КИМы по дисциплине Экономические и правовые основы профессиональной деятельности для профессии 43.01.09 Повар, кондитер
Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области «Борисоглебский техникум промышленных
и информационных технологий»
Комплект контрольно-измерительных материалов по дисциплине
Экономические и правовые основы профессиональной деятельности
специальности/профессии
код специальности/профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»
2017 год
Комплект контрольно-измерительных материалов по дисциплине Экономические и правовые основы профессиональной деятельности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности (профессии) 43.01.09 «Повар, кондитер», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «____» ______________20__г. №______
Методист Заместитель директора
по учебной работе
___________ ФИО ___________С.С. Прохорова
Рассмотрен цикловой комиссией сферы услуг
Протокол от «___» _____________ 20 г. № ____
Председатель ц/к _______________ ФИО
Разработчик:
Бочаева О.О., преподаватель ГБПОУ ВО «БТПИТ»
Общие положения
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу дисциплины Экономические и правовые основы профессиональной деятельности
КИМ включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта.
Результаты освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины Экономические и правовые основы профессиональной деятельности у обучающихся должны быть сформированы знания, умения, общие и профессиональные компетенции.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
У.1 ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;
У.2 применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях;
У.3 защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
З.1 принципы рыночной экономики;
З.2 организационно-правовые формы организаций;
основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;
механизмы формирования заработной платы;
порядок оплаты труда.
Формируемые компетенции:
Общие:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.
Профессиональные:
ПК 1.1. Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ.
ПК 1.2. Готовить и оформлять основные и простые блюда и гарниры из традиционных видов овощей и грибов
ПК 2.1. Производить подготовку зерновых продуктов, жиров, сахара, муки, яиц, молока для приготовления блюд и гарниров.
ПК 2.2. Готовить и оформлять каши и гарниры из круп и риса, простые блюда из бобовых и кукурузы.
ПК 2.3. Готовить и оформлять простые блюда и гарниры из макаронных изделий.
ПК 2.4. Готовить и оформлять простые блюда из яиц и творога.
ПК 2.5. Готовить и оформлять простые мучные блюда из теста с фаршем.
ПК 3.1. Готовить бульоны и отвары.
ПК 3.2. Готовить простые супы.
ПК 3.3. Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикаты.
ПК 3.4. Готовить простые холодные и горячие соусы.
ПК 4.1. Производить обработку рыбы с костным скелетом.
ПК 4.2. Производить приготовление или подготовку полуфабрикатов из рыбы с костным скелетом.
ПК 4.3. Готовить и оформлять простые блюда из рыбы с костным скелетом.
ПК 5.1. Производить подготовку полуфабрикатов из мяса, мясных продуктов и домашней птицы.
ПК 5.2. Производить обработку и приготовление основных полуфабрикатов из мяса, мясопродуктов и домашней птицы.
ПК 5.3. Готовить и оформлять простые блюда из мяса и мясных продуктов.
ПК 5.4. Готовить и оформлять простые блюда из домашней птицы.
ПК 6.1. Готовить бутерброды и гастрономические продукты порциями.
ПК 6.2. Готовить и оформлять салаты.
ПК 6.3. Готовить и оформлять простые холодные закуски.
ПК 6.4. Готовить и оформлять простые холодные блюда.
ПК 7.1. Готовить и оформлять простые холодные и горячие сладкие блюда.
ПК 7.2. Готовить простые горячие напитки.
ПК 7.3. Готовить и оформлять простые холодные напитки.
ПК 8.1. Готовить и оформлять простые хлебобулочные изделия и хлеб.
ПК 8.2. Готовить и оформлять основные мучные кондитерские изделия.
ПК 8.3. Готовить и оформлять печенье, пряники, коврижки.
ПК 8.4. Готовить и использовать в оформлении простые и основные отделочные полуфабрикаты.
ПК 8.5. Готовить и оформлять отечественные классические торты и пирожные.
ПК 8.6. Готовить и оформлять фруктовые и легкие обезжиренные торты и пирожные.
Формы контроля дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
УМЕНИЯ
ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции
выполнение тестовых заданий, устный опрос
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях
решение правовых задач, выполнение тестовых заданий, заполнение документов, устный опрос
защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства
решение правовых задач, устный опрос
ЗНАНИЯ
принципы рыночной экономики
выполнение тестовых заданий, устный опрос
организационно-правовые формы организаций
выполнение тестовых заданий, устный опрос
основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения
решение правовых задач, выполнение тестовых заданий, устный опрос
механизмы формирования заработной платы
выполнение тестовых заданий, устный опрос
формы оплаты труда
решение правовых задач, выполнение тестовых заданий, устный опрос
Формируемые компетенции (профессиональные и общие компетенции)
Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
ПК 1.1. Производить первичную обработку, нарезку и формовку традиционных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ.
Умение
ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;
Применяет экономические знания при приготовлении блюд из плодов и овощей
Экзамен. Оценка по эталону.
ПК 1.2. Готовить и оформлять основные и простые блюда и гарниры из традиционных видов овощей и грибов.
Умение
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях
Применяет экономические знания при приготовлении блюд из плодов и овощей
ПК 2.1. Производить подготовку зерновых продуктов, жиров, сахара, муки, яиц, молока для приготовления блюд и гарниров.
