Статья Методы и приемы повышения мотивации изучения иностранного языка

Мотивация – это сторона субъективного мира ученика и она определяется его собственными осознаваемыми потребностями (желаниями, побуждениями, стремлениями). Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на нее, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе. Чтобы заинтересовать учеников изучением иностранного языка, необходимо организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на уроке. Поэтому, одной из задач учителя является создание оптимальных благоприятных условий для формирования у обучающихся устойчивой положительной мотивации к урокам иностранного языка. Педагог должен хорошо представлять себе весь арсенал мотивационных средств и уметь применять их в учебном процессе. Учебный процесс по содержанию, форме подачи материала должен быть гибким и преследовать одну из главнейших задач обучения - сделать усвоение знаний учащихся прочным, осмысленным, а саму учебу - желанной, доставляющей радость.
Проанализировав большое разнообразие приемов организации учебной деятельности и различных педагогических технологий можно выделить ряд, использование которых на уроках оказывает наиболее успешное воздействие на мотивацию изучения обучающимися иностранного языка.
1. Использование педагогических технологий: игровые формы; развивающие задания; проблемное обучение; логические задачи, построенные в виде «загадочных» ситуаций; проектная деятельность; творческие задания.
Использование игровых форм обучения, и в первую очередь ролевых игр, является отличительной особенностью интенсивных методов. Игра раскрепощает ребёнка, стимулирует его фантазию, раскрывает его творческие возможности, свойства его личности. Игры превращают урок в живое интересное занятие.
Коммуникативные задания, связанные с иноязычным общением, являются любимой деятельностью учащихся на уроке. Диалоги на уроках английского языка служат для них мотивом усвоения новых слов. Дети лучше запоминают слова, если приходится употреблять их в речи.
Проектный метод как способ развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка позволяет органично интегрировать знания учащихся из различных областей для решения отдельно взятой практической проблемы, стимулируя при этом развитие познавательных способностей личности учащегося, тем самым, создавая положительную мотивацию к изучению иностранного языка.
Определяющая роль творческих заданий в формировании положительной мотивации к изучению английского языка заключается в том, что:
учащиеся ощущают рост языковых умений и навыков, являясь активными участниками образовательного процесса, самостоятельно определяя форму представления учебного материала и его содержательное наполнение;
чередование творческих заданий разного вида и уровня сложности позволяет снимать возникающие в процессе учения мотивационные блокировки;
учебное творчество, представленное в различных видах, позволяет ученикам с самыми разными способностями и склонностями найти возможность самореализации в ситуации успеха;
творческие задания дают возможность непосредственного участия школьников в продуктивной деятельности, что стимулирует их к дальнейшему развитию и самосовершенствованию;
выполнение заданий возрастающего уровня сложности приводит к преобразованию познавательных мотивов учения от простых форм (любопытство, любознательность) к более сложным (интерес, интеллектуальные мотивы).
Музыка, стихи, песни, сказки - сильнейший психологический побудитель, проникающий в глубины сознания, вносящий в процесс изучения языка элемент праздничности, не традиционности, что оказывает существенное влияние на эмоциональную сферу обучаемых. Это один из видов речевого общения, средство более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т.к. включает новые слова и выражения. Уже знакомая лексика здесь встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации.
2. Различные формы урока
Видео урок - просмотр видеофильмов оказывает эмоциональное воздействие на учащихся. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности, есть возможность выяснить личностное отношение к увиденному.
Урок – экскурсия предлагает обучающемуся выступить в роли гида. Такая форма урока позволяет раскрыть возможности ученика, обратиться к его личному опыту, его потребностям и интересам.
Урок - спектакль (подготовка спектакля - творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей).
Урок-праздник (эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации).
Урок - интервью (это своеобразный диалог по обмену информацией).
Урок-эссе (предполагает выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: размышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского "я").
Урок – Интернет. Использование информационных ресурсов сети Интернет и их интегрирование в учебный процесс, более эффективно решает не только целый ряд дидактических задач на уроке, но и формирует устойчивую мотивацию иноязычной деятельности.
Интегрированный урок
Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам.
3. Оценивание как средство мотивации к изучению иностранного языка.
Новые государственные стандарты по иностранным языкам предполагают: объективное оценивание своих учебных достижений; владение навыками контроля и оценки своей деятельности; учет мнения окружающих при самооценивании; оценивание своего вклада при выполнении группового задания.
Формы оценивания:
Формальное оценивание - это выставление оценок при наличии определённых критериев в условиях, которые обеспечивают оценивание индивидуальных лингвистических и коммуникативных знаний, умений, навыков в данной области.
Неформальное оценивание - это система наблюдений и сбор данных о том, что из себя представляет ученик в нормальных условиях обучения.
Цель неформального оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путём похвалы и поддержки.
Самооценивание - это оценивание, проводимое самим ребёнком, с целью измерить собственный успех.
Групповое оценивание (или оценивание одноклассниками) - это процесс оценивания друг друга во время урочной деятельности.
Выполняя такой вид оценивания ученики: учатся взаимодействию, стремясь к одной цели; учатся уважать и принимать мнение другого человека; становятся партнёрами, что сводит к минимуму негативный аспект соревновательности; начинают доверять друг другу; чувствуют себя более защищёнными, чем работая в одиночку.
Именно перечисленные методы и приёмы способствуют развитию широких познавательных мотивов.