Приёмы повышения мотивации обучающихся при изучении иностранного языка
ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Преподаватель английского языка Л.Н.Букина.
Астраханское специальное ПУ
Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современного процесса обучения. Ее роль в овладении системой знаний, умений и навыков обусловлена характером самой учебной деятельности, обновлением содержания образования, выра боткой у обучающихся активности, стремления к самосовершенствованию. Успешность студента в изучении иностранного языка определяется такими факторами как: наличие базового уровня знаний и умений, сформированность психических функций и процессов, необходимый уровень развития ценностно – смысловой, эмоционально – волевой, мотивационно – потребностной сфер личности, полной реализации ее интеллектуального потенциала, соблюдения соответсвующих условий протекания учебного процесса. Формирование мотивации – это не «перекладывание» преподавателем в голову обучающихся готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения, а создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их студентами. Проблема мотивации особенно важна при изучении языка, т.к. у многих обучающихся нет естественной потребности в общении на иностранном языке, нет англоговорящих друзей, книг на иностранном языке и т.д. Это значит, что преподаватель английского языка сам должен максимально заинтересовать обучающихся.
На формирование мотивации влияет ряд условий: Первое условие - это новизна. Если задания будут повторяться, то обучающиеся с достаточным уровнем языковой компетенции быстро потеряют интерес. Слабые же довольно охотно выполняют уже знакомые и ранее проработанные ими задания. Благодаря этому они приобретают положительные эмоции и их уверенность повышается, а с ней и уровень мотивации. Второе условие - это степень сложности задания. Огромное значение здесь имеет самооценка обучающегося, которую на протяжении обучения помогает поднять его преподаватель. Это позволяет перевести трудное задание в разряд более легких и тем самым поднять мотивацию к выполнению данного задания. Третье условие - это время, отводимое на подготовку задания. При недостатке времени и жестких сроках студенты попадают в стрессовую ситуацию и практически перестают работать. Четвертое условие - это участие в дистанционных олимпиадах, что является эффективным способом повышения образовательного уровня студентов, мотивирует их на подготовку к экзаменам, на самоутверждение, на раскрытие своего потенциала .Пятое условие -это применение новых информационных технологий. Современный преподаватель должен активно применять такие технологии на своем уроке. Необходимо использование презентаций, компьютерного тестирования, что является довольно нетрадиционной формой контроля знаний и в связи с этим вызывающий огромный интерес у студентов. Всё это поможет сделать урок интересным и увлекательным для студентов.
Существует много способов и приёмов стимулирования обучающихся к изучению английского языка:
1. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры обучающихся в свои способности и возможности, в их реализацию.
2. Использование креативной методики «Шесть шляп мышления»Шесть шляп мышления или «Six thinking hats» — метод, позволяющий помогать обучающимся обсуждать проблемы, выражая разные точки зрения.
3. Работа с газетным материалом.
Во-первых, газетная лексика является актуальной и современной. Во-вторых, информация, содержащаяся в газетных публикациях, помогает студентам понять современные тенденции в обществе.
4. Организация внеурочной деятельности создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность. Она помогает преодолевать трудности в обучении 5.Использование эвристических методов на уроке иностранного языка может способствовать не только формированию и развитию творческих и коммуникативных навыков учащихся, но и активизировать изученный лексический и грамматический материал, принимая во внимание требования современного ФГОС .( Метод исключения лишнего, метод учета взглядов других людей, метод запрещенных слови другие.),
6. Творческие работы повышают интерес к изучению языка, способствует самореализации , расширяют кругозор обучающихся и соответственно запас лексических единиц.
7..Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность студентов в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений, овладению иностранным языком.
8. Использование на уроках следующих приемов: 1. приемы, связанные со стимулирующим влиянием содержания учебного материала (показ новизны, историзм, прием апперцепции, сравнительный анализ и культурных особенностей разных стран, межпредметные связи);2. приемы, связанные с интерактивными методами и методами проблемного обучения (постановка проблемных вопросов, усиление аргументации, «мозговой штурм», нетрадиционные формы проведения уроков); 3. приемы, связанные с применением наглядных, технических и дидактических средств обучения.
4. приемы, основанные на педагогическом общении учителя и учащихся, общения учащихся между собой (оценочные обращения учителя, создание ситуации успеха, оказание своевременной помощи, поддержка начинаний); 5. приемы побуждения к учению, учитывающие внутриколлективные отношения в классе (планирование, выполнение, обсуждение совместной деятельности, опора на общественное мнение).
Мотивы учения определяют направленность личности студента, его успехи и неудачи. Положительными мотивами являются стремление к знаниям, желание получить хорошую оценку, заслужить благодарность родителей и учителей, Задача преподавателя состоит в том, чтобы развивать и укреплять эти мотивы.