Умение
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях
Применяет экономические знания при приготовлении блюд из круп, яиц, теста.
ПК 2.2. Готовить и оформлять каши и гарниры из круп и риса, простые блюда из бобовых и кукурузы.
Умение
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях
Применяет экономические знания при приготовлении блюд из круп, бобовых и яиц
ПК 2.3. Готовить и оформлять простые блюда и гарниры из макаронных изделий.
Умение
Применяет экономические знания при приготовлении блюд из макаронных изделий.
ПК 2.4. Готовить и оформлять простые блюда из яиц и творога
Умение
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях
Применяет экономические знания при приготовлении блюд из яиц, теста.
ПК 2.5. Готовить и оформлять простые мучные блюда из теста с фаршем.
Умение
ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;
Применяет экономические знания при приготовлении блюд из теста.
ПК 3.1. Готовить бульоны и отвары.
Умение
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях
Применяет экономические знания при приготовлении супов и соусов
ПК 3.2. Готовить простые супы.
Умение
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях
Применяет экономические знания при приготовлении супов и соусов
ПК 3.3. Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикаты.
Умение
ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;
Применяет экономические знания при приготовлении супов и соусов
ПК 3.4. Готовить простые холодные и горячие соусы
Умение
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях
Применяет экономические знания при приготовлении супов и соусов
ПК 4.1. Производить обработку рыбы с костным скелетом.
Умение
ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;
Применяет экономические знания при приготовлении блюд из рыбы
ПК 4.2. Производить приготовление или подготовку полуфабрикатов из рыбы с костным скелетом.
Умение
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях
Применяет экономические знания при приготовлении блюд из рыбы
ПК 4.3. Готовить и оформлять простые блюда из рыбы с костным скелетом.
Умение
ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;
Применяет экономические знания при приготовлении блюд из рыбы
ПК 5.1. Производить подготовку полуфабрикатов из мяса, мясных продуктов и домашней птицы.
Умение
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях
Применяет экономические знания при приготовлении блюд из мяса и домашней птицы
ПК 5.2. Производить обработку и приготовление основных полуфабрикатов из мяса, мясопродуктов и домашней птицы.
Умение
ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;
Применяет экономические знания при приготовлении блюд из мяса и домашней птицы
ПК 5.3. Готовить и оформлять простые блюда из мяса и мясных продуктов.
Умение
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях
Применяет экономические знания при приготовлении блюд из мяса и домашней птицы
ПК 5.4. Готовить и оформлять простые блюда из домашней птицы.
Умение
ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;
Применяет экономические знания при приготовлении блюд из мяса и домашней птицы
ПК 6.1. Готовить бутерброды и гастрономические продукты порциями.
Умение
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях
Применяет экономические знания при приготовлении холодных блюд и закусок
ПК 6.2. Готовить и оформлять салаты.
Умение
ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;
Применяет экономические знания при приготовлении холодных блюд и закусок
ПК 6.3. Готовить и оформлять простые холодные закуски.
Умение
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях
Применяет экономические знания при приготовлении холодных блюд и закусок
ПК 6.4. Готовить и оформлять простые холодные блюда.
Умение
ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;
Применяет экономические знания при приготовлении холодных блюд и закусок
ПК 7.1. Готовить и оформлять простые холодные и горячие сладкие блюда.
Умение
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях
Применяет экономические знания при приготовлении сладких блюд и напитков
ПК 7.2. Готовить простые горячие напитки.
Умение
ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;
Применяет экономические знания при приготовлении сладких блюд и напитков
ПК 7.3. Готовить и оформлять простые холодные напитки.
Умение
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях
Применяет экономические знания при приготовлении сладких блюд и напитков
ПК 8.1. Готовить и оформлять простые хлебобулочные изделия и хлеб.
Умение
ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;
Применяет экономические знания при приготовлении хлебобулочных, изделий.
ПК 8.2. Готовить и оформлять основные мучные кондитерские изделия.
Умение
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях
Применяет экономические знания при приготовлении мучных и кондитерских изделий.
ПК 8.3. Готовить и оформлять печенье, пряники, коврижки.
Умение
ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;
Применяет экономические знания при приготовлении кондитерских изделий.
ПК 8.4. Готовить и использовать в оформлении простые и основные отделочные полуфабрикаты.
Умение
ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;
Применяет экономические знания при приготовлении кондитерских изделий.
ПК 8.5. Готовить и оформлять отечественные классические торты и пирожные.
Умение
применять экономические и правовые знания в конкретных производственных ситуациях
Применяет экономические знания при приготовлении кондитерских изделий.
ПК 8.6. Готовить и оформлять фруктовые и легкие обезжиренные торты и пирожные.
Умение
ориентироваться в общих вопросах экономики производства пищевой продукции;
Применяет экономические знания при приготовлении кондитерских изделий.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Знание
принципов рыночной экономики
Имеет положительные отзывы от работодателей
Участвует в конкурсах
Защита портфолио
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
Знание
организационно-правовых форм организаций
-Определяет проблему в заданной ситуации;
-Планирует результат решения проблемы;
-Выполняет действия в соответствии с составленным планом
Решение проблемных ситуаций
ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
Знание
основных положений законодательства, регулирующего трудовые отношения;
-Определяет проблему в заданной ситуации;
-Планирует результат решения проблемы;
-Выполняет действия в соответствии с составленным планом
Решение проблемных ситуаций
ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
Знание
механизмов формирования заработной платы
-Использует различные источники информации, включая электронные, при выполнении практического задания;
Защита практической работы
ОК 5.
Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Знание
форм оплаты труда
Применяет информационный ресурс для решения проблем в сфере общественного питания
Защита практической работы
ОК 6.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Знание
основных положений законодательства, регулирующего трудовые отношения;
-использует правовые и экономические знания в совместной деятельности;
-участвует в совместном принятии решений
Анализ результатов совместной работы (рефлексия деятельности);
ОК 7.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний
Знание
основных положений законодательства, регулирующего трудовые отношения
Применяет знания правовых и экономических основ при исполнении воинского долга
Анализ результатов совместной работы (рефлексия деятельности);
Контроль результатов освоения дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
ПК, ОК
Наименование раздела
Текущий контроль (наименование контрольно-измерительных материалов)
У.1
У.2
З.1
З.2
ОК1
ОК4
ОК6
ПК2.1
ПК4.1
ПК5.1
Раздел 1. Экономика и право
Тестовые задания
(приложение 1)
У.2
У.3
З.3
З.4
3.5
ОК1
ОК3
ОК7
ПК1.1-1.2
ПК2.1-2.5
ПК3.1-3.4
ПК4.1-4.3
ПК5.1-5.4
ПК6.1-6.4
ПК7.1-7.3
Раздел 2. Правовое регулирование трудовых отношений
Вопросы для контроля
(приложение 2)
У.1
У.2
З.1
ОК1
ОК2
ОК3
ОК4
ОК5
ОК6
ПК1.1-1.2
ПК2.1-2.5
ПК3.1-3.4
ПК4.1-4.3
ПК5.1-5.4
ПК6.1-6.4
ПК7.1-7.3
Раздел 3. Основы предпринимательской деятельности
Тестовые задания
(приложение 3)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта (приложение 4)
5. Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если ..;
- оценка «хорошо» ...;
- оценка «удовлетворительно» ...;
- оценка «неудовлетворительно»
Приложение 1.
Задания по Разделу 1. Экономика и право
Тестовые задания по теме «Понятие и виды экономических споров»
Инструкция по проведению тестового задания( Внимательно прочитайте задание( Выберите правильный вариант ответа( Время выполнения: 45 минут
1. В РФ экономические споры между юридическими лицами по вопросу о признанииправа собственности подведомственныа. мировому судуб. арбитражному судув. суду присяжныхг. конституционному суду2. Одной из сторон в судопроизводстве являетсяа. истецб. потерпевшийв. свидетель3. Арбитражному суду не подведомственны делаа. связанные с осуществлением предпринимательской деятельностиб. по экономическим спорамв. связанные с осуществлением экономической деятельностиг. связанные с выполнением бюджетного и налогового законодательства4. Экономические споры по поводу прав и обязанностей, возникших из договора,называютсяа. договорнымиб. преддоговорнымив. внедоговорными5. К третьему звену системы арбитражных судов относятсяа. 10 окружных арбитражных судовб. Высший арбитражный суд РФв. федеральные арбитражные суды субъектов РФ6. Для субъектов предпринимательской деятельности основными органами,разрешающими экономические споры являютсяа. третейские судыб. суды
в. арбитражные судыг. самозащита7. К лицам, участвующим в арбитражном суде, но не содействующие нормальномуходу разрешения спора, относятсяа. свидетелиб. экспертыв. стороны (истец и ответчик)г. переводчик8. В зависимости от механизма защиты прав предпринимателей не существуютследующие способы защиты гражданских права. рассмотрение экономических споров судами общей юрисдикции и арбитражными судамиб. предоставление защиты путем осуществления пожарного надзорав. Конституционная защитаг. рассмотрение экономических споров, имеющих гражданско-правовуюприроду, третейскими судами9. Апелляционная жалоба на решение арбитражного суда рассматривается в а. двухмесячный срокб. месячный срокв. трехмесячный срок10. Выбор между арбитражными судами, которым подсудно дело принадлежита. истцуб. ответчикув. судьег. третьим лицам
Ключ1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
а б б в а в а в в а
Критерии оценки:
Коэффициент усвоения
Количество существенных операция
Оценка
0,94-1,00
10
5
0,8-0,94
8-9
4
0,7-0,8
7
3
Менее 0,7
Менее 7
2
«5» - получают учащиеся, выполнившие задание в заданное время, самостоятельносправившиеся с работой на 100 - 90 %;
«4» - ставится в том случае, учащиеся выполнили задание в заданное время,самостоятельно, но верные ответы составляют 80 % от общего количества;«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов, учащиеся неуложились в заданное время«2» - соответствует работа, содержащая менее 50% правильных ответов, учащиеся неуложились в заданное время, самостоятельность при выполнении задания отсутствует
Вопросы и задания для устного опроса
Инструкция по проведению устного опроса( 1.Внимательно выслушайте вопрос( 2. Излагайте своими словами, подтверждайте конкретными примерами( 3. Время выполнения: 20 минут
Назовите специфические особенности экономических отношений на предприятиях общественного питания.
