Технологическая карта урока по русскому языку по теме Что такое обращение?


Урок 10Что такое обращение?
Цель деятель-ности учителя Создать условия для ознакомления со словами-обращениями; способствовать развитию умения выделять слова-обращения в речи
Тип урока Конструирование способа действий
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся: писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных текстов, проверять написанное, ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
методы и формы обучения Фронтальная, индивидуальная, парная
Образовательные ресурсы Учебник, рабочая тетрадь
Оборудование Доска
Наглядно-демонстрационный материал Запись элементов букв, предложения
Основные понятия и термины Предложения со словами-обращениями. Знаки препинания в предложениях с обращениями
организационная структура (сценарий) урока
Этапыурока Обучающие и раз-вивающие компоненты, задания и упраж-нения Деятельность учителя Деятельностьучащихся Формыорганизации взаимодействияна уроке Формируемыеумения (универсальные учебные действия) Проме-жуточныйконтроль
1 2 3 4 5 6 7
I. Проверка домашнего задания Работа над упражнением с целью выявления умения работатьсамостоятельно – Что было задано на дом? Проверим, как вы выполнили домашнее задание (учитель проверяет выборочно несколько тетрадей).
Сначала педагог организует проверку упражнения в рабочей тетради, а затем в учебнике.
– Что надо было выполнить в упражнении?
– Работать будем в паре.
– Какие пропущенные буквы вставили? Какое предложение выписали?
– Прочитайте получившийся текст, выделяя голосом границу каждого предложения, соблюдая нужную интонацию. Объясните постановку знаков препинания в предложениях.
– Объясните значение слова «та́волга». – Выполнить по выбору упр. 23 на с. 11 в рабочей тетради или упр. 33 на с. 23 в учебнике.
Отвечают на вопросы.
Луговое травянистое растение с крупными соцветиями душистых цветков Парная.
Фрон-тальнаяР – владеют уме-ниями контроли-ровать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют взаимный контроль Правильно выпол-ненные задания упраж-нения
II. Постановка учебной задачи Формулирование учебных задач на основе выдвижения гипотез, предположений по названию раздела и тем – Откройте учебник на с. 24, найдите упр. 34. Что представлено в этом упражнении?
– Прочитаем их в парах.
– Как вы думаете, как называются выделенные в диалогах слова?
– Сегодня в ходе урока мы сформируем пред-ставление о словах-обращениях. Тема урока так и звучит: «Что такое обращение?» – Диалоги.
Выполняют задание.
Ответы уча-щихсяФрон-тальнаяП – извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, учебника.
Р – осознают и принимаютучебную задачу.
К – слушают друг друга, строят понятные высказы-вания.
Л – осознают границы своего знания и «незнания» III. Минутка чисто-писанияУпражнения на детальный анализ строения букв-знаков, овладение начертаниями букв, соединений – Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать?

Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов.
– Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Напишите строчку элементов букв. – Заглавной и строчной букв Д, д.
Выполняют задания. Фрон-тальная. Индиви-дуальнаяП – владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.
Р – осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия. Написание элементов букв, предло-женияПродолжение табл.
– Посмотрите и отметьте элементы, которые получились у вас лучше остальных.
– Прочитайте записанное ниже предложение.
– Что это за предложение?
– Это предложение запишите в тетради.
Учитель обращает внимание на правильноесоединение букв в словах предложения, правильное оформление предложения на письме.
– Расположите тетрадь правильно. Возьмите правильно ручку. Запишите пословицу.
– Посмотрите и отметьте буквы, которые полу-чились у вас лучше остальных – Доброе братство дороже богатства.
– Это посло-вица.
Выполняют задания К – слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания IV. Изучение нового мате-риала.
1. Комментированный сло-варный диктант Работа над словами с непрове-ряемым написанием. Организует словарную работу: учитель произ-носит словарное слово, названный им ученик вслух проговаривает правильное его написание, остальные учащиеся записывают слово по диктовку: «вместе», «спасибо», «праздник», «овес», «магазин», «картина», «урожай», «товарищ».
– Составьте предложение с любым записанным словом.
– Какое это предложение по цели высказывания и интонации? Выполняют задания.
Отвечают на вопрос. Индиви-дуальная.
Фрон-тальнаяП – владеют навыками безошибочного письма, применяют правила постановки знаков препинания при записи предложений, владеют умением проверять написанное.
Запись словарных слов, предло-жения.
Выполнение физкультминутки(четко следуя
Упражнения физкульт-минутки Физкультминутка(см. урок 6) Выполняют упражнения физкульт-минутки Р – контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.
К – слушают, излагают и аргументируют свое мнение инструкции)
2. Работа по учебнику, с. 24, упр. 34 Работа над упражнением с целью ознакомления со словами-обра-щениями, знаками препинания в предложениях с обраще-ниями– Вернемся к упр. 34 на с. 24. Прочитайте еще раз диалоговую речь. Объясните постановку знаков препинания в конце предложений.
– К кому обращаются участники диалогов? Ответить на этот вопрос вам помогут выделенные в каждом из диалогов слова.
– Слова «Петя», «мама», «Игорек» – это обращения. Они называют того, к кому обращена речь.
– Как эти слова отделены от других слов в предложении?
– В устной речи слова-обращения произносятся с особой интонацией (звательной), выделяются паузами, а на письме – запятыми.
– Прочитайте определение на с. 25. Выразительно прочитайте предложения.
– Спишите любой диалог из упр. 34. Подчеркните слово, называющее лицо, к которому обращена речь Выполняют задание.
– К Пете, маме, Игорьку.
Внимательно слушают.
– Запятой.
Внимательно слушают.
Выполняют задания Фрон-тальная.
Индиви-дуальнаяП – ориентируются на страницах учебника, используют различные способы поиска информации, строят речевое высказываниев соответствии с задачами коммуникации; владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обоб-щения.
Р – принимают и сохраняют зада- Списывание предложений.
Выделение слов-обращений
чи учебной деятельности.
К – слушают сверстников, ведут диалог, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему 3. Работа по учебнику, с. 25, упр. 35 Работа над упражнением с целью выделения слов-обра-щений, постановки знаков препинания в предложениях с обращениями – На с. 25 найдите упр. 35. Прочитайте предложения вполголоса, передавая интонацию каждого предложения.
– Скажите, как на письме выделено обращение в начале, в середине и в конце предложения.
– Выполните письменное задание упражнения Выполняют задание.
– Запятой.
Выполняют задания Фрон-тальная.
Индиви-дуальнаяП – ориентируются на страницах учебника, строят речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Р – принимают и сохраняют задачи учебной деятельности.
К – слушают сверстников, выражают и аргументируют свою точку зрения Списывание предложений.
Постанов-ка знаков препи-нания V. Итог урока.
Рефлексия деятельности Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа – Над какой темой работали на уроке?
– Как определить на слух, какой знак нужно поставить в конце предложения? Как в предложении определить на слух обращение и как обозначить его на письме?
– Откройте рабочие тетради на стр. 12, найдите упр. 26. Выполните устное задание в парах.
– Что выполняли на уроке?
– Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему?
– Как оцениваете свою деятельность на уроке?
Домашнее задание: повторить словарные слова Отвечают на вопросы.
Выполняют задание.
Отвечают на вопросы Фрон-тальная.
Индиви-дуальная.
Парная П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Р – оценивают собственную деятельность на уроке.
Л – проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний Составление диалога со словами-обращениями