Развитие навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи.
Развитие навыков словообразования
у детей с общим недоразвитием речи.
Автор: Неслуженко Наталья Геннадьевна.
Тема: Дикие и домашние животные.
Цель: развивать навыки словообразования с помощью использования пиктограмм у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. развить у ребенка ощущение системного устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами одного семантического поля.
2. Первичное закрепление полученной информации путём объединения слов «родственными отношениями».
3. Формирование и развитие информационной компетентности.
4. Развитие навыков структурированного мышления, ориентированного на умения работать с информацией.
5. Воспитание культуры обмена мнениями.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проблемная ситуация.
Наш знакомый дедушка-Сказочник расскажет интересную сказку.
Садитесь по удобнее и слушайте внимательно русскую народную сказку «Зимовье».
Шел бык лесом, попадается ему навстречу баран.
- Куда, баран, идешь? - спросил бык.
- От зимы лета ищу, - говорит баран.
- Пойдем со мною!
Вот пошли они вместе, попадается им навстречу свинья.
- Куда, свинья, идешь? - спросил бык.
- От зимы лета ищу, - отвечает свинья.
- Иди с нами.
Пошли втроем дальше, навстречу им гусь.
- Куда, гусь, идешь? - спрашивает бык.
- От зимы лета ищу, - отвечает гусь.
- Ну, иди за нами!
Вот гусь и пошел за ними. Идут, а навстречу им петух.
- Куда, петух, идешь? - спросил бык.
- От зимы лета ищу, - отвечает петух.
- Иди за нами!
Вот они идут путем-дорогою и разговаривают промеж себя:
- Как же, братцы-товарищи! Время подходит холодное, где тепла искать? Бык и сказывает:
- Ну, давайте избу строить, а то, чего доброго, и впрямь зимою замерзнем. Баран говорит:
- У меня шуба тепла - вишь какая шерсть! Я и так перезимую.
Свинья говорит:
- А по мне хоть какие морозы - я не боюсь: зароюсь в землю и без избы прозимую.
Гусь говорит:
- А я сяду в середину ели, одно крыло постелю, а другим оденусь, меня никакой холод не возьмет; я и так прозимую.
Петух говорит:
- А разве у меня нет своих крыльев? И я прозимую!
Бык видит - дело плохо, надо одному хлопотать.
- Ну, - говорит, - вы как хотите, а я стану избу строить.
Выстроил себе избушку и живет в ней. Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран просится у быка:
- Пусти, брат, погреться.
- Нет, баран, у тебя шуба теплая; ты и так перезимуешь. Не пущу!
- А коли не пустишь, то я разбегусь и вышибу из твой избы бревно; тебе же будет холоднее.Бык думал-думал: “Дай пущу, а то, пожалуй, и меня заморозит”,- и пустил барана.
Вот и свинья прозябла, пришла к быку:
- Пусти, брат, погреться.
- Нет, не пущу! Ты в землю зароешься и так перезимуешь.
- А не пустишь, так я рылом все столбы подрою да твою избу сворочу.
Делать нечего, надо пустить. Пустил и свинью. Тут пришли к быку гусь и петух:
- Пусти, брат, к себе погреться.
- Нет, не пущу! У вас по два крыла: одно постелешь, другим оденешься; так и прозимуете!
- А не пустишь, - говорит гусь, - так я весь мох из твоих стен повыщипываю, тебе же холоднее будет.
- Не пустишь? - говорит петух. - Так я взлечу на чердак, всю землю с потолка сгребу, тебе же холоднее будет.
Что делать быку? Пустил жить к себе и гуся и петуха.
Вот живут они себе в избушке. осказках.ру - oskazkax.ru Отогрелся в тепле петух и начал песенки распевать.
Услыхала лиса, что петух песенки распевает, захотелось ей петушиным мясом полакомиться, да как достать его?
Лиса поднялась на хитрости, отправилась к медведю да волку и сказала:
- Ну, любезные куманьки! Я нашла для всех поживу: для тебя, медведь, - быка, для тебя волк, - барана, а для себя - петуха.
- Хорошо, кумушка! - говорит медведь и волк. - Мы твоих услуг никогда не забудем. Пойдем же приколем да поедим!
Лиса привела их к избушке. Медведь говорит волку.
- Иди ты вперед! А волк кричит:
- Нет, ты посильнее меня, иди ты вперед!
Ладно, пошел медведь; только что в двери - бык наклонил голову и припер его рогами к стенке. А баран разбежался да как бацнет медведя в бок - и сшиб его с ног. А свинья рвет и мечет в клочья. А гусь подлетел - глаза щиплет. А петух сидит на брусу и кричит:
- Подайте сюда, подайте сюда!
Волк с лисой услыхали крик да бежать!
Вот медведь рвался, рвался, насилу вырвался, догнал волка и рассказывает:
- Ну, что было мне!.. Этакого страху отродясь не видывал. Только что вошел я в избу, откуда ни возьмись, баба с ухватом на меня... Так к стене и прижала! Набежало народу пропасть: кто бьет, кто рвет, кто шилом в глаза колет.
А еще один на брусу сидел да все кричал: “Подайте сюда, подайте сюда!” Ну, если б подали к нему, кажись бы, и смерть была!»
Помогите дедушке-Сказочнику разобраться кто домашнее животное, а кто дикое? Создай презентацию, которая поможет ему разделить животных.
3. Индивидуальные задания, направленные на поиск решения поставленной проблемы.
А. Игровое задание «Подберем слова» проводится при изучении темы «Животные наших лесов» (а также тем: «Животные Севера», «Животные жарких стран», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»). Каждому ребенку выдают картинку с изображением лесного зверя (либо другого животного или птицы в соответствии с изучаемой темой).
На столе перевернуты 10 (или 15, 20, т.е. число кратное 5) карточек с пиктограммами. Среди них попадаются и одинаковые. Дети по очереди берут по одной карточке и образуют заданное выпавшей пиктограммой слово от названия своего животного. Это повторяется 2—4 раза. Выигрывает тот, у кого больше правильных ответов.
4. Индивидуальное задание. Анализ произведени, направленный на выявление его жанровой специфики.
С опорой на пиктограммы определи где живет животное, чем питается. При выполнении этого задания опирайся на вопросы:
С какой целью рассказали эту сказку?
Назови ласково животное;
Как его назовём, если он станет огромным;
Назови детёнышей;
Назови части тела.
5. Текущий контроль в форме теста с выбором ответа (домашнее или дикое животное):
1. Показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно (либо с помощью педагога).
2. Не следует обходить вниманием и те ситуации, когда образование слова по какой-либо схеме является исторически ненормативным для языка (лошадиха, гусиха, котиха, собачица, бельчица, ежица, крокодиленок, обезьяненок, бегемотята и др.). Детям нужно доступно объяснить, что так говорить неправильно. При этом обязательно предъявить и закрепить правильный вариант ответа.
Литература:
1.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2005.
2.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004.
3.Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008.
4.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
5.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007.
Ожидаемый результат:
Дети узнают о многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно (либо с помощью педагога).
Развить у ребенка ощущение системного устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами одного семантического поля.
Таким образом, в сознании слова начнут существовать не разобщенно, а «семьями», объединенными «родственными отношениями».