Какими методами государство регулирует экономические отношения в сфере общественного питания?
Назовите основные нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятий общественного питания.
Назовите основную техническую документацию, регламентирующую деятельность предприятий общественного питания.
Что представляет собой товарооборот предприятия общественного питания?
Критерии оценкиОценка «5»- полностью освоил учебный материал, умеет изложить его своими словами,самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельноотвечает на дополнительные вопросы преподавателя.Оценка «4»- в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибкипри его изложении своими словами, подтверждает ответ конкретными примерамиправильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.Оценка «3»- не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительныеошибки при его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответконкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы.Оценка «2»- почти не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами,не может подтвердить ответ конкретными примерами, не отвечает на большую частьдополнительных вопросов преподавателя.Оценка «1»- полностью не усвоил учебный материал, не может изложить знания своимисловами, не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя.
Приложение 2.
Тестовые задания по Разделу 2. Правовое регулирование трудовых отношений
Тестовые задания по теме «Понятие трудового договора, его значение»Инструкция по проведению тестового задания( Внимательно прочитайте задание( Выберите правильный вариант ответа( Время выполнения: 45 минут
1. Срок регистрации трудового договора между физическим лицом и работодателем составляета. 7 днейб. 3 дняв. 10 дней с момента заключенияг. 1 месяц2. Трудовой договор не обязателен в письменной форме, еслиа. это особая форма договора - контрактб. трудовой договор заключается с несовершеннолетним работникомв. он заключается с набором работниковг. трудовой договор заключается с молодым специалистом3.Сторонами заключения коллективного договора являютсяа. работодатель (физическое лицо) и работникб. председатель профсоюзного комитета и работникив. собственник или лицо, им уполномоченное и трудовой коллективг. комитет по трудовым спорам и работники4. Начало действия трудового договора считается законныма. через 5 дней после подписания
б. с момента заключенияв. после государственной регистрацииг. С момента провозглашения трудового договора5. Испытания при приеме на работу не применимо ка. лицам пенсионного возрастаб. военнообязаннымв. инвалидамг. работникам до 18 лет6. По срокам действия трудовой договор по бываета. срочный, бессрочный, на время определенной работыб. срочный, бессрочныйв. краткосрочный, среднесрочный, на время определенной работыг. краткосрочный, сезонный, долгосрочный7. Срок испытания при принятии на работу не может превышатьа. 20 днейб. две неделив. в зависимости от сферы деятельности 1-3 месяцаг. 3 месяца8.Трудовой договор может прекратиться по инициативеа. собственника, работника, профсоюзаб. собственника, работника, сотрудников милициив. работника, членов его семьиг. профсоюзного органа, начальника отдела кадров9. Работник должен предупредить администрацию об увольненииа. за 1 месяц до увольненияб. за две недели до увольненияв. за 1 неделю до увольненияг. за три дня до увольнения10. Администрация расторгает трудовой договор с работникома. в случае невозможности продолжения им работы (зачисление в учебное заведение)б. в случае нарушения им правил внутреннего трудового распорядка предприятияв. в случае реорганизации предприятияг. в случае ликвидации предприятия, учреждения, организации
Ключ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
а б в г а в б в а г
Критерии оценки:
Коэффициент усвоения
Количество существенных операция
Оценка
0,9
·4-1,00
10
5
0,8-0,94
8-9
4
0,7-0,8
7
3
Менее 0,7
Менее 7
2
5» - получают учащиеся, выполнившие задание в заданное время, самостоятельносправившиеся с работой на 100 - 90 %;«4» - ставится в том случае, учащиеся выполнили задание в заданное время,самостоятельно, но верные ответы составляют 80 % от общего количества;«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов, учащиеся неуложились в заданное время«2» - соответствует работа, содержащая менее 50% правильных ответов, учащиеся неуложились в заданное время, самостоятельность при выполнении задания отсутствует.
