Взаимодействие ИИКЦ Истоки и гимназии № 13 о раннем приобщении учащихся к научно-исследовательской деячтельности
Воробьева Р.М., руководитель ИИКЦ «Истоки»
Очеретина С.В., педагог дополнительного
образования ИИКЦ «Истоки»
Взаимодействие информационно-исследовательского краеведческого центра «Истоки» и гимназии №13 в раннем приобщении учащихся к научно-исследовательской деятельности.
Стремительные изменения в обществе, происходящие сегодня требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности.
В современном обществе востребована личность, способная к активной познавательной деятельности, готовая к постоянному пополнению и обновлению полученных знаний, к самореализации и саморазвитию.
Задачи по формированию вышеперечисленных качеств возлагаются на образование. Наиболее конструктивно для решения этих задач взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования детей.
Информационно-исследовательский краеведческий центр «Истоки» много лет сотрудничает с гимназией №13, реализуя программы, направленные на интеллектуальное творческое развитие учащихся на основе приобщения к краеведческой работе.
В рамках этого сотрудничества все чаще применяется технология организации исследовательской деятельности учащихся.
Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Она открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность.
Информационно-исследовательский краеведческий центр «Истоки» организует внеурочную исследовательскую деятельность учащихся через групповые и индивидуальные занятия по программам дополнительного образования туристско-краеведческой и социально-педагогической направленности, а также через участие подростков в познавательных, творческих конкурсах и конферециях краеведческой направленности.
Исследовательская деятельность в области изучения своего края решается комплекс задач учебно-воспитательного характера: не только обогащает ребенка новыми знаниями, но и формирует эмоционально окрашенное чувстсво любви к родному краю, формирует практические умения и навыки.
К научным исследованиям учащихся привлекают обычно в старших классах. Однако в современных условиях «делать первые шаги в науку», начинать исследовательскую деятельность можно уже с учащимися начальной школы.
Приобщение к научно-исследовательской деятельности в начальных классах способствует раннему выявлению и развитию интеллектуальных и творческих способностей ребёнка. Дети испытывают естественную потребность к новым знаниям, они любознательны от природы. И это необходимо стимулировать и направлять в нужное русло. Ребёнок учится видеть проблему, выстраивать простейшие гипотезы, анализировать и сравнивать. Кроме того дети учатся задавать вопросы: корректно и грамотно. И, наконец, ребёнок начинает осознавать себя как исследователь, он учится выдвигать собственные идеи и правильно их защищать.
Научно-исследовательская работа в начальной школе имеет свою специфику. В ней велика направляющая, стимулирующая и корректирующая деятельность взрослого. Чаще всего это деятельность педагога, но иногда эту роль выполняют заинтересованные родители. В силу своего возраста учащиеся начальных классов не могут еще полностью самостоятельно включиться в исследовательскую деятельность. Задача педагога состоит в том, чтобы привлечь родителей, бабушек и дедушек к первым исследованиям ребенка.
Еще одна особенность исследовательской работы учащихся младших классов состоит в том, что совершенно не принципиальна новизна предмета исследования. То есть сначала дети работают над уже давно доказанными вещами. Они сами проходят путь познания и делают выводы. В начальной стадии исследовательской деятельности важен сам процесс познания. Темы для научных исследований должны соответствовать возрасту и интересам ребенка.
На протяжении 4 лет учащиеся начальных классов гимназии №13 занимались по дополнительной образовательной программе «Край ты мой, любимый!» (педагог дополнительного образования С.В.Очеретина). Они знакомились с жизнью и бытом наших предков, с историческим прошлым Нижегородского края, с памятниками истории и культуры, посещали музеи и экскурсии по городу.
В ходе освоения программы учащиеся постоянно выполняли творческие задания и небольшие исследования. Например, «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Моя родословная», «Семейная реликвия», «Родная улица моя», «Их именами названы улицы нашего города» и другие. Выполняя эти исследования, младшие школьники посещали библиотеки, музеи, читали краеведческую литературу, учились находить информацию в различных источниках.
Для ребенка очень важно знать, что результаты его исследований интересны другим, он хочет быть услышанным. Для этого даже небольшие исследовательские работы представлялись на суд одноклассников. Выступая перед классом с изложением результатов своих исследований, ребенок учится преодолевать свою робость, логично излагать материал, отвечать на вопросы.
В ходе подобных небольших исследований к 3-4 классам выделилась группа учащихся, заинтересованных в исследовательской работе и склонных к ней. Они стали заниматься научно-исследовательской работой более углубленно. Результаты их работы представлялись на районных конкурсах патриотической и краеведческой направленности.
Многие учащиеся при помощи родителей провели самостоятельную исследовательскую работу по изучению истории семьи и приняли участие в районном конкурсе «Моя семья в истории страны». Работы были представлены в номинациях «Семейная реликвия», «Мое генеалогическое древо», «Судьба семьи в истории страны». Розинский Георгий принял участие в городском конкурсе (2012 г.)
Исследовательский проект «Обереги русского народа» позволил учащимся 3 класса узнать много нового, сделать выставку оберегов, составить по ней интересную экскурсию и принять участие в районном конкурсе «История обычных вещей» (2013 г).
Различные вопросы истории Нижнего Новгорода и Нижегородского края были изучены учащимися в рамках участия в городском интеллектуальном конкурсе «Мой Нижний Новгород» (2013 г.) и в районных краеведческих чтениях «Страницы истории родного края в истории Отечества» (НОУ).
На протяжении 2 последних лет ИИКЦ «Истоки» организует работу секции «Юный исследователь» в рамках НОУ. В работе этой секции принимают участие учащиеся 3-7 классов. С докладами по результатам своих исследований на секции «Юный исследователь» выступали учащиеся гимназии №13 Мичурина Полина (2013 г.), Розинский Георгий (2014 г.), Трянин Иван (2014 г.). Мичурина Полина провела исследование о традициях старообрядчества в Нижегородском крае, использовав материал, накопленный в ее семье. Розинский Георгий заинтересовался историей пожарной охраны в Нижнем Новгороде. Трянин Иван собирает коллекцию моделей отечественных автомобилей, изучает историю ГАЗа.
Работа секции «Юный исследователь» пользуется большой популярностью. В перспективе планируется среди учащихся начальной школы и 5-6 классов проводить отдельный конкурс «Калейдоскоп научных идей», основанный на краеведческом материале.
Также планируется привлекать учащихся начальной школы к участию в конкурсе поисковых групп «Мы – первые!» и «Герои гражданского общества», т.к. поисковая работа – основа научно-исследовательской, творческой деятельности и развития гражданской инициативы.
Таким образом, информационно-исследовательский краеведческий центр «Истоки» планирует в перспективе расширять взаимодействие с гимназией №13 в процессе раннего приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности.
Создавая, таким образом, условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу.
Именно исследовательская деятельность краеведческой тематики позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления учащимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что ведет к формированию у учащихся начальной школы ключевых компетенций.