирования и частота дискретизации). Работа со звуком (запись комментария, настройка громкости, звуковые эффекты). Монтаж звуковых файлов.
Итоговое занятие «Защита проектов» (1 ч)
Ожидаемые результаты освоения программы:
После изучения курса обучающиеся должны:
Знать:
что такое графический редактор;
дополнительные возможности графического редактора Microsoft Paint;
основные возможности графического редактора Adobe Photoshop;
отличия Adobe Photoshop от Microsoft Paint;
преимущества и недостатки Adobe Photoshop;
отличия векторной графики от растровой;
что такое цвет, спектр, цвета, атрибуты цвета;
правила работы с цветом, цветовые модели, характеристики цветовых изображений;
интерфейс и основные параметры (характеристики) изображения;
функции инструментальных палитр;
какие операции можно выполнять с фрагментами изображений;
виды контуров, масок, слоев; группы фильтров графического изображения;
что такое анимация;
что такое дизайн, композиция изображения; что относится к художественным критериям изображения;
как представляется видеоинформация в ЭВМ;
основные функции и режимы работы программы Windows Movie Maker;
как представляется звуковая информация в ЭВМ, что такое глубина кодирования и частота дискретизации.
Уметь:
пользоваться дополнительными возможностями графического редактора Microsoft Paint для создания и редактирования изображения;
запускать графический редактор Adobe Photoshop и пользоваться его инструментами и режимами работы для создания и редактирования изображения;
настраивать, создавать и использовать кисти;
создавать контуры изображения и маски;
работать с текстом в Adobe Photoshop;
выполнять коррекцию фотоизображений и их художественную обработку; выполнять фотомонтаж;
работать со слоями и фильтрами;
воспроизводить цвет на экране монитора, принтере, сканере; настраивать цветовой баланс для монитора;
создавать анимированные изображения;
анализировать графические изображения; определять цветовые схемы для изображений;
уметь пользоваться основными инструментами и режимами работы программы Windows Movie Maker для создания и монтажа фильмов и клипов;
уметь вставлять в фильм звуковые файлы, пользоваться звуковыми эффектами.
№ Название раздела программы Кол-во часов № урока Тема урока Тема практической работы Дата\класс10 а
1 Основные понятия компьютерной графики и дизайна 3 1 Цветовые изображения и их характеристики. Дизайн. 2 Практическая работа №1
«Работа с цветовой моделью RGB» 3 Практическая работа №2 «Составление цветовой схемы» 4 Растровая и векторная графика
2 Microsoft Paint 3 5 Редактирование изображений, режимы работы и инструменты, опции.
6 Практическая работа №3 “Редактирование изображения с помощью инструментов и режимов работы редактора Microsoft Paint» 7 Практическая работа №3 “Редактирование изображения с помощью инструментов и режимов работы редактора Microsoft Paint» 3 Редактор Adobe Photoshop 14 8 Знакомство с графическим редактором Adobe Photoshop. 9 Создание и редактирование графических изображений 10 Практическая работа №4 “Редактирование изображения с помощью инструментов и режимов работы редактора Adobe Photoshop» 11 Работа с текстом в редакторе Adobe Photoshop.
12 “Использование редактора для оформления дизайна макетов” 13 Практическая работа №5 “Использование редактора для оформления дизайна макетов” 14 Коррекция фотоизображений 15 Фотомонтаж 16 Практическая работа №6 “Фотомонтаж” 17 Сканирование (оцифровка) изображений.
18 Практическая работа №7 «Сканирование, обработка и сохранение изображения» 19 Практическая работа №7 «Сканирование, обработка и сохранение изображения» 20 Проверочная работа 21 Знакомство с основными возможностями редактора Adobe Photoshop для создания анимированных изображений на примере Adobe Image Ready 22 Практическая работа №8 «Создание анимированного изображения с помощью программы Adobe Image Ready» 3 Windows Movie Maker. 13 23 Знакомство с основными возможностями редактора клипов и фильмов Windows Movie Maker. 24 Практическая работа №9 «Обработка и монтаж клипов и фильмов» 25 Практическая работа №9 «Обработка и монтаж клипов и фильмов» 26 Практическая работа №9 «Обработка и монтаж клипов и фильмов» 27 Практическая работа №9 «Обработка и монтаж клипов и фильмов» 28 Представление звуковой информации в ЭВМ.
29 Работа со звуком в Windows Movie Maker.
30 Практическая работа №10 «Звуковое оформление клипов и фильмов» 31 Практическая работа №10 «Звуковое оформление клипов и фильмов» 32 «Защита проектов» 33 «Защита проектов» 34 Повторение изученного материала 35 Итоговая контрольная работа Источники информации.
Adobe Photoshop 7.0 Официальный учебный курс: Учебное пособие. М.: ТРИУМФ, 2003 (+компакт-диск)
Мануйлов В.Г. Ретуширование и обработка цифровых изображений в Adobe Photoshop. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование» №7-2006. – М.: Образование и информатика, 2006
Гурский Ю., Корабельникова Г. Эффективная работа: Photoshop 7.0 Трюки и эффекты. СПб.: Питер, 2004 (+компакт-диск)
Залогова Л.А. Практикум по компьютерной графике: Учебное пособие. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001
Терехова Н.А. Компьютерный дизайн. Профессиональная компьютерная обработка растровых изображений. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование» №5-2005. – М.: Образование и информатика, 2005
Соловьева Л.Ф. Информатика в видеосюжетах. СПб.: БХВ-Петербург, 2002 (+компакт-диск)
Милчев М.Н. Практическая энциклопедия цифровой фотографии/М.: АСТ; СПб.: Сова,2005
Ремезовский В., Яковлев А. Цифровая фотография. Просто и доступно (+CD)/- CG,, 2006г.