Тестовые задания по теме «Понятие и режим рабочего времени, отпуска»Инструкция по проведению тестового задания( Внимательно прочитайте задание( Выберите правильный вариант ответа( Время выполнения: 45 минут
1. Время, в течение которого работник свободен от выполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению это...а. рабочее времяб. время отдыхав. время обучения2. Видами времени отдыха являются..а. перерывы в течение рабочего дняб. праздничные нерабочие днив. все варианты верны3. Для работников, работающих в холодное время года предоставляетсяа. специальный перерыв для обогрева и отдыхаб. дополнительный отпускв. повышение заработной платы4. Нормальная продолжительность рабочего времени составляет
а. 36 часов в неделюб. 38 часов в неделюв. 40 часов в неделю5. Нормальная продолжительность рабочего времени для работников в возрасте до 16 летсокращается наа. 16 часов в неделюб. 5 часов в неделюв. 4 часа в неделю6. К работе в ночное время не допускаютсяа. беременные женщиныб. женщины, имеющие детей в возрасте до 12 летв. все варианты верны6. Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляета. 28 днейб. 30 днейв. 25 дней7. Отпуск без сохранения заработной платы работникам в случаях рождения ребенка,регистрации брака предоставляется на срока. 5 днейб. 2 дняв. 3 дня8. Привлечение к сверхурочным работам производится работодателем с письменногосогласия работника а. при производстве работ, необходимых для устранения производственной аварииб при производстве работ, необходимых для обороны страныв. все ответы верны9. При восстановлении механизмов, когда неисправность их может вызвать прекращениеработ для значительного числа работников, применяется.а. сверхурочная работаб. работа в ночное времяв. работа по совместительству10. .Размер минимальной оплаты труда работника устанавливаетсяа ТК РФб Конституцией РФв Федеральным законом
Ключ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
а б в а в б а в а в
Критерии оценки:
Коэффициент усвоения
Количество существенных операция
Оценка
0,94-1,00
10
5
0,8-0,94
8-9
4
0,7-0,8
7
3
Менее 0,7
Менее 7
2
5» - получают учащиеся, выполнившие задание в заданное время, самостоятельносправившиеся с работой на 100 - 90 %;«4» - ставится в том случае, учащиеся выполнили задание в заданное время,самостоятельно, но верные ответы составляют 80 % от общего количества;«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов, учащиеся неуложились в заданное время«2» - соответствует работа, содержащая менее 50% правильных ответов, учащиеся неуложились в заданное время, самостоятельность при выполнении задания отсутствует.
Тестовое задание по теме «Понятие и системы заработной платы»Инструкция по проведению тестового задания( Внимательно прочитайте задание( Выберите правильный вариант ответа( Время выполнения: 45 минут
1. Система оплаты труда основного работника в зависимости от выработанной импродукции являетсяа. косвенной сдельнойб. прямой сдельнойв. сдельной2. Оплата труда работника может бытьа. почасовой и премиальнойб. аккордной и сдельнойв. почасовой и сдельной3. Доплаты к заработной плате устанавливаются заа. профессиональное мастерствоб. совмещение должностей, профессийв. длительный непрерывный стажг. работу в многосменном режиме4. . Размеры заработной платы устанавливаютсяа. по согласованию сторонб. по усмотрению администрациив. по желанию работникаг. по согласованию сторон, но не ниже установленного закономминимального размера заработной платы5. Минимальная заработная представляет собойа. максимальный предел, выше которого не может быть установленаоплата труда ни одного работника, выполняющего меру трудаб. минимальный предел, ниже которого не может быть установлена оплата труда ниодного работника, выполняющего меру трудав. основу для начисления пособий по безработицег. среднюю заработную плату работников6. Тариф этоа. заранее установленный размер оплаты труда за единицу рабочеговремени при условии выполнения нормы трудаб. оплата труда при условии выполнения нормы трудав. система оплаты труда за единицу рабочего времени при условии выполнения нормытрудаг. оплата труда по итогам выполненной работы7. Порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат (доплат,надбавок, премий и других) в организациях, финансируемых из федерального бюджета,устанавливаютсяа. органами государственной власти соответствующего субъекта РоссийскойФедерацииб. правительством Российской Федерациив. администрацией предприятияг. коллективным договором
8. Если работник не может получить заработную плату в месте работы, начисленныеденежные суммы по его просьбеа. пересылаются емуб. выдаются по доверенности другому лицув. депонируютсяг. может перечисляться на указанный им лицевой счет в отделения Сбербанка9. В случае направления в служебную командировку работодатель не обязан возмещатьработникуа. расходы по проездуб. расходы по найму жилого помещенияв. дополнительные расходы, связанные с проживанием вне местапостоянного жительства (суточные)г. иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведомаработодателя10. .Размер минимальной оплаты труда работника устанавливается1. ТК РФ2. Конституцией РФ3. Федеральным законом4. подзаконным актом
Ключ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
а в в а а б а в а 2
Критерии оценки:
Коэффициент усвоения
Количество существенных операция
Оценка
0,94-1,00
10
5
0,8-0,94
8-9
4
0,7-0,8
7
3
Менее 0,7
Менее 7
2
5» - получают учащиеся, выполнившие задание в заданное время, самостоятельносправившиеся с работой на 100 - 90 %;«4» - ставится в том случае, учащиеся выполнили задание в заданное время,самостоятельно, но верные ответы составляют 80 % от общего количества;«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов, учащиеся неуложились в заданное время«2» - соответствует работа, содержащая менее 50% правильных ответов, учащиеся неуложились в заданное время, самостоятельность при выполнении задания отсутствует.
Приложение 3.
Задания по Разделу 3. Основы предпринимательской деятельности
Вопросы и задания для устного опроса
Инструкция по проведению устного опроса( 1.Внимательно выслушайте вопрос( 2. Излагайте своими словами, подтверждайте конкретными примерами( 3. Время выполнения: 20 минут
Объясните, каким образом предпринимательская деятельность в сфере услуг способствует экономическому росту?
Назовите основные барьеры в развитии предпринимательства в сфере услуг.
Как вы считаете, каким образом можно снизить эти барьеры? В частности, высокий уровень риска, вызванный неопределённостью внешней среды?
Назовите возможные источники финансирования предпринимательской деятельности.
Каким образом государство оказывает поддержку малому бизнесу? Приведите примеры мероприятий по поддержке развития малого бизнеса, осуществляемых на территории г.Борисоглебска Воронежской области.
Приведите примеры возможных бизнес-идей в сфере общественного питания. Какие бизнес-идеи успешно реализуются на территории г.Борисоглебска воронежской области?
Что представляет собой концепция социально-этического маркетинга? Какие положения этой концепции актуальны для бизнеса в сфере общественного питания?
Что такое маркетинговые исследования рынка? С какой целью они проводятся?
Почему успех бизнеса во многом определяется качеством проведения маркетинговых исследований? Обоснуйте ответ.
Перечислите возможные конкурентные преимущества бизнеса в сфере общественного питания. Приведите конкретные примеры удачного использования подобных преимуществ для повышения конкурентоспособности (на примере малых, средних и крупных предприятий сферы общественного питания г.Борисоглебска Воронежской области)
Критерии оценкиОценка «5»- полностью освоил учебный материал, умеет изложить его своими словами,самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельноотвечает на дополнительные вопросы преподавателя.Оценка «4»- в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибкипри его изложении своими словами, подтверждает ответ конкретными примерамиправильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.Оценка «3»- не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительныеошибки при его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответконкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы.Оценка «2»- почти не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами,не может подтвердить ответ конкретными примерами, не отвечает на большую частьдополнительных вопросов преподавателя.Оценка «1»- полностью не усвоил учебный материал, не может изложить знания своимисловами, не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя.
Приложение 4
Перечень теоретических вопросов для подготовки к дифференцированному зачету по дисциплине
Экономические и правовые основы профессиональной деятельности
Что такое экономические (производственные) отношения и каковы их виды?
Дайте определение предпринимательской деятельности и на много труда.
Перечислите признаки предпринимательской деятельности, покажите связь между нею и наемным трудом.
Охарактеризуйте самостоятельность как важнейший признак предпринимательской деятельности.
Какова цель предпринимательской деятельности? Что такое прибыль?
Чем доход предпринимателя отличается от дохода наемногоработника?
Расскажите о рисковом характере предпринимательской деятельности. Сравните по этому признаку деятельность предпринимателя и труд наемного работника.
Сформулируйте понятие права собственности. Какое значение имеет право собственности для предпринимательской деятельности?
Каковы условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя? Почему недееспособные граждане не могут приобрести этого статуса?
Дайте понятие юридического лица, опишите его признаки. Охарактеризуйте функции юридического лица.
Каковы понятие и признаки гражданско-правового договора?
Что такое экономические споры?
Какими нормами регулируется осуществление правосудия по экономическим спорам?
Какие отношения складываются в процессе труда и каково ихвзаимодействие? В чем состоит необходимость правового регулирования трудовых отношений?Охарактеризуйте предмет трудового права.
Назовите и охарактеризуйте нормативные акты, содержащие нормы трудового права.
Что такое трудовой договор и каково его социальное и юридическое значение?
Каковы основные признаки трудового договора и его отличия от договоров гражданско-правового характера?
Что является содержанием трудового договора? Назовите виды условий трудового договора.
Что такое трудовая книжка, каковы е значение и порядок ведения? Какие сведения вносятся в трудовую книжку?
Что такое испытание при приеме на работу, каковы его цель и юридическое значение? В чем состоит специфика трудовых отношений сторон в период испытательного срока?
Перечислите основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя.
В каких случаях увольнение работника по инициативе работодателя недопустимо?
Перечислите основания расторжения трудового договора по инициативе работника.
Сформулируйте понятие рабочего времени. В чем состоит необходимость и каково значение правового регулирования рабочеговремени?
Что понимается под временем отдыха? Какие виды времени отдыха существуют?
Сформулируйте понятие отпуска и охарактеризуйте его виды.Что такое заработная плата и каково е значение
Охарактеризуйте механизм правового регулирования заработной платы. Какие элементы он включает?
Назовите принципы оплаты труда.
Какие существуют методы правового регулирования оплаты труда?
Что такое минимальный размер оплаты труда и в чем его юридическоезначение?
Что такое дисциплина труда и внутренний распорядок организации? Какими документами они определяются?
Что такое дисциплинарная ответственность и дисциплинарный проступок?
Дайте понятие материальной ответственности.
Каковы особенности материальной ответственности работника? Какие обстоятельства освобождают работника от материальной ответственности?
Перечислите виды трудовых споров. Какими нормами регулируются спорные трудовыеотношения?
Что такое право социального обеспечения? Каковы его принципы и задачи?
Что такое трудовой стаж?
Дайте понятие пенсии, назовите основные виды пенсионного обеспечения в нашей стране.
Охарактеризуйте предмет и метод административного права.
Что такое административные правонарушения и административная ответственность?
Критерии оценки
Оценка «5»- полностью освоил учебный материал, умеет изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.Оценка «4»- в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибкипри его изложении своими словами, подтверждает ответ конкретными примерамиправильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.Оценка «3»- не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки при его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы.Оценка «2»- почти не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может подтвердить ответ конкретными примерами, не отвечает на большую часть дополнительных вопросов преподавателя.Оценка «1»- полностью не усвоил учебный материал, не может изложить знания своими словами, не может ответить на дополнительные вопросы преподавателя.
Тестовые задания и практические задания для дифференцированного зачёта
Вариант 1
Обязательная частьПри выполнении заданий 1-10 выберите правильный ответ из предложенныхвариантов.1. (1 балл) Право собственности предполагаета) владение, пользование, арендаб) владение, распоряжение, арендав) владение, пользование, распоряжениег) покупка, пользование, распоряжение2. (1 балл) Размер ответственности участников акционерного обществаустанавливаетсяа) в размерах, внесенных в уставной капитал вкладовб) всем личным имуществом акционеровв) в равной ответственности всех акционеров3. (1 балл) К существенным условиям договора относитсяа) предмет договораб) испытательный срокв) форс-мажорные обстоятельстваг) передача имущества4. (1 балл) Экономические споры по поводу прав и обязанностей, возникших из договора, называютсяа) договорнымиб) преддоговорнымив) внедоговорными5. (1 балл) Трудовой договор – этоа) соглашение между работником и работодателем, по которому работникобязуется выполнять работу по определенной трудовой функции с подчинениемвнутреннему распорядку, а работодатель обязуется выплачивать заработную платуб) соглашение между работником и работодателем, по которому работникобязуется выполнять работу по определенной трудовой функции, а работодательобязуется выплачивать заработную плату и обеспечивать условия труда,предусмотренные законом и коллективным договоромв) соглашение между работником и работодателем, по которому работникобязуется выполнять работу по определенной трудовой функции с подчинениемвнутреннему распорядку, а работодатель обязуется выплачивать заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законом, коллективным договором и соглашением сторон6. (1 балл) Увольнение работника по инициативе работодателя допускается в случаеа) беременностиб) временной нетрудоспособностив) появления на работе в нетрезвом состоянииг) прогула7. (1 балл) Дисциплинарная ответственность – этоа) наступление неблагоприятных последствий для работника, виновнопричинившего ущерб имуществу работодателяб) наступление неблагоприятных последствий за неисполнение или ненадлежащееисполнение работником своих трудовых обязанностейв) наступление неблагоприятных последствий для работника нарушившеговнутренний трудовой распорядок
г) наступление неблагоприятных последствий для работника, совершившегоправонарушение, в основе которого лежит дисциплинарный проступок8. (1 балл) Нормальная продолжительность рабочего времени в организациях не можетпревышатьа) 40 час.в неделюб) 46 час.в неделюв) 42 час.в неделюг) 48 час.в неделю9. (1 балл) Система оплаты труда основного работника в зависимости от выработаннойим продукции являетсяа) косвенной сдельнойб) прямой сдельнойв) сдельной10. (1 балл) Срок обращения за защитой своих трудовых прав составляета) три месяца со дня, когда субъект узнал или должен был узнать о нарушении своегоб) месяц по спорам об увольнениив) год после нарушения субъективного праваДополнительная частьВыполните практические задания 1 и 2 письменно.Задание 1. (2 балла)Решите задачу.Официантка Соколова регулярно опаздывала на работу и каждый раз, встречая ее в коридоре, генеральный директор Кашкаров в устной форме объявлял ей последнеепредупреждение. Наконец, после очередного опоздания Соколова была уволена занеоднократное неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причин. Какоерешение по указанному вопросу можете принять Вы на месте суда, в который Соколова обратилась с иском о восстановлении на работе?Задание 2. (3 балла)Решите задачу.Иванова была принята на работу поваром с испытательным сроком в два месяца. За три дня до окончания этого срока директор предложил Ивановой продлить испытательный срок до трех месяцев, поскольку, по мнению директора, такая возможность допускается трудовым законодательством, а за истекшие два месяца руководитель еще не успел составить представление о ее деловых качествах. Насколько обосновано подобное предложение? Мотивируйте свой ответ, указав на соответствующие нормы Трудового кодекса.
Вариант 2.
Обязательная частьПри выполнении заданий 1-10 выберите правильный ответ из предложенныхвариантов.1. (1 балл) К объектам собственности не относитсяа) автомобильб) ценные бумагив) трудовой коллективг) производственные здания и сооружения2. (1 балл) Высшим органом управления акционерным обществом открытого типа являетсяа) правлениеб) совет директоровв) собрание акционеровг) администрация3. (1 балл) К двухстороннему договору можно отнестиа) договор купли-продажиб) договор даренияв) завещание4. (1 балл) Для субъектов предпринимательской деятельности основными органами, разрешающими экономические споры являютсяа) третейские судыб) судыв) арбитражные судыг) самозащита5. (1 балл) Трудовой договор заключается а) с момента фактического допуска к работе независимо от того, был ли заключентрудовой договорб) с начала течения испытательного срокав) после получения устного согласия руководителя предприятия о приеме на работу6. (1 балл) Срок испытания не может превышатьа) двух месяцевб) шести месяцевв) трех месяцевг) года7. (1 балл) Мерами взыскания за нарушение трудовой дисциплины являетсяа) замечаниеб) штрафв) выговорг) увольнение по соответствующим основаниям
8. (1 балл) В соответствии с действующим трудовым законодательством,продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующихнерабочему праздничному дню, уменьшается на...а) 3 часаб) 1 часв) 1 деньг) 2 часа9. (1 балл) 1. Трудовой спор – этоа) ситуация, в которой сталкиваются интересы различных субъектовб) неурегулированные разногласия между сторонами трудовых отношений, поступившиена разрешение к компетентному органу или лицув) разногласия по трудовым вопросам10. (1 балл) Вид юридической ответственности работника за совершениедисциплинарного проступка, связанного с исполнением трудовых обязанностейназываетсяа) дисциплинарной ответственностьюб) материальной ответственностьюв) наказаниемДополнительная частьВыполните практические задания 1 и 2 письменно.Задание 1. (2 балла)Решите задачу.Работник кухни Потапова представила для оплаты листок нетрудоспособности черезвосемь месяцев после окончания отпуска по беременности и родам. Вместе с ним онапредставила справку о постановке на уч т в женской консультации при срокебеременности 13 недель. На какие пособия имеет право Потапова, какие документы онадолжна представить для назначения пособия?Задание 2. (3 балла)Решите задачу.Кондитер Семенова, находясь на работе в состоянии алкогольного опьянения, получилатравму – потеряла кисть руки. Медико-социальная экспертная комиссия определилаСеменовой вторую группу инвалидности вследствие несчастного случая на производстве (увечья). Семенова была застрахована от несчастного случая на производстве на 30 тыс. руб. Заработок Семеновой составлял 8 тыс. руб. Является ли это страховым случаем? На какие выплаты может рассчитывать гражданка Семенова?
Критерий
Содержание критерия
Баллы
А
выполнены оба предлагаемых задания;работа выполнена правильно и полностью самостоятельно
5
Б
выполнены оба предлагаемых задания;работа выполнена правильно с уч том 1 несущественнойошибки, исправленной самостоятельно по требованиюпреподавателя
4
В
выполнены оба предлагаемых задания;работа выполнена правильно с уч том 2-3 несущественных ошибок, исправленных самостоятельно по требованию преподавателя
3
Г
выполнено только одно из предлагаемых заданийили допущена существенная ошибка, которую учащийся не может исправить даже по требованию преподавателя
2
Д
выполнено только одно из предлагаемых заданийили допущены 2 или 3 существенных ошибки, которые учащийся не может исправить даже по требованию преподавателя
1
Е
работа не выполнена вовсе
0
Шкала перевода баллов в оценки по пятибалльной системе
Отметка
Минимальное число баллов, необходимых для получения отметки
3 (удовл.)
8
4 (хор.)
10
5 (отл.)
12 и более
Критерии оценки заданий дифференцированного зачёта в виде набора тестовых заданий и практических заданий
Номер задания
Количество правильных ответов
Количество баллов
Обязательная часть
1
1
1
2
1
1
3
1
1
4
1
1
5
1
1
6
1
1
7
1
1
8
1
1
9
1
1
10
1
1
Дополнительная часть
Критерий
Количество баллов
А
5
Б
4
В
3
Г
2
Д
1
Е
0
Задание 1
Задание 2
Используемая литература
1. Кашанина, Т.В., Сизикова, Н.М. Основы права [Текст] учебник/ Т.В.Кашанина,Н.М.Сизикова. - Москва: Юрайт, 2012. -413с . 2.Хабибулин, А., Мурсалимов, К. Правовое обеспечениепрофессиональной деятельности [Текст] : учеб. пособие /А.Хабибулин, К.Мурсалимов.-Москва:Инфра-М,2012.- 336 с.3.Шкатулла, В.И., Надвикова, В.В., Сытинская, М.В. Основы правовыхзнаний [Текст] : учеб.пособие/В.И.Шкатулла, В.В.Надвикова,М.В.Сытинская – Москва:Изд-во Форум, 2012. - 320 с.
4.Трудовой кодекс РФ[Текст] : принят 30.12.2001г. № 197-ФЗ5. Гражданский кодекс РФ [Текст] : ч. 1 от 30.11.1994г. № 51-ФЗ.6.Гражданский кодекс РФ[Текст] : ч. 2 от 26.01.1996г. № 14-ФЗ.7.Гражданский кодекс РФ [Текст] :ч. 3 от 26.11.2001г. № 146-ФЗ.8.Гражданский кодекс РФ[Текст] : ч. 4 от 18.12.2006г. № 230-ФЗ.
Интернет-ресурсы:
1.Интернетресурс.«Электронная библиотека.Право России» Форма доступа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.Интернет ресурс. Справочная система«Консультант-плюс. Форма доступа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.Интернет ресурс.Угрюмова Г.И. Правовое регулирование увольнения за нарушениетрудовой дисциплины- автореферат. Форма доступа [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.Интернет ресурс. Царенко Ю. Власть и трудовая дисциплина. Понятие и пониманиесути. Форма доступа:http://www.kadrovic- plus.ru/catalog/likbez /element .phpid=1085
В качестве форм текущего контроля могут быть использованы тестовые задания, вопросы, задачи, задания для контрольной работы и т.д.
В качестве КИМ для промежуточной аттестации могут быть использованы: вопросы, тестовые задания, задачи, задания к контрольной работе
13PAGE 15
13PAGE 14315
Заголовок 1Заголовок 415