Формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста


О работе по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой большое место отведено работе по ознакомлению детей с окружающим миром и обогащению их словаря.
Дошкольный возраст – пора более насыщенного, более активного, чем в раннем возрасте, восприятия действительности и включения в окружающую жизнь, что сопровождается быстрым увеличением запаса слов у детей.
Ребенок каждодневно сталкивается с предметами и явлениями, одни из которых ему знакомы, другие – нет. У него возникают вопросы, желание узнать: «Что это? Как называется? Для чего? Из чего и как сделано?» Ребенок пытается рассмотреть окружающие предметы, потрогать их, действовать с ними. В семье ребенок на свои вопросы получает ответы от родителей, других членов семьи. Многие родители, не ожидая вопросов ребенка, сами объясняют ему то, что он видит.
В детском саду воспитатель знакомит детей с окружающим миром, обогащает и упорядочивает их жизненные впечатления.
Жизненный опыт приобретается ребенком в процессе непосредственного восприятия действительности. Отражение в сознании ребенка окружающих предметов и явлений при помощи ощущений, восприятий, представлений – чувственный опыт, т.е. опыт, приобретаемый через органы чувств.
Однако ознакомление с окружающим будет неполным, если оно ограничивается только восприятием, накоплением представлений. Необходимо сообщать детям наименования тех предметов и явлений, которые они воспринимают.
Слово всегда должно сопутствовать непосредственному восприятию в ходе познания ребенком действительности.
Познавательный процесс – ознакомление с действительностью и обогащение словаря детей – должен захватывать и эмоциональную область их психики, сопровождаться чувством заинтересованности, ярким положительным отношением к людям, к труду, к родному краю, эстетическим отношением к окружающему.
В любой деятельности ребенка дома и в детском саду имеется в какой-то мере познавательный момент. Это непреднамеренное ознакомление с окружающим миром.
Однако в детском саду ознакомление с окружающим миром осуществляется и организованно – на занятиях, когда воспитатель расширяет и упорядочивает представления и знания детей, руководствуясь программой.
В ходе этих занятий ведется словарная работа, задачей которой является расширение словарного запаса, уточнение понимания детьми значения слова, активизация словаря.
Расширение запаса слов детей происходит за счет обогащения словаря: названиями предметов (имена существительные), с которыми детям приходится иметь дело; названиями качеств предметов (имена прилагательные) – словами, обозначающими цвет, пространственные и временные качества и отношения, другие свойства и качества предметов, воспринимаемые зрением, осязанием, вкусом; внешние или физические качества, внутренние качества, качества характера, психического склада, относительные признаки; названиями действий и процессов.
Запас слов у детей должен соответствовать запасу их представлений. Не следует вводить в словарь детей узкопрофессиональные, устаревшие или вышедшие из употребления слова.
Не менее важна работа над уточнением понимания ребенком значения слов. В силу того, что смысловая емкость слова не ограничивается единичным значением и многие слова нашего языка многозначны, ребенок из-за недостаточного жизненного опыта не может сразу усвоить значение слова во всем его объеме. Это длительный процесс, который не заканчивается в дошкольном возрасте.
Воспитатель должен не только расширять запас слов детей, но и учить их пользоваться словарным запасом, добиваться, чтобы речь возможно точнее выражала мысль.
Основным источником обогащения словаря детей является речь взрослых, в первую очередь педагога, который учит и воспитывает детей, больше других находится с ними в течение дня.
Дети заимствуют у воспитателя слова и способы употребления слов: они не могут сами отбирать, что хорошо, что правильно, и подражают всему, что слышат. Поэтому речь воспитателя должна быть образцом для детей.
Вторым источником обогащения словаря детей служат детская художественная литература и фольклор, которые воспринимаются детьми через чтение и рассказывание взрослых.