Технологическая карта урока русского языка на тему Обращение (5 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №2»
Чистопольского муниципального района РТ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
В 5 КЛАССЕ
«Обращение. Предложение с обращениями»
Учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Гаранина А.Н.
г..Чистополь 2014
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тип урока: Урок открытия нового знания
Учитель: Гаранина А.Н. МБОУ «Гимназия № 2» Чистопольского муниципального района
Тема: Обращение .Предложение с обращениями
УМК: Учебный комплекс: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».
Класс: 5
Цели:
- деятельностные: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; развитие навыков самоконтроля.
-содержательные: дать представление об обращении, употреблении обращений в речи; познакомить с условиями постановки знаков препинания в предложениях с обращениями, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать содержание понятия «обращение», правила постановки знаков препинания в предложениях с обращениями; знать об употреблении обращений в речи, научиться составлять предложения с обращениями.
Метапредметные: извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств;
Личностные: осознавать богатство русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию.
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Цель:
включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне
-Добрый день, ребята, начинаем наш урок.
Обратитесь с приветствием и пожеланием хорошей работы на уроке к своему соседу по парте.
Учащиеся обращаются друг к другу с приветствием Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу
2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель:
поиск решения учебной задачи..Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи: Предлагает повторить тему «Синтаксис», выполнив Лингвистическую разминку (кроссворд)
Лингвистическая разминка (кроссворд)
Это сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически. (Словосочетание)
Второстепенный член предложения, обозначает признак по месту, времени, причине, цели, выражен наречием или существительным с предлогом. (Обстоятельство)
Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. А определение, дополнение, обстоятельство – это … (Второстепенные)
Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. (Сказуемое)
Главный член предложения, который обозначает предмет речи. (Подлежащее)
Второстепенный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается обычно существительным и местоимение. (Дополнение)
Эти члены предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления. (Однородные)
Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится… (Тире)
Второстепенный член предложения обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? и выражается обычно именами прилагательными и некоторыми местоимениями. (Определение)
-Что можно сказать, глядя на эти записи?
Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.
Предположите, какая тема урока у нас сегодня?
Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться?
Сообщает тему урока, уточняет цель
-Эта конструкция осложняет наши предложения, но значительно облегчает нашу жизнь. Кто хорошо владеет ею, тот непременно добивается успехов в общении, а значит, и в жизни.
Отвечают на вопросы кроссворда, выполнив это задание, учащиеся узнают , что получилось слово-обращение
Дети формулируют цели урока:
- познакомиться с обращением, уметь находить обращение в предложении
- употреблять обращения в речи Коммуникативные: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий.
Познавательные: анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Регулятивные: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения
3) Этап выявления места и причины затруднения,
построения проекта выхода из затруднения.
Цель: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем), применение нового знания в типовых заданиях Запишите предложения, подчерните главные члены предложения в них.
1. Гости князю поклонились,   Вышли вон и в путь пустились.2. Чем вы, гости, торг ведете?
Какова синтаксическая роль слова "гости" в первом предложении? (подлежащее)
Почему выделяется запятыми слово "гости" во втором предложении?
Является ли оно членом предложения? Выделите грамматическую основу.
А какую выполняет функцию? (называют того, кого спрашивают, к кому обращаются с речью).
Как можно назвать это особое слово?
Давайте познакомимся с теоретическим материалом в ученике «Русский язык. Теория» параграф 22.
- На уроке будем совершенствовать навыки выделения обращений запятыми.
- Кроме запятой, какой еще знак можно поставить? (!)
- Определите грамматический признак обращения. (Выражено чаще всего существительным в именительном падеже).
Сравнение с подлежащим
- Как можно отличить обращение от подлежащего?
(1. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, от обращения нет. 2. Между подлежащим и сказуемым нет паузы, после обращения есть. 3. Обращение может быть выражено не одним словом, а целым сочетанием). Записывают предложения, подчеркивают главные члены, отвечают на вопросы, сравнивают, изучат материал параграфа, делают выводы Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.
Коммуникативные: участвуют в обсуждении содержания материала.
Познавательные: проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.
.
4) Этап реализации построенного проекта.
Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.
Найдите и выделите в текстах обращения , поставьте знаки препинания (самостоятельная работа )
Ивушка.
Ивушка ивушка зеленая моя!
Что же ты ивушка не весела стоишь?
Или тебя ивушка солнышком печет?
Солнышком печет, частым дождичком сечет?
Под корешок ключевая вода не течет?

Тропинка.
Тропинка тропинка что прячешься ты?
Зачем ты уходишь тайком под кусты?
То вдруг пропадешь, то ныряешь в овраг.
Скажи мне тропинка ты мне друг или враг?
Записывают предложения, расставляют знаки препинания, находят обращения Познавательные: действие по аналогии, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу, осуществляют самоконтроль
Коммуникативные: управление поведением партнера, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
5) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.
Работа по учебнику –упражнение 307 Работают по учебнику, комментируя подобранные ответы Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, поиск разнообразных способов решения задач. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные: контроль, коррекция
6) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Работа по учебнику – упражнение 308 Работают самостоятельно по учебнику, проверяют по эталону. Познавательные: осуществляют работу по выполнению отдельных операций.
Коммуникативные: рефлексия своих действий
Регулятивные: осуществляют самоконтроль, коррекцию
7) Этап включения в систему знаний и повторения.
Цель: повторение и закрепление ранее изученногоСоставьте распространенные предложения так, чтобы слово мама в первом предложении было подлежащим, во втором- обращением, в третьем- дополнением.
Затем проведите взаимопроверку (работа в парах) Учащиеся составляют предложения, обмениваются тетрадями, проверяют работы друг у друга Личностные: самоопределение.
Познавательные: применяют новый способ, отработка операций, в которых допущены ошибки.
Коммуникативные: строят рассуждения, понятные для собеседника, умеют использовать речь для регуляции своего действия
Регулятивные :самопроверка, отрабатывают способ в целом, осуществляют пошаговый контроль по результату
8) Этап рефлексии учебной деятельности.
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания
Подводит итог, просит задать друг другу вопросы по теме урока. (Упражнение «Любопытный Буратино»)
Домашнее задание( на выбор)
1.Написать письмо другу, используя обращения.
2.Выписать 5 предложений с обращениями из произведений А.С.Пушкина
3. Упр.310
Задают друг другу вопросы
Выполняют рефлексию
Записывают домашнее задание в дневники Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.
Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельностиРегулятивные : осуществляют пошаговый контроль по